Урок "Познание мира". 4-й класс. Тема: "Степь. Растения и животные степей"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: познакомить учащихся с природными особенностями степных просторов Казахстана.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:

1. Сформировать понятие “Степь” и раскрыть виды степей.

2. Установить взаимосвязь между живой и неживой природой, между растительным и животным миром степей, выделив их особенности в изучаемом материале.

3. Выделять главное, существенное в изучаемом материале.

4. Развивать наблюдательность и речь учащихся.

5. Воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту.

Сверх задача: мы должны знать природу своей Родины, уметь приумножать ее богатства и сохранить для бедующих поколении.

Тезис: Степь бесконечна, как время. Растительный и природный мир ее разнообразен.

Ключевые понятия: Степь, растительный и животный мир степей.

Оборудование: Физическая карта Казахстана. Картина “степь”, гербарий растений, картины животных, грамзапись, чучела животных, Красная книга, компьютер, учебник, бумага, фломастер, картинки гор и леса.

Ход урока

I . Организационный момент

Добрый день ребята! Улыбнитесь друг другу.

На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

II. Ситуация успеха

Сейчас мы послушаем фрагмент из кюя Курмангазы. (компьютер)

Соотнесите звучащую мелодию кюя с изображением природы на слайдах

Лес Степь Горы

Почему вы выбираете именно это изображение? (Открываются широкие бескрайние просторы.)

Картина “Степь”. Обращается внимание на изображение цветущей степи.

Вот такой вы ее представляете? Какие чувства вызывает у вас эта степь? Почему? (Чувство радости, восхищение красотой степи)

Но всегда ли она такая? (Ответы учащихся).

Психологический конфликт

(Показать степь, какая она разная).

В одной из передач “Большая стирка” актер театра и кино Э. Виторган говорил, “В молодости я побывал в Казахстане. Осталось жуткое впечатление. Степь - это ужасное, голое место, знойный ветер, пыль, палящая жара. Воздух такой горячий, что трудно дышать. Степь - безжизненная пустыня”.

Прав ли актер? (Высказывание учащихся.)

Вот сегодня на уроке вы узнаете, что такое степь и какой она бывает.

III. Изучение нового материала

Работа в парах (группах)

1 группа. Задание: (учебник с 75-76)

  • Раскройте понятие степь
  • Замоделируйте их виды

2 группа

  • Замоделируйте виды растений степи.
  • Выявите их особенности(c.77)

3 группа

  • Сделайте модель о животных степей
  • Назовите их особенности. (c.78 -79)

Грамзапись (звучит кюй, голоса птиц).

IY. Первичная проверка понимания

Каждая группа рассказывает о результатах своей работы, представляет модели (большой лист бумаги, изображение выполнены фломастером). См. Приложение1.

Y. Закрепление

Работа за компьютером. Предлагается материал из раздела “природные зоны” (Степь). Учащиеся всего класса изучают материал 5 - 7 минут.

YI. Контроль усвоения

Работа на компьютере с кроссвордом на тему “Степь” (Приложение2).

  1. Луковичное растение, которое весной преображает степь в красный ковер.
  2. Птица, высоко парящая в небе.
  3. Грызуны, которые живут колониями. Часто становятся на задние лапы, “столбиком”
  4. Открытое, безлесное пространство покрытое травами.
  5. Наиболее распространенное растение степей.

YII. Подведение итогов (оценивание)

  • В чем мы еще раз сегодня убедились? (Природа Казахстана разнообразна).
  • Что означает: “Степная земля бесконечна, как время”?
  • Как сохранить все богатство растительного и животного мира степи?
  • О чем рассказывает нам Красная книга природы?

(Оценки за кроссворд компьютер выставил, плюс оценить работу по выступлениям спикеров групп)

YIII. Домашние задание (инструктаж)

  1. Ответить на вопросы учебника с. 79
  2. 1 группа рисунок в книжке-малышке (творческая работа) на тему “Степь”. 2 и 3 группы - составят рассказ на тему “Степь весной”.