Ознакомление детей дошкольного возраста с основами правовой культуры

Разделы: Работа с дошкольниками


ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с основами правового сознания: все люди на Земле защищены Законом, никто не может нарушать Права, записанные в Декларации: право на выбор, право на дружбу, право на внимание, а также на защиту от унижения, жестокости.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. На пороге встречает Тотошка, у него послание, на котором знак “ Унижение “.

- Что означает этот знак?

Чтение послания: “Гингема решила погубить Изумрудный город. Она хочет, чтобы все ей подчинялись и чтобы всегда была ночь! Спасти жителей могут лишь те, кто знает Права, записанные в Декларации прав человека. Помогите нам!”

- Что такое Декларация? (Это Закон).

- Ребята, что будем делать?

(Отправимся на помощь.)

- А как же мы попадем в Волшебную страну?

(Ответы - предположения детей).

2. Обратить внимание на схему в послании.

- Нам надо найти волшебные серебряные башмачки в нашей группе.

(По схеме ищем серебряные башмачки).

- Но их только одна пара, а нам надо всем вместе попасть в Волшебную страну. Как это сделать? (Взяться всем за руки).

3. Щелкнули каблучками, попали в Волшебную страну.

- А куда же дальше? Смотрите - стрелка. Пойдем по ней.

4. По стрелочке подходим к столу, на котором стоят вода, краски, кисти, поролон.

Рисование “Волшебных картинок“.

- Ребята, выберите любой листок с понравившейся цифрой и закрасьте его. У кого что нарисовано?

(Это жители Волшебной страны: Дровосек, Страшила и Лев).

- Они нам хотят что - то подсказать. Давайте составим по порядку цифры.

(Получилось слово “ Изумрудный “).

- Нам надо идти в Изумрудный город. Посмотрите внимательно: в какую сторону нам надо идти?

(Посередине группы к потолку подвешены из зеленой бумаги звездочки, птицы, облака. На полу разложены зеленые цветы разного оттенка).

5. Подходим к круглому столу, на котором нарисована звезда. На каждом лучике стоит в вазочке плавающая свеча и лежит письмо:

“Для того, чтобы победить злую Гингему, вам необходимо зажечь все свечи. Но они зажгутся лишь тогда, когда вы правильно выполните задание. Успехов вам!”

Под каждым лучиком лежит конверт с заданием. Конверты разного цвета и пронумерованы.

- Ребята, нам надо подумать, в каком порядке будем решать задания: конверты выберем по цветам или по порядку номеров?

(Решение принимается большинством).

6. КОНВЕРТ № 1

- За две минуты разложите правильно права - символы (песочные часы).

Подсказка Страшилы:

- справа права, которыми вы пользуетесь

- слева те права, которые вас защищают.

(Встать надо лицом к окну).

- Задание выполнено правильно - зажигаем одну свечку.

7. КОНВЕРТ № 2

- Подберите к знаку недостающую часть/

Подсказка Дровосека:

- Этот знак надо закрыть знаком “Право детей на защиту, любовь, помощь“.

(Дети находят знаки-права и закрывают сверху знак “ Жестокость “.)

- Назовите, пожалуйста, сказки, где присутствует жестокость по отношению к детям.

( “ Золушка “, “ Крошечка-Хаврошечка “, “ Буратино “ и т.д.)

- Задание выполнено правильно - зажигаем вторую свечку.

8. КОНВЕРТ № 3

- Соедините точки по порядку.

- Что у вас получилось?

Подсказка от Льва:

- Назовите пословицы о дружбе:

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Друг познается в беде.
  • Новых друзей наживают, а старых не забывают.
  • В согласном стаде и волк не страшен.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Не мил и свет, когда друга нет.

Просмотр отрывка о дружбе из сказки “Волшебник Изумрудного города “.

Беседа по отрывку.

Зажигаем свечку, если задание выполнено правильно.

9. КОНВЕРТ № 4

- Прочитайте по картинкам.

в - ваза

н - ножницы

и - иголка

м - машина

а - арбуз

н - нитки

и - иголка

е - ель

- Найдите знак “Право детей на внимание, заботу .

Вопросы от волшебницы Вилины:

- В чем проявляется внимание и забота взрослых о детях?

- В чем проявляется внимание и забота детей о взрослых?

10. Подходим к кувшину с соком и стаканами.

- Это, наверно, добрая волшебница позаботилась о нас и приготовила сок. Хотите сок попить? Как его поровну разделить, если кружки разные? (Мерной кружкой).

- Ребята, внимательно посмотрите, всем ли хватило сока? Давайте проверим, загорится ли наша свечка? (Да/Нет)

- О ком вы забыли? (О воспитателе).

Делятся соком. Задание выполнено правильно, зажигаем четвертую свечку.

11. КОНВЕРТ № 5

- Осталась последняя свеча и последний конверт.

“Соберите знак из частей“.

(Знак “ Все имеют Права независимо от...” разрезан на 10 частей - по одной части на каждого ребенка.)

- Все на Земле имеют одинаковые права, независимо от того:

- ребенок это или... (взрослый)

- мальчик или... (девочка)

- бедный или... (богатый)

- говорит на русском языке или... (английском, французском и т.д.)

- живет на севере или... (юге) и т.д.

- Молодцы! Зажигаем свечку.

12. Вот мы и доказали Гингеме, что знаем Декларацию прав человека, и никто не может нарушить наши права. Протяните мне, пожалуйста, левую ладошку, которая ближе к сердцу, и растопите теплом своего сердца льдинку. Как лед тает в нашей ладошке, так наши добрые сердца, отзывчивость, желание помочь и знание Прав помогли победить зло.

(Дети салфеткой вытирают руки).

13. Теперь мы можем возвратиться обратно в детский сад. Встанем вокруг стола, возьмемся за руки, щелкнем каблучками и... Мы уже в нашей группе.

14. Один из гостей благодарит за путешествие и помощь жителям Изумрудного города и угощает детей конфетами. Конфет много.

- Кого еще угостим? (Гостей).

15. Я уверена, что свечи уже можно погасить, потому что мы помним о наших правах и стараемся их реализовывать.

Дети гасят свечи.

“ЛИЧНЫЕ ПРАВА РЕБЕНКА”

У детей с момента рождения, как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмом защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обращаться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо знать, на что имеешь право.

ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО:

Иногда ставить себя на первое место;
Просить о помощи и эмоциональной поддержке;
Протестовать против несправедливого обращения или критики;
На свое собственное мнение и убеждения;
Совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;
Предоставлять людям самим решать свои проблемы;
Говорить “нет, спасибо”, “извините, НЕТ”;
Не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;
Побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;
На свои собственные чувства – независимо от того, понимают ли их окружающие;
Менять свои решения или избирать другой образ действий;
Добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает…

ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ:

Быть безупречным на 100%;
Следовать за “толпой”;
Любить людей, приносящих вам вред;
Делать приятное неприятным людям;
Извиняться за то, что были самим собой;
Выбиваться из сил ради других;
Чувствовать себя виноватым за свои желания;
Мириться с неприятной ситуацией;
Жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
Сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
Делать больше, чем вам позволяет время;
Отдавать что-то, что на самом деле отдавать не хочется;
Делать что-то, что на самом деле сделать не можете;
Выполнять неразумные требования;
Нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;
Оказываться от своего “Я” ради кого бы то или чего бы то ни было.
Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.

Кети Ди Заслофф
(исполнительный директор ПАСА, США).