Совершенствование вычислительной культуры учащихся с использованием нематематической информации

Разделы: Математика


Работая в малокомплектной школе, необходимо учитывать специфические особенности, обусловленные разнообразными объективными и субъективными фактами:

  • сельскохозяйственное окружение;
  • характер производительного труда родителей учащихся (в сельском и лесном хозяйстве, в ремонтных механических мастерских, на животноводческих фермах и комплексах);
  • постоянное общение учащихся с природой, животными;
  • ограниченность источника самостоятельного приобретения учениками дополнительных знаний (отсутствие книг в сельской и школьной библиотеках, недостатки обеспечения компьютерами и Интернетом);
  • возможность составления задач на местном материале.

При подготовке и проведении урочных и внеурочных занятий возникает педагогическая необходимость усилить учебно-воспитательные возможности одних факторов и ослабить отрицательное влияние других.

Многолетний опыт работы позволил создать систему работы по совершенствованию вычислительной культуры учащихся с использованием нематематической информации. Вычислительные умения и навыки без систематической тренировки ослабевают. Их совершенствование возможно как в устной, так и в письменной работе учащихся. Причем, активность детей зависит от впечатлений, которые на них производит содержание задач, способ подачи информации и окружающая обстановка. И если возникает интерес, то, как следствие, возникает стремление к достижению цели, увлечение выполняемой работой.

К работе по созданию заданий активно привлекаются учащиеся: они подбирают или самостоятельно составляют задания. В эту работу вовлекаю и тех учеников, у которых проявился интерес к математике, несмотря на низкую успеваемость по предмету. Поощряя за самые малые успехи, достигнутые самостоятельным трудом в свободное от уроков время, можно стимулировать самообучение школьника.

Приведу пример письменных заданий в 5 классе по теме “Действия с натуральными числами”.

Задания заранее записаны на плакатах в виде блок-схем. Выполняя по определенному порядку действия с натуральными числами, ученик находил информацию, которая служила ответом. Кроме требования произвести те или иные вычисления данные задания содержат подсказки для проверки правильности ответа. Контроль и время выполнения заданий зависит от подготовки класса. Если класс слабый, то подробно рассмотреть получение первого ответа вместе, а затем дать возможность самостоятельно выполнить работу. Ответы и подсказки могут находиться на оборотной стороне плакатов. Организовывать работу можно как по вариантам с последующей проверкой учителем, так и в парах со взаимопроверкой. Или же вариант, когда один ученик решает за оборотом доски, а другие - самостоятельно. А затем проверка с использованием сигнальных карточек и фронтальное обсуждение ошибок.

1. Тема "Сложение натуральных чисел"

Гуськом, в развалку, по тропинке
Бегут подушки да перинки
Гурьбой барахтаться в пруду,
Горланя хором на ходу.

Задание. Из пуха какой птицы делают подушки и перинки? Узнать название птицы, выполнив сложение трех чисел в столбцах таблицы. (Работу можно организовать по рядам).

90961

80103

1980596

78639

80529

396004

267048

85089

302010

88717008

75008567

2303765

Ответы: 473500, 89193115, 2467493, 77256211

Подсказка: по последним цифрам ответов (по числу единиц) определить название птицы. (ГУСЬ)

2. Тема "Совместные действия"

На юге Америки гусей используют на прополке хлопковых полей. Они выщипывают все сорняки, не трогая хлопчатника, потому что терпеть не могут его вкуса.

Задание. Определить, поле какой площади могут полностью очистить от сорной травы стада гусей.

3. Тема "Вычитание натуральных чисел"

Известны случаи, когда кабаны переплывали Волгу и даже залив в Азовском море.

Задание. Выполнив вычитание чисел, определить ширину залива в Азовском море.

Подсказка: ответ выражен в километрах.

4. Тема "Деление натуральных чисел"

В глубокой древности лошадей очень уважали. Царь Кипра послал египетскому Фараону Аменхотепу письмо, которое начиналось так: "Желаю здоровья Вам, Вашей семье и Вашим коням!"

Задание. Определить, сколько тысяч лет назад было послано это письмо.

Сложите ответы, оканчивающие нулём, сумму умножьте на 2 и прибавьте 860.

5. Тема "Умножение натуральных чисел"

Кому из домашних животных в Голландии поставлен памятник, на постаменте которого выбита надпись: "Нашей матери"?

Задание. Определить название домашнего животного.

Подсказка: первая цифра ответа указывает на букву. (Корова).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

В

Р

О

А

Л

Е

К

У

Н

6. Тема "Совместные действия"

Сейчас в мире существует больше ста пород лошадей. Самыми красивыми и быстрыми считаются лошади арабской породы. А в нашей стране вывели знаменитых орловских рысаков, могучих владимирских тяжеловозов.

Задание. Определить, сколько же могут везти эти самые тяжеловозы?

Подсказка: выбрать наименьший ответ в обеих колонках, вычесть из первого второй по схеме:

Image7.gif (491 bytes)

Для развития вычислительных навыков учителя часто проводят на уроках устные упражнения. Но во время устного счёта некоторые ученики не спешат отвечать, так как не могут выполнить вычисления или надеются, что учитель их не спросит.

Чаще всего я использую устную контрольную работу, которая принуждает к ответу всех учащихся. Выполнив задания, ребята узнают свои результаты на этом же уроке.

Приведу пример устных заданий в 6 классе по теме "Действия с десятичными дробями".

1. Тема "Вычитание десятичных дробей"

Лошади-тяжеловозы в Бельгии называются брабансоны, во Франции - першероны.

Задание. Как называют тяжеловозов в Англии? На этих лошадях ездили верхом рыцари в тяжёлых доспехах и с вооружением.

Подсказка: каждому ответу поставлена в соответствие буква (шайры).

2. Тема "Сложение десятичных дробей"

Хозяин, когда запрягает лошадь, любит повторять поговорку, прочитать которую вы сможете, вставив необходимые слова.

Задание. Выполнить сложение и подобрать необходимые слова.

Варианты ответов:

0,998

Ласковый

2,096

Добрый

3,728

Огонь

0,929

Медные трубы

6,464

Метель

10,568

Вода

Подсказка: Добрый конь из воды вытащит, из огня вынесет.

3. Тема "Положительные и отрицательные числа"

Иглы ежа не только защищают его от врагов, но и смягчают удары, если животное свалится с дерева. Если ежу кто-нибудь угрожает, он сворачивается, превращаясь в круглый колючий шарик, - в этом и состоит его защита. У дикобраза иголки длиннее. Каждая иголка несколько десятков сантиметров.

Задание. Определить длину иголок дикобраза, решив примеры в указанном порядке.

Подсказка: ответ выражен в сантиметрах (50 см).

4. Кроме лосося и форели, медведи охотятся на оленей и мелких млекопитающих. Они также едят насекомых, корни и плоды растений.

Задание. Определить вес бурого медведя, выполнив указанные действия.

Подсказка: Выбери из ответов наибольший. Проверка:

5. Медведи, живущие в тех местах, где в изобилии водится лосось, обычно крупнее своих собратьев, обитающих вдали от рек.

Задание. Вычислите длину когтей бурого медведя, выполнив действия первого столбика. Определите длину его зубов, выполнив действия второго столбика в указанном порядке.

6. Белые медведи обитают на Крайнем Севере. Его белый мех - не только отличный камуфляж, но и надёжная защита от мороза.

Задание. Определить в килограммах вес самца белого медведя.

А у нас во дворе

(радиопрограмма с попугаем Кокой)

Тема: Действия с обыкновенными дробями (6 класс).

О целях и задачах урока

Это обобщающий урок проводится в конце изучения темы “Проценты”. Основной акцент ставится на:

  • общее развитие учащихся, а именно: развитие логического мышления, математической речи, элементарных экономических навыков;
  • умение применять полученные знания в реальной жизни;
  • воспитание патриотических чувств, заботы о родном селе.

Оборудование:

  • карточки и плакаты с заданиями;
  • газетные вырезки, сигнальные карточки;
  • рисунки животных (попугай, гусь, корова, свинья, лошадь).

Ход урока

Учитель от имени попугая. Внимание! Внимание! Уважаемые слушатели программы “А у нас во дворе”! Раннее утро, но симпатичные обитатели двора на ногах и лапах: с хорошим настроением они готовы к новому трудовому дню. Сейчас я, ваш специальный корреспондент Кока, попрошу представиться (вывешиваются рисунки животных):

Конь Буян - немолодой, но сильный и выносливый, хороший работник.

Корова Звёздочка - весёлая, добродушная, трудолюбивая, кормилица всей семьи.

Гусь Барон - гордый и храбрый вожак гусиного стада.

Свинья Матрёна - неторопливая, любопытная, заботливая, многодетная мать.

Попугай Кока - болтун, хвастунишка, знает множество интересных историй.

Дорогие слушатели программы “А у нас во дворе”, я предлагаю начать репортаж с необыкновенных творений природы! Гуси - прекрасные сторожа, и поэтому их часто используют для охраны заводов и фабрик, которые занимают большую территорию. Послушайте удивительную легенду о том, как гуси спасли город.

Это было в древности. Тёмной ночью к городу подходили отряды врагов, а стража, как назло, задремала. Но тут, почуяв опасность, подняли гуси страшный шум. Воины проснулись, позвали на помощь и отбросили неприятеля.

Задание 1. Узнать название города. Для этого нужно решить примеры в обыкновенных дробях. Затем ответ перевести в десятичные дроби. Выполняется устно. На обратной стороне карточек написан ответ.

Дополнительно. Задание на смекалку:

Город Рим был основан в 753 году до нашей эры, Москва в 1997 году отмечала своё 850-летие. На сколько лет Рим старше Москвы? Сколько это веков?

Кока: Представьте себе, бывают свиньи - рыболовы! Живут они на одном из островов в центральной части Тихого океана, и никто не знает, как они туда попали.

Задание 2. Определить, на какую глубину ныряет свинья в погоне за рыбой.

На доске записаны примеры. Вычислить, используя ответ 1 примера для решения второго и т.д. Выполнить в тетрадях с комментарием решения.

Кока: Оказывается, свиньи могут предсказывать погоду.

Задание 3. Выполнить действия по указанной схеме (выполняется по вариантам самостоятельно в тетрадях, проверка осуществляется с помощью сигнальных карточек).

Кока: Уважаемая Звёздочка, судя по всему, Вы относитесь к чёрно-пёстрой породе. Так вот, - для её выведения когда-то использовали молочных коров. За одни сутки корова по имени Убре Бланка, живущая на Кубе, дала 109 кг молока.

Задание 4. По данным местной газеты “Знамя” среднесуточный надой на одну корову в нашем акционерном обществе в ноябре был 3 кг, а в декабре стал 3,6 кг. Вычислить, на сколько процентов увеличился надой на одну корову? Дополнительно: Определить, во сколько раз в данный момент корова-рекордсмен даёт больше молока, чем наша. Ответ округлить до единиц. (Задание выполняется на доске. Одновременно, индивидуально можно предложить карточки для выполнения в тетради.)

Карточки:

Имеется творог двух сортов: “жирный” содержит 20% жира, “нежирный” содержит 5% жира. Определите процент жирности полученного творога, если смешали:

а) 2 кг “жирного” и 3 кг “нежирного”;

б) 3 кг “жирного” и 2 кг “нежирного”.

Кока: По данным газеты "Знамя" за 1998 г. в районном элеваторе хранилось зерно урожая 1997 г. и почти полностью - урожая 1998 г. Почему? Давайте разберёмся. Почему невыгодно было продавать зерно? Государство закупало у нашего колхоза зерно по цене, примерно равной 36 долларам США за 1 тонну, что составляло 27% от мировой цены на зерно в тот момент.

Задание 5. Определить закупочную мировую цену на зерно в долларах, ответ округлить до десятков. Задание выполняется на доске. (Ответ: ~ 130 долларов США).

Дополнительно (домашнее задание): Подобрать газетные вырезки о ценах на зерно урожая 2003 - 2004 гг. Сделать вывод о рентабельности производства зерна и молочной продукции.

Кока: Итак, уважаемые слушатели, мы покидаем гостеприимный двор. Но на прощание я предлагаю выполнить необычное задание.

Творческое задание. Начертить в тетради квадрат со стороной 10 клеток. Раскрасить его в цвета, которые есть на нашем российском флаге: 5% - в синий цвет, 10% - в красный цвет. Сколько % площади будет белого, незакрашенного цвета?

Подведение итогов.