Организация индивидуального подхода на уроках-практикумах

Разделы: Математика


Пути решения проблем, стоящих перед школой, отражены в концепции общего среднего образования. В ней особое внимание придается содержанию, формам и методам обучения в средней общеобразовательной школе. Она содержит требования не только к качеству знаний, но и к способам их усвоения. Работа может и должна осуществляться под лозунгом Л.Н. Толстого: “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти”.

Для этого необходимо поставить в центр процесса обучения ребенка с его интересами, способностями, жизненным опытом и потребностями. Разные учащиеся воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по-разному, что приводит к неодинаковым успехам. Помимо этого, сам процесс обучения переживается и оценивается детьми по-разному.

Нужно ли учителю учитывать индивидуальные особенности в процессе обучения? Необходимость этого очевидна. В школе принцип индивидуального подхода может быть реализован в форме индивидуализации и дифференциации обучения. Учителю нужно так активизировать учебно-познавательную деятельность учеников, чтобы каждый из них углубил и расширил знания, а учащиеся, имеющие низкие учебные возможности, успешно отрабатывали учебный материал. Этому в полной мере способствуют уроки-практикумы.

Практикум - специфическая конструкция звена применения знаний к практическому решению задач. Это форма требует от учащихся высокого уровня знаний по теме и развитых умений и навыков. Мобилизуя теоретические знания, ученики должны найти рациональные способы решения поставленных задач. Практикумы способствуют осуществлению приложения полученных учащимися знаний в новые ситуации. В этом их большая развивающая роль.

Для проведения уроков-практикумов класс делится на несколько групп: выравнивания, поддержки и развития. Каждый ученик “отрабатывает” одно двухчасовое занятие по теме. Он самостоятельно или с консультациями выполняет выбранные задания. Домашние задания после практикумов не задаются, но поощряется, если учащийся, выполнив более простой по степени трудности вариант, на дом возьмет работу по исполнению более сложного варианта.

Материалы к заданиям практикума снабжены справочниками теоретического характера. Учащиеся со слабыми учебными возможностями пользуются алгоритмами решения задач определенного типа, что дает возможность решать все задачи данного класса.

Педагог осуществляет ненавязчивый оперативный контроль за работой класса, если требуется - комментирует и корректирует деятельность учащихся. Практикумы - одна из форм индивидуализированного подхода к активизации работы учащихся. Работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Это способствует развитию в детях независимости, инициативности и творческого потенциала.

Конспект урока-практикума по теме: “Решение неравенств”.

Практикум  №4. Решение неравенств

Вариант 1.

Задание 1. Изобразите схематический график функции и укажите все значения x, при которых функция принимает: а) положительные; б) отрицательные значения:

1) ; 2) ; 3) ;

4) ; 5) ; 6) ;

7) ; 8)

Задание 2. Решите квадратное неравенство, используя график квадратичной функции:

1) ; 2) ; 3) ;

4) ; 5) ; 6) ;

7) ; 8) .

Задание 3. Найдите множество решений неравенства:

1) ; 2) ; 3) ;

4) ; 5) ; 6) ;

7) ; 8) ;

Задание 4. Решите неравенство методом интервалов:

1) ; 2) ; 3) ;

4) ; 5) ; 6) ;

7) ; 8) .

Задание 5. Составьте неравенство, решение которого записывается так:

1) ; 2) ; 3) ;

4) ; 5) ; 6) .

Задание 6. Найдите все значения переменной, при которых выражение имеет смысл:

1) ; 2) ; 3) ;

4) ; 5) ; 6) ;

7) ; 8) .

Практикум  №4. Решение неравенств

Вариант 2.

Задание 1. Решите квадратное неравенство, используя график квадратичной функции:

1) ; 2) ; 3) ;

4) ; 5) ; 6) ;

7) ; 8) ; 9) ;

10) ; 11) ; 12) ;

13) ; 14) ; 15) ;

15) .

Задание 2. Решите неравенство методом интервалов:

1) ; 2) ;

3) ; 4) ;

5) ; 6) ;

7) ; 8) ;

9) ;

10) ; 11) ;

12) ; 13) ;

14) .

Задание 3. Найдите решение неравенства:

1) ; 2) ;

3) ; 4) ;

5) ; 6) ;

7) ; 8) ;

9) ;

10) ; 11) ;

12) ; 13) .

Задание 4. Решите неравенство, перейдя к решению систем неравенств:

1) ; 2) ; 3) ;

4) ; 5) ; 6) ;

7) ; 8) ; 9) ;

10) ; 11) .

Задание 5. Составьте неравенство, решение которого записывается так:

1) ; 2) ;

3) ; 4) ;

5) ? ; 6) ;

7) ; 8) ;

9) ; 10) ;

11) ; 12) ;

13) ; 14) .

Задание 6. Найдите все возможные значения переменной x:

1) ; 2) ;

3) ; 4) ;

5) ;

6) ; 7) ;

8) ; 9) ;

10) ;

11) ; 12)

13) ; 14) .