Урок развития речи: "Роль детали в рассказе"

Разделы: Литература


Цели и задачи урока

Образовательные:

  • продолжить изучение жанровых особенностей рассказа
  • научиться находить в тексте произведения детали, работающие на основную мысль
  • научиться создавать текст в жанре рассказа, используя художественные детали

Воспитательные:

  • воспитание тактичного отношения к окружающим
  • формирование умения сосредоточиться на положительных качествах человека

Коммуникативные:

  • формирование умения высказывать и аргументировать свою мысль
  • формирование умения делать свой устный и письменный текст интересным для собеседника и читателя

Дидактические материалы:

  1. Рассказ М.М. Зощенко “История болезни”.
  2. Карточки с творческим заданием.

Ход урока

1. Слово учителя.

На сегодняшнем занятии мы продолжаем знакомиться с жанром рассказа. Вспомните, чем рассказ отличается от других прозаических жанров? (Малый объем, единство события.)

При малом объеме автор ограничен в средствах. Как же ему быть? Мы уже начали отвечать на этот вопрос на прошлом уроке. Автор рассказа, не имея возможности для подробного описания, использует яркие, выразительные подробности, детали. О роли детали в рассказе я предлагаю вам сегодня поговорить.

2. Чтение рассказа М.М. Зощенко “История болезни”. Текст прочитан учениками дома, но необходимо услышать рассказ для более эмоционального восприятия.

Подумайте, какие детали, подробности сформировали ваше впечатление от рассказа?

3. Беседа по рассказу М. М. Зощенко “История болезни”.

  1. Какова основная мысль рассказа?
  2. Какое впечатление сложилось у вас от больницы, о которой рассказывает автор?
  3. Дается ли подробное описание больницы? Найдите в тексте подробности, которые создают нужное автору впечатление?
  4. Случайны ли детали, подчеркнутые Зощенко? (Все детали работают на основную мысль.)

4. Подбор деталей для собственного текста.

Представьте себе, что вам нужно написать рассказ о вашем однокласснике. Подумайте, какие детали портрета, костюма, поведения вы подчеркнете. А мы попробуем угадать, о ком задуман рассказ. Ваша основная задача - создать образ человека, с которым захотелось бы вступить в общение.

5. Детали к портрету зачитываются по желанию. Одноклассники должны оценить точность, выразительность подобранных деталей. Неудачно подобранные детали корректируются.

6. Создание собственного текста. Работа по группам 4 - 5 человек.

Каждая группа получает карточку, на которой дано название рассказа (известная пословица) и две детали. Задание: сочинить небольшой рассказ с данным названием, используя данные детали. Объем: 5 - 7 предложений.

7. Чтение и анализ творческих работ.

8. Подводим итог урока.

Какова же роль детали в рассказе? (Чтение и анализ творческих работ.)

9. Домашнее задание. Сочинить рассказ по данному началу и концу.

Мама принесла из магазина большую курицу.

………

Мама посмотрела и сказала:

- Швейная машинка? Да?

(В. Драгунский “Куриный бульон”)

Следующий урок начинается с чтения творческих работ, а затем читается рассказ В. Драгунского “Куриный бульон”.

Приложение

Карточки

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Яркие веснушки

Цветущая сирень

Семь раз отмерь, один отрежь

Нос крючком

Лепной узор на потолке

На чужой каравай рот не разевай

Беспокойные руки

Сломанный забор

Хочешь есть калачи - не сиди на печи

Норковая шуба

Очень маленькие окна

В тихом омуте черти водятся

Огромные голубые глаза

Киоск “Овощи - фрукты”

Любовь не картошка - не выбросишь в окошко

Очень большие уши

Ярко-красные шторы