Реализация управленческой поддержки педагогов лицея

Разделы: Администрирование школы


Под управленческой поддержкой в лицее понимается создание условий для профессионального, т.е. творческого роста педагогов лицея. Педагог профессионально растёт тогда, когда учится самостоятельно преодолевать препятствия, возникающие в его профессиональной деятельности. Если он испытывает затруднения в преодолении препятствий, ему необходима управленческая поддержка. Чем выше уровень профессионализма, тем легче педагог справляется с решением педагогических проблем.

Выделяют следующие уровни профессионального мастерства:

  1. Репродуктивный (имитационный) - это использование в своей деятельности репродуктивного образца, который разработан методистами, учеными.
  2. Конструктивный - это сочетание личного педагогического опыта и рекомендаций ученых, освоение общепринятых технологий.
  3. Творческий - когда на основе имеющегося опыта в процессе экспериментальной работы учитель создает авторскую методику обучения и воспитания, направленную на оказание ПП интеллектуальному развитию лицеистов, т.е. педагог-исследователь.

"Лестница профессионального роста"

Лестница профессионального роста

Таком образом, организация МР на основе управленческой поддержки заключается в создании условий для творческого роста педагогов. Грамотная управленческая поддержка помогает адаптироваться новым учителям в коллективе, новаторам - внедрять новые образовательные технологии, педагогам-исследователям - разрабатывать авторские методики и программы. В своём выступлении я более подробно остановлюсь на организационных и мотивационных, т.е. выполняющих роль стимула условиях.

Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть в мотивации людей. (Ли Якокка)

Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет ее направленность. Так, у учителя может быть сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений.

Заинтересовать учителей в профессиональном развитии - значит надолго обеспечить успех своего ОУ.

Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями: желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, т.е. стать профессионально более успешным.

Задача методической работы состоит прежде всего в том, чтобы подготовить учителя к успешному решению профессиональных задач.

Особенности организационной модели НМР способствует карьерному росту педагогов. Карьера - это продвижение работника по служебной лестнице. Может быть несколько вариантов такого продвижения. Учитель может продвигаться вверх - становиться руководителем подразделения, директором. Или перемещаться по горизонтали - становиться руководителем новых структурных подразделений, группы учителей. Организационная модель НМР в лицее основана на кафедральном принципе построения, где внутри кафедр по областям знаний работают предметные лаборатории, кроме этого создаются ВТК учителей. Таким образом, созданы условия для профессионального самоутверждения, самореализации и карьерного роста педагогов по горизонтали: учитель-наставник, руководитель кафедры, ПЛ, ВТК. Следует подчеркнуть, что деятельность ПЛ и ВТК также способствует профессиональному росту педагогов. Участие в совместных разработках удовлетворяет потребность учителей в профессиональном общении, здесь происходит обмен опытом, новой информацией.

В широком смысле под карьерой понимается склонность человека к реализации себя в профессиональной деятельности, где наряду с должностным продвижением реализация происходит также в процессе профессионального роста, что и является одной из важнейших задач НМР.

Мы рассмотрели мотивационные условия, способствующие профессиональному росту педагогов. Важную роль в профессиональном развитии педагогов играют организационные условия.

  • Большая часть педагогов лицея (37) имеет методические часы, что является немаловажным стимулом, пробуждающим педагогов к МР. Самое главное - количество оплачиваемых методических часов зависит от того, что лежит в основе самообразовательной деятельности: работа над методической темой или это авторская педагогическая разработка.

Рассмотрим, как осуществляется УП самообразовательной деятельности педагогов. Каждый учитель разрабатывает индивидуальный маршрут самообразовательной деятельности, который рассматривается и утверждается на заседании предметной лаборатории. Индивидуальный маршрут самообразовательной деятельности разрабатывается с учётом следующих рекомендаций.

Выбор формы, способа разработки творческой темы

Форма, способ изучения

Вид оформления

работы

Место защиты,

предъявления

Изучение источников

Анализ собственной деятельности.

Апробация новых подходов

Изучение теории и практики применения.

Разработка моделей уроков.

Разработка собственных средств наглядности.

Разработка в творческой группе, паре.

Поиск ключевой идеи.

Постановка проблемы.

Разработка гипотезы.

Определение условий реализации разработки.

Реферат. Доклад.

стендовый доклад

Научная статья.

Аннотация.

Видеоматериал.

Модифицированная (авторская) программа.

Спецкурс.

Цикл лекций по методике преподавания.

Цикл открытых уроков.

Методические рекомендации.

Программа стажировки педагогов.

Руководство работой педагогических мастерских.

Открытые уроки (область, город, школа)

Методическое объединение.

Научно-методический совет. Педсовет.

Научно-практическая конференция (область, город).

Методическая конференция (школа).

Практический семинар (город).

Лаборатория (город)

Банк передового педагогического опыта (область, город, школа)

Научно-методический журнал.

Конкурс творческих работ (город, РФ)

Методическая тема - это внешнее оформление той проблемы, которую решает педагог. (Например: "Использование наглядности на уроках математики"). Методическая тема направлена на совершенствование системы обучения.

Исследовательская тема приводит к появлению нового качества, когда учитель переходит на новую систему деятельности.

Тема исследования предполагает:

  • наличие проблемы;
  • поиск инструментария;
  • диагностику (конкретный класс, конкретный ученик);
  • формулировку гипотезы (что произойдет, если изменю…);
  • моделирование новых уроков (запуск эксперимента);
  • повторную диагностику (что изменилось).

И методическую тему, и исследовательскую тему можно рассматривать как творческую тему (но здесь присутствуют разные уровни творчества). С понятием творческая тема связано понятие авторская разработка, т.е. письменный результат проделанной творческой работы. Результатом работы над методической темой может быть реферат, выступление, доклад, открытый урок и т.д. Исследовательская тема может быть представлена в виде методических рекомендаций, статьи, выступления на конференции, авторской программы учебного предмета, спецкурса и т.д.

Методика работы. Каждый педагог записывает в полученной таблице свою творческую тему и отмечает то, что характерно для ее разработки (можно вносить свои коррективы).

Алгоритм разработки образовательного маршрута.

  1. Выбор методической темы (в соответствии с методической темой лицея или предметной лаборатории).
  2. Определение формы или способа изучения, вида оформления работы, места защиты.
  3. Утверждение темы на заседании кафедры.
  4. Заключение соглашения.

Образец соглашения можно посмотреть в Приложении 1.

Таким образом, главной задачей самообразовательной деятельности педагогов является перевод от методического самообразования к методическому исследованию.

Доказательством того, что в основе самообразовательной деятельности большего числа педагогов лежит педагогическое исследование, которое является показателем творческого уровня профессионального мастерства, можно считать следующие факты:

  1. Количество опубликованных работ педагогов лицея. Педагогами лицея опубликовано более 60 работ в различных сборниках и методических пособиях.
  2. Количество печатных изданий. С момента основания лицея издано 28 наименований печатной продукции. Среди них информационные газеты, сборники рекламного характера, но особую ценность представляют методические пособия и рекомендации для педагогов и учащихся, авторами которых являются наши учителя, в том числе научно-методические сборники. Например, сборник "Исследовательская деятельность педагогов и учащихся", в котором представлен материал по управлению исследовательской деятельностью в лицее, методике и практике организации исследовательской деятельности учащихся и диагностике исследовательских умений педагогов и учащихся, модели уроков, программы и тематические планы исследовательских курсов. Этот сборник выдержал два издания.

Одним из примеров, когда методическая работа учителя перерастает в педагогическое исследование, и как это работает на повышение качества образования, является опыт работы учителя математики Симоновой О.В.

После глубокого анализа МР на заседании кафедры управления были выявлены резервы совершенствования деятельности, а именно, было определено противоречие между инновационной индивидуальной исследовательской деятельностью педагогов и в определенной степени заформализованной деятельностью ПЛ. Для решения выявленной проблемы кафедрой управления было разработано положение о лицейском конкурсе предметных лабораторий (см. Приложение 2).

Это положение было рассмотрено на заседаниях ПЛ и утверждено на МС. Положительный опыт создания дидактических средств в лицее имеется. Седьмой пункт каждого положения послужит стимулом к профессиональному самосовершенствованию.

Следующая группа условий в оказании УП - информационные. В ЛЕН традиционно работает методическая школа. Её основными задачами являются создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в области дидактики и методики преподавания, освоение технологий индивидуального и личностного развития, реализация которых позволяет оказывать педподдержку интеллектуального развития лицеистов.

Таким образом, для реализации управленческой поддержки педагогов в лицее созданы на достаточном уровне следующие условия:

  • организационные;
  • информационные;
  • мотивационные;
  • нормативно-правовые.

Все эти условия тесно друг с другом связаны и взаимодействуют, оказывая друг на друга влияние. Раскрывая одно из них, мы непроизвольно касались другого. Таким образом, мы можем говорить о том, что в ЛЕН УП носит системный характер.