Урок математики в 5-м классе по теме: "Как обозначают и сравнивают углы"

Разделы: Математика


Тип урока: Урок изучения новых знаний и их первичного закрепления.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с новой геометрической фигурой - углом, ввести понятие биссектрисы угла, научиться распознавать острые, тупые и прямые углы.
  • развивать у учащихся математическою речь.
  • развивать навыки самостоятельной работы в группе.

Модель урока: см. Приложение 1.

I. Организационный этап

Задачи:

Подготовка учащихся к работе на уроке: обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на учебном занятии; психологическая подготовка учащихся к общению.

Приемы:

“Добрый день! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! (Хорошего вам настроения!)”;

II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Задачи:

  • Обеспечение мотивации учения учащихся, принятие ими целей урока.
  • Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).
  • Указание целей на специальном стенде “Что сегодня на уроке?”.
  • Постановка целей через показ конечных результатов.

Приемы:

Проверка знаний, повторение ранее изученного материала, применение знаний (решение задач и примеров).

Работа в паре “Учитель-ученик”

1в. (ученики)

Предлагается 5 заданий:

1. Составьте и решите задачу:

I - ? на 4 см длиннее

II - ? ----------------- 46 см.

2. Вычислите:

(12*13+87*12)300 =

3. Составьте и решите задачу:

Задача

4. Вычислите:

32+22 =

5. Назовите лучи с началом в точке А и, если это возможно, назовите наибольший и наименьший из них.

2в. (учителя)

1. (21)

2. (4)

3. (16)

4. (13)

При выполнении данных заданий мы получили числа 21; 4; 16; 13, которыми закодировано слово (ученики в справочнике находят ключ данного кода и получают слово “угол”).

Учитель: действительно героем нашего урока является угол. Учитель объявляет тему урока: "Как обозначают и сравнивают углы".

Как вы считаете, чему мы должны научиться на данном уроке? (Ученики: на данном уроке мы должны научиться обозначать и сравнивать углы).

III. Этапы усвоения новых знаний по теме “Как обозначают и сравнивают углы” и первичное применение полученных знаний, этап первичной проверки понимания изученного.

Задачи:

  • Обеспечение воспитания, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала: существенных признаков понятий, законов, теорий и др.; правил построения на их основе алгоритмов.
  • Содействие усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению).
  • Создание содержательных и организационных условий усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Приемы:

Работа с определением вводимых понятий.

Построение структурно-логических схем изучаемого материала.

Знакомство с понятием угла и обозначением угла.

Практическая работа

1) Обозначение углов

А. Учитель на доске, ученики в тетради строят угол АВС; учитель называет элементы угла (А - вершина, АВ, АС - стороны угла), объясняет способы записи данного угла:

А, ВАС, САВ.

Обращает внимание на то, что вершина угла записывается в середине.

Учащиеся делают вывод: угол имеет вершину и две стороны.

Б. Учащимся предлагается записать название углов, которые построены на доске.

Учащиеся записывают их в тетради:

MKC, D, NOL

В. Работа с учебником: учащиеся выполняют №533 на доске и в тетради.

2) Сравнение углов

Учитель: углы можно сравнить как отрезки, наложением их друг на друга.

A. Показывает сравнение углов, демонстрируя это на доске, и поясняет при этом: 1-ый угол меньше второго, т.к. он целиком оказался внутри 2-ого.

Обращает внимание, что смотреть нужно на положение лучей, а не на их длину.

Б. Если углы совпадут, то они равны (показывает сравнение углов и обращает особое внимание на то, что в данном случае стороны одного угла идут по сторонам другого).

Практическая работа.

  • Учащимся предлагается взять в конверте два угла под номерами 1 и 2 и сравнить их (в данном случае один угол больше другого).
  • Учащимся предлагается взять в конверте два угла под номерами 2 и 3 и сравнить их (в данном случае углы будут равны).
  • Учащиеся выполняют задание из учебника №534 (комментируют его).

3) Понятие биссектрисы угла.

На доске построен угол АВС проведен луч ОВ, который делит угол пополам. Учащимся задается вопрос, какие новые углы образовались и предлагается сравнить их. Учитель демонстрирует на модели угла, что полученные углы равны, выполняя сгиб угла по линии ОВ.

ОВ - биссектриса.

Слово “биссектриса” записывается в тетради.

Практическая работа

Учащиеся берут из конверта любой угол, проводят в нем биссектрису, проверяя свой глазомер, а затем, сгибая угол пополам, проверяют правильность построения.

4) Виды углов

Учитель: с помощью угольника можно построить один особенный угол, который называется прямым углом (давайте эту работу сделаем на доске и в тетради).

Ученики строят и обозначают прямой угол.

Учитель: данный угол встречается нам постоянно, обратите внимание на пересечение линий в вашей тетради - они пересекаются под прямым углом.

Прямой угол обладает важным свойством, характерным только для него.

Сейчас мы продемонстрируем это свойство:

Практическая работа

А. Построить прямой угол на плоскости листа, обозначить вершину угла и лучи, построить второй прямой угол так, чтобы вершины и одна из сторон этих углов совпали.

Что мы можем сказать про другие две стороны угла?

(Ответ: две другие стороны прямых углов образовали прямую, т.е. стороны лежат на одной прямой).

Учитель: в данном случае мы имеем угол, т.к. два луча выходят из одной точки.

Данный угол называется развернутым углом. (Построим угол в тетради и на доске).

Составьте характеристику данного угла. (Ученики - развернутый угол равен двум прямым углам, а прямой угол равен половине развернутого).

Б. Найдите среди углов в конверте развернутый угол. Выполните задание №538 (среди углов найти прямой угол).

В. Прямой угол - действительно особый угол, его сравнивают с другими. Если угол меньше прямого, он называется острым. Если угол больше прямого, он называется тупым. (Среди углов в конверте учащихся находятся острые и тупые углы).

IV. Этап применения знаний и способов действий

Учащимся предлагается закончить фразу и объяснить ее "Если известно, что

угол ВАС прямой, …."

то NAC - …. (ребята записывают название вида угла)

то NAD - ….

то BAO - …

Можно ли утверждать, что угол BAN - развернутый?

На этом этапе можно использовать стихи об углах (см. Приложение 2).

V. Информация о домашнем задании

  1. Cтр. № 126, 127, № 535, 537, 541, 542.
  2. Творческое задание: сочинить сказку или стихотворение об углах. (Лучшие творческие работы учащихся приведены в Приложении 3).

VI. Рефлексия. Подведение итогов работы. Постановка целей на следующий урок.

Прием: “Карточки настроения” .