Модель "Обучение исследованию"

Разделы: Физика


В модели “Обучение исследованию” формируются исследовательские навыки, опыт исследования как метод и существо научного познания. В условиях использования данного метода обучение служит не усвоению знаний как обобщений, принятых в настоящее время, а освоению самого процесса, в котором создаются и проверяются эти обобщения.

Отправной точкой при работе по этой модели является парадоксальная ситуация, порождающая познавательный конфликт. После предъявления проблемы (демонстрация опыта, теоретический фрагмент и т.д.) ученики могут задавать учителю вопросы. Однако выполняется правило – “запрещается” задавать вопросы, предлагающие объяснение явлений со стороны учителя. “Разрешены” вопросы, на которые можно ответить “да” или “нет”. При этом ученики стремятся к простраиванию взаимосвязи факторов. Следовательно, сведения, получаемые от учителя, служат проверке самостоятельно выдвинутой гипотезы. Средством добывания недостающих сведений служит постановка вопросов учителю. Учитель не комментирует предложения учеников, но приветствует каждую идею как отправной момент для дальнейшего исследования.

Цель: освоение опыта систематического исследования.

Шаги-этапы:

  1. Столкновение с проблемой. Учитель объясняет правила взаимодействия, вводит ситуацию познавательного конфликта.
  2. Сбор данных – подтверждение фактических сведений. Ученики проводят поиск достоверных сведений об объектах и явлениях:

- характеристики объектов;
- явления;
- условия, т.е. характеристики состояния объектов;
- свойства, т.е. сведения о поведении объектов в различных условиях..

  1. Сбор данных – экспериментирование. Ученики выделяют изучаемые факты (исследуемые переменные), выдвигают гипотезы, проверяют предполагаемые причинно-следственные связи.
  2. Построение объяснения. Ученики выдвигают (формируют) объяснение. В ходе обсуждения класс вырабатывает такое объяснение, которое полностью соответствует исходной ситуации.

Пример разработки урока

Зависимость сопротивления проводника от длины, поперечного сечения проводника
8 класс
Урок в классе с углубленным изучением физики.

Цель:

  • формирование исследовательских навыков, опыта научного познания, через опыт исследования, в котором создаются и проверяются обобщения;
  • освоение опыта систематического исследования.

План проведения урока:

    1. Столкновение с проблемой.
    2. Сбор данных: поиск достоверных сведений о проблеме.
    3. Сбор данных – экспериментирование.
    4. Построение объяснения.
    5. Анализ хода исследования.

I. Проблема: нужно спроектировать линию электропередач.

Экспертные условия:

    1. Линия должна быть рабочая.
    2. Линия должна быть экономична.
    3. Должны соблюдаться правила техники безопасности.

Правила ведения совместного исследования:

    1. Можно задавать любые вопросы об объекте исследования, т.е. собирать информацию по проблеме, но подразумевающие ответ учителя “да” - “нет”.
    2. Можно выдвигать любые предложения для решения проблемы, но с пояснениями.

II. Сбор данных: ученики проводят поиск достоверных сведений по проблеме, задавая вопросы.

Задача учителя: расширить поле познавательного поиска, объём и характер сведений. Характеристика объекта явления условия свойства.

На доске написать:

Характеристика объекта явления характеристики состояния объекта > сведения о поведении объекта в разных условиях.

III. Сбор данных – экспериментирование.

Далее вопросы по моделированию эксперимента, т.е. предварительное выдвижение гипотез. Задача учителя ответами “да” - “нет” нацелить на более интересные предложения.

IV. Анализ вопросов: выбор объективных данных.

V. Анализ выдвинутых гипотез, выбор тех, которые непосредственно решают проблему.

VI. Подведение итогов:

  1. Отбор данных в соответствии с темой урока. R l, S, рода материала.
  2. Отбор данных, которые не могут быть использованы при решении проблемы из-за недостатка теоретических знаний.

Вывод:

Решаем одну проблему, связанную с сопротивлением проводника: R > l, S, рода материала.

Формула: R = p*( l/ S)

Оформление доски

Экспертные

условия

Проблема: нужно спроектировать линию электропередач.

Правила проведения исследования

1.Линия должна быть рабочая.

2.Линия должна быть экономична.

3.Соблюдение правил техники безопасности.

 

I. Сбор данных по получению достоверных сведений об объекте.

Характеристика объекта

явления, связанные с объектом

сведения о поведении объекта в разных условиях.

Вопросы по смыслу:

Что это такое?

 

II. Сбор данных – экспериментирование.

Вопросы предварительного выдвижения предложений.

Вопросы по смыслу:

Что можно (разрешено) предпринимать?

III. Основные данные, которые необходимы для расчёта линии электропередач.

1. Физические величины, необходимые для решения проблемы

u, Ј, R.

2. О какой величине получили дополнительные сведения и какие

R l, S, рода вещества.

3. Какие ещё необходимы данные для решения проблемы, которые будут решены далее.

Вывод :

R = p*( l / S)

1. Можно задавать вопросы, которые предлагают ответ “да” - “нет”.

2. Можно выдвигать гипотезы, мотивированные данными.