Изучение японских хокку в 6-м классе

Разделы: Литература


Цели урока:

  • дать представление о японской культуре;
  • познакомить с творчеством М.Басе;
  • выявить особенности лирического мира японского поэта;
  • дать понятие о жанре хокку;
  • развивать творческое воображение детей;
  • развивать творческие способности учащихся.

Учащимся было дано опережающее задание: подобрать слова – ассоциации к слову «Япония». Их очень много: икэбана, сабо, кимоно, оригами, самурай, сакура, кабуки и др. Учитель вместе с учащимися объясняет значения слов, рассматривает книги о Японии.

- Видите, культура Японии настолько богата и самобытна, что мы многое знаем о ней.

На нашем уроке были использованы следующие репродукции с гравюр: «Ветер» Киенаги, «Пейзаж» Сэссю, «Портрет Минамото Еримото» неизвестного художника, «Повесть о смуте в годы Хэйдзи» неизвестного художника, «Уличная сцена в квартале Есивара» О. Масанобу, «Портрет Тикумы Эйги» Б. Манджугири, «Портрет актеров кабуки» Сяраку, «Гетера с куклой» Харунобу.

- А сегодня мы познакомимся еще с одним японским словом - «хокку». Давайте сравним два стихотворения.

Долгий день напролет
Поет – и не напоется
Жаворонок весной.

(М. Басе).

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
- Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.

( В.А. Жуковский).

  • Чем близки и чем различаются эти стихотворения? (Оба стихотворения о жаворонке и весне. Первое – короче, второе – длиннее, подробнее, в нем много образов. Некоторые учащиеся говорят, что второе стихотворение красивее. Из этих ответов видно, что хокку еще непонятно детям, что они привыкли к произведениям, которые мало ориентированы на работу воображения).
  • При чтении какого стихотворения нам легче представить описанное? Почему? (Второго. Оно более подробное).
  • При чтении какого стихотворения нам потребуется наше воображение? (Первого).
  • Можем ли мы представить, какова весна в Японии? (Нет, автор в стихотворении передает только чувства, но не дает представлений).

- В этом своеобразие японской поэзии. Требуется большая работа воображения, необходимо сотворчество. Итак, хокку (или хайку) – жанр японской поэзии, особая форма трехстрочной лирической миниатюры без рифм. Хокку изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Это поэтическая картина, набросанная одним-двумя штрихами. Задача поэта – заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого необязательно рисовать картину во всех ее деталях. Хокку писали многие поэты, но самым знаменитым их автором является великий поэт Японии Мацуо Басе.

Далее следует рассказ учителя о Мацуо Басе.

- Давайте прочитаем стихотворения Басе:

Здесь когда-то замок стоял.
Пусть мне первый расскажет о нем
Бьющий в старом колодце родник.

Камелии лепестки.
Может быть, соловей уронил
Шапочку из цветов.

Там, куда улетает
Крик предрассветной кукушки
Что там? – Далекий остров.

- Представьте, что вы - кинорежиссер. Вам надо снять кинозарисовку или кинофильм об этом хокку. Что бы вы сняли? Имейте в виду, что хокку дает работу вашему воображению. Получатся ли у нас одинаковые работы? Нет. Это ваши работы, ваше восприятие мира.

Прием составления киносценария использовался нами в данном случае как прием, дающий толчок творческому воображению учащихся. Собственно, это даже не киносценарий в полном смысле этого слова, так как здесь нет привычной раскадровки, это скорей творческие работы – эскиз будущего фильма-миниатюры. Кино выбрано нами потому, что это один из самых близких и наиболее знакомых видов искусства для учащихся этого возраста.

Второе хокку выбрали только 13 % учащихся. Из них 80% - это сюжетные работы, сказки о соловье, например, такая работа:

«Живет в лесу соловей. Он хочет быть не как все эти соловьи, и придумал он разукраситься в самые красивые цветы. И надумал он одеть на голову цветок, а этот цветок назывался камелией. Этот цветок был красив, надел он его на свою голову и обрадовался: «Вот меня будут звать красавцем-соловьем или, может быть, даже королем птиц!» И спешил он всем показаться, расчесался. Умылся, надел шапку и полетел. Спешил, спешил, что даже не заметил орла. А орел так рассердился и ударил его клювом, и упала его шапка. Соловей быстро улетел, чтобы не догнал его орел. Он спрятался в кустах деревьев, а орел его не заметил. И сказал соловей: «Так разукрасился, что не заметил самую большую и сильную птицу». Работа Дьяконовой Ньургустаны напоминает народные сказки о животных с традиционным противопоставлением героев.

20 % учащихся попробовали написать сценарий видеозарисовки: «На темный лес упали яркие лучи солнца. На листьях деревьев заблестели капельки росы. Лазурное небо, и белоснежные облака плывут. Они кажутся такими нежными и мягкими. Летит там соловей с шапочкой из цветов. В клюве своем нежном камелии он держит. И вот упали с неба камелии. Летели они так медленно и мягко, как будто не хотели. Упали камелии перед ногами гулявшего в лесу. Он очень нежно поднял камелии и произнес: «О чудо!». Поднял с земли очень аккуратно шапочку из цветов. Увидел соловья с открытым клювом над высокими деревьями. И понял, что это цветы соловья. Он бросил их в небо. А соловей успел их подхватить и дальше отправился в путь» (Голикова Ася). Здесь нет ярко выраженного сюжета, и акцент в киносценарии сделан не на описании событий, а на описании чувств, которые пробуждают лепестки камелии.

38% учащихся написали киносценарий к третьему хокку. Работ с сюжетом – 60%, в основном это сказки о кукушке, приключенческие рассказы, страшные истории. Вот, например, типичная сказка о кукушке:

«Жила-была кукушка, звали ее Куку и жила она на далеком острове, далеко от своих подруг и родителей. Она питалась червяками, пауками, которые были там. Однажды в ясный летний день к ней прилетела подружка, она привезла с собой очень много гостинцев и записок от друзей. Куку очень обрадовалась и сразу же стала читать записки. В одном письме друзья писали ей о своей жизни, в другом спрашивали о жизни Куку на далеком острове.

- Ну, что? Как твои дела? – спросила вдруг подруга.

- Все хорошо! – ответила Куку. – Только здесь почти нечем питаться, - продолжала она. – И спасибо за гостинцы, - сказала наша кукушка.

После долгого перелета подружка-кукушка устала, и поэтому Куку предложила переночевать у нее, подружка подумала и согласилась. В этот день гостье так понравилось на острове, что она захотела здесь жить, и Куку согласилась. И жили они вдвоем на далеком острове» (Винокурова Юля).

В работе Попова Саяна есть образы и приметы, характерные для японской культуры: рис, бамбук, рыба, пальма. Имя главного героя – Миото: «На берегу моря стоит мальчик и читает эти стихи. Он спускается вниз и ищет лодку, чтобы переплыть туда, на тот далекий остров. Мальчика звали Миото, он был страшным фантазером и думал, что там есть сокровища. И вот Миото нашел свою лодку. Он взял с собой кулек риса, лопату и удочку. Оказавшись там, он увидел следы какой-то птицы. Мальчик побежал в лес и соорудил себе шалаш из бамбука и пальмовых листьев. Поужинав рыбой и рисом, сильно устав, он уснул. Утром проснувшись, он увидел, что лодка исчезла. Миото, поплакав, решил сделать плот, он трудился дни и ночи, и вот, наконец, он его сделал. Приплыв к берегу, он побежал домой».

В 40 % работ – описание острова.

В работе Местниковой Маши присутствует образ тропического острова из приключенческих романов, который характерен для многих работ:

«В первом кадре я хочу снять героиню этого стиха – кукушку. Вот сидит кукушка на красивом дереве. Голосит. А под этим деревом стояли дети. Они услышали ее голос. Затем, подальше от этого дерева стоял юноша. Он тоже услышал голос кукушки. Еще дальше проходила девушка. Она тоже услышала кукушку. И так все дальше и дальше, все слышат крик предрассветной кукушки. Другие люди, другие национальности, другие обычаи. И вот дошел голос кукушки до чудесного острова. Этот остров стоит в Средиземном море. Там золотистый песок, зелень, сказочные животные – обитатели острова. А последней крик услышала красивая птичка, которая беззаботно отдыхала в своем гнезде на острове… Вот так бы я сняла этот клип. Уверена, он выглядел бы очень правдоподобно». Характерно, что девочка определяет жанр своей работы – клип.

Некоторые работы написаны в форме диалога: «Наступило лето. Слышится крик кукушки. Далеко видно, как кукушка улетает.

- Почему они улетают? – спросила ворона у воробья, - Что там? Далекий остров или чудесная страна? Там, наверное, такие красивые птицы живут!

- Кукушки прилетели, значит, наступило лето, а когда лето кончится, кукушки улетают далеко-далеко, - объяснил воробей, - И мне бы хотелось!

- Но ты же можешь спать, есть, гулять зимой. А они не могут, они умрут.

- И у нас не будут жить такие красивые птицы?

- Но я буду жить, - сказала ворона.

- Но ты не такая красивая, как остальные птицы…

И они болтали целый день» (Слепцова Аня).

Больше всего выбравших первое хокку – 49%. Здесь больше сюжетных работ – 78 %. Это в основном сказки, похожие на западноевропейские. Слово «замок» вызвало такие ассоциации, как «король», «королева», «принц», «принцесса», «рыцарь»:

«Если бы я была режиссером, то сняла бы старый замок, который потом разнесут, а король, королева и принцесса станут брести по всему земному шару. И придет в то место писатель Мацуо Басе и спросит об этом у родника, который говорит. Он расскажет о замке, короле с королевой и о принцессе. Затем писатель отправится искать жителей старого замка. А тем временем все королевство, оставшееся без правителя, будет строить новый замок, чтобы король и королева вернулись. Мацуо Басе найдет короля, королеву и прекрасную принцессу и приведет их в новый дом «(Сивцева Таня). Девочка ввела в повествование образ автора Мацуо Басе.

Работа Ядреевой Сахаяны представляет поэтический диалог леса и колодца: «Среди зеленого, шуршащего листвой леса стоит старый замок. А рядом колодец, который от старости зарос зеленым мхом. Спросил лес у колодца:

- Что за замок? Что за люди жили в нем?
Я помню лишь тот день,
Лет двести-триста лет назад,
Когда тот старый лес полыхал огнем.
Я был маленький совсем,
Месяцев семь или восемь.
Ответь ты мне, мой друг.
- Я не знаю целой правды.
Ты спроси у родника.
- Ладно, я спрошу
Ты скажи мне, милый друг, родник.
Что за люди жили в замке?
- Жили в нем дворяне.
Хорошие были люди,
Но умерли давно.
Остались лишь воспоминанья.
Погибли все в огне,
Но выстоял замок»

(Ядреева Сахаяна).

22% работ – это видеозарисовки, как, например, работа Обутовой Джулии: «Где-то далеко-далеко, в забытые времена, в этом месте стоял замок. Он был весь из белого мрамора, а вокруг замка был сад. На крылечке стояла прекрасная девушка и звала детей, которые играли в прятки. На это смотреть было интересно и весело. Но, увы, сейчас этого никто не увидит», - печалился старый родник. «А если кто-то спросит меня, запою ему чудесную песню», - сказал он сам себе и остался ждать неизвестного странника…».

Из таблицы видно, что в 6 классе среди составленных учащимися киносценариев преобладают сюжетные работы, что дает нам основание говорить о том, что сюжет – основа воображения в этом возрасте. Жанровое разнообразие работ невелико: в основном девочки пишут сказки, диалоги; мальчики – фантастические рассказы, страшные истории. Многие работы повторяют уже известные сюжеты народных и литературных сказок, приключенческих фильмов.

Первое хокку

Второе хокку

Третье хокку

Сюжетные
работы

Бессюжет.
работы

Сюжетные
работы
Бессюжетные
работы

Сюжетные
хокку

Бессюжет.
хокку

78%

22%

80%

20%

60%

40%

- А сейчас мы проверим, насколько вы прониклись духом Японии. Я вам раздам листочки с хокку, в них пропущены последние строчки. Вы должны их дописать, а потом проверим, насколько вы приблизились к оригиналу:

Варианты не давались, а дети сами придумывали последние строки. Стопроцентного попадания, разумеется, не было, но нам важнее было вывить вместе с детьми один из главных постулатов японской поэзии – момент озарения. Кроме того, эта работа готовит учащихся к последующей беседе, завершающей разговор о лирике Басе, и знакомит детей в занимательной форме как можно с большим количеством хокку японского поэта.

Нынче выпал ясный день.
Но откуда брызжут капли?
В небе облака клочок.

(Варианты ответов: это падают слезы; с крыши падают сосульки).

Вместе с хозяином дома
Слушаю молча вечерний звон.
Падают листья ивы.

(Варианты ответов: это звонят колокольчики).

С ветки на ветку
Тихо сбегают капли.
Дождик весенний.

(Варианты ответов: роса на траве).

По горной тропинке иду.
Вдруг стало отчего-то легко.
Фиалки в густой траве

Варианты ответов: вдруг увидел стадо баранов; это заходит солнце).

Опала листва.
Весь мир одноцветен.
Лишь ветер гудит.

Варианты ответов: наступила осень; деревья стоят голые).

- Итак, давайте сделаем выводы:

  • О чем пишет Басе? (О птицах, о животных, о деревьях – о природе).
  • Каков лирический герой поэзии Басе? (Человек, всматривающийся в природу, замечающий каждую деталь).
  • Какими настроениями пронизаны стихи Басе (Радость, восторг, грусть).
  • Почему одно из хокку Басе звучит так?

Как свищет ветер осенний
Тогда лишь поймете мои стихи,
Когда заночуете в поле.

(Близость к природе, полное единение с ней).

- А теперь попробуем написать хокку сами.

Написание хокку очень сложно для детей, и мы провели эту работу в форме рассматривания цветка и подбора ассоциаций (эпитетов, сравнений, метафор).

Домашнее задание: сочинить хокку об этом цветке или о чем-нибудь другом. Создание сборника хокку.

Сочинение хокку показало, что шестиклассникам трудно в лаконичной форме трехстиший выразить свои чувства и впечатления. У многих получились шестистишия о цветах:

Зеленое поле без ветра стоит.
Над полем над этим птицы летят,
И лишь одна из этих птиц
Спустилась в поле на цветы,
И ни одна из этих птиц
Не могла найти свою спутницу
Потому что она слилась со цветом цветов.

(Ноговицын Андрей);

Утром, когда солнце встает,
Росинки наполняют ее утренний цвет,
Днем она (астра) стоит во всей своей красе,
Наполненная жизнью, весельем, добром.
Вечером она освещает мрак,
Как сверчок светится ночью всегда

(Наумова Намина);

В работе Ивановой Маши подбор ассоциаций привел к тому, что девочка написала стихи не о цветах, а о солнце, на которое похожа астра:

Когда наступает новый день,
Солнце встает и улыбается людям,
Счастья дает и много-много радостей.
А когда наступит ночь, солнце заходит
В свой дом и остаются лишь воспоминанья,
Что был солнечный, такой яркий день.

В трехстишиях характерно желание назвать те чувства, с которыми ассоциируются цветы:

Цветы, цветы растут так быстро,
Блестят, как солнце на рассвете,
Мне так приятно видеть их.

(Ксенофонтова Саина).

Пчелы гудят над охапкой цветов.
Мне на душе стало так хорошо,
Как будто лето стоит на дворе.

(Зырянов Витя).

Хокку Кривошапкиной Али и Каратаевой Маши построены в форме загадки:

Под зимними звездами
Стоят красивые девушки в зеленых платьях.
Кто они? Цветочки-флоксы.

(Кривошапкина Аля).

Там, где растет маленькое солнце.
Там, где есть морская звезда.
Что это? Красивый флокс.

(Каратаева Маша).

Во многих трехстишиях используются метафоры

Астры – многочисленный народ.
Сверху снежным покрывалом
Звездочки спустились на землю.

(Обутова Джулия).

Солнышко спустилось?
А, может быть, был обильный звездопад?
Нет, это великолепный букет из солнечных цветов.

(Ядреева Сахаяна)

Цветок шафран,
Как мандарин,
Такой же рыжий и веселый.

(Попов Саян).

Цветы в хокку детей часто олицетворяются в образе девушек:

Здесь прошла девушка.
Следом остались цветы.
Прекрасные цветы. В знак красоты.

(Местникова Маша).