Глобальные проблемы современности

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Образовательные: поднять старшеклассников на новый уровень осмысления глобальных проблем; максимально актуализировать их знания по другим предметам.
  • Развивающие: развивать навыки работы в парах с раздаточным материалом (карточками, письменными источниками, тестами); навыки групповой работы; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.
  • Воспитательные: обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем..

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.

Основные понятия: биосфера, ноосфера, глобальные проблемы, озоновые дыры, парниковый эффект, опустынивание, кислотные дожди, оружие массового поражения, терроризм, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз.

Изучение новой темы

Этапы

Приемы и средства обучения

Вводно-мотивационный этап. Обозначение актуальности темы. Постановка проблемы.
I этап. Что такое глобальные проблемы? Лекция с элементами беседы. Выяснение причин появления глобальных проблем, построение схемы “Особенности глобальных проблем”. В выводе фиксируется главное понятие темы.
II этап. Классификация глобальных проблем. Лекция с элементами аналитической беседы и практического занятия: составление таблицы “Классификация глобальных проблем”; просмотр материала одной из новостных программ в записи, беседа по вопросам к в/ф; работа с раздаточным материалом (карточками с заданиями, письменными источниками); звучит композиция “Прости, Земля”. Вывод.
III этап. Роль международных организаций и движений в современном мире. Сообщение группы учащихся-аналитиков, заполнение таблицы “Международных организации и движения”, беседа, дискуссия. Вывод.
IV этап. Поможем планете решить глобальные проблемы! Элементы практического занятия: групповая учебная деятельность по заданию (техника аквариума), аналитическая беседа, дискуссия. Вывод.
V этап. Альтернативные сценарии будущего. Лекция с элементами аналитической беседы, дискуссия. Вывод.
Заключительный этап. Коллективное обсуждение проблемного вопроса. Учащиеся подводятся к итоговому выводу. Проверка формализованных знаний через тестирование. Взаимопроверка, оценка и самооценка работы учащихся. Объясняется домашнее задание.

ХОД ДВУХ СПАРЕННЫХ УРОКОВ

Вводно-мотивационный этап

Эпиграф на доске:

Цивилизация на нашей планете
до сих пор жива благодаря тому,
что люди, становясь сильнее,
в конечном счете, умели становиться и мудрее.
А. Назаретян

Учитель. В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия “Глобальные проблемы современности”. Нам предстоит на основе исторического анализа подняться на новый уровень осмысления глобальных проблем. Актуализируйте ваши знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос (записан на доске):

Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

I этап. Что такое глобальные проблемы?

Учитель. Вплоть до середины XX в. в политическом языке отсутствовало понятие “глобальные проблемы” (фр. global – всеобщий, от лат. globus – “шар”). Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле). Так, русский ученый В.И. Вернадский в 1944 г. высказал мысль о том, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).

Вопросы учащимся: Почему вплоть до середины XX в. в развитии человечества не существовало глобальных проблем? Что их породило? В ходе обсуждения возможно пояснение учителя.

Учащиеся подводятся к следующей мысли, которая записывается ими в тетрадях:

Причины появления глобальных проблем:

  • глобализация мира;
  • огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.

Вопрос учащимся: Каковы, на ваш взгляд, особенности глобальных проблем? Ведется обсуждение, одновременно с этим учителем на доске рисуется цветными мелками схема, которую учащиеся зарисовывают в тетрадях.

Особенности глобальных проблем.

Рисунок 1.

Вопрос учащимся: Что же такое глобальные проблемы? Ведется обсуждение, учащиеся подводятся к выводу.

Вывод. Глобальные проблемы это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине XX в., угрожающих существованию мировой цивилизации (вывод фиксируется в тетрадях).

II этап. Классификация глобальных проблем.

Учитель. В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем.

Вопросы учащимся: Какие проблемы вы считаете глобальными? Назовите их. По каким разновидностям можно их сгруппировать? В ходе беседы заполняется таблица. Учитывая мнения ребят, возможно внесение в нее необходимых корректив.

Классификация глобальных проблем

Экологические

Экономические

Социальные

Политические

Духовные

“Озоновая дыра”.

Истребление лесов.

“Парниковый” эффект (глобальное потепление).

Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы.

Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи.

Освоение космоса и мирового океана.

Продовольственная проблема.

Полюса развития: “С-Ю”.

Проблема пределов экономического роста.

Истощение ресурсов.

Экономический глобализм.

 

 

 

 

Демографическая проблема.

Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония...).

Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).

Этнические, конфессиональные конфликты.

 

 

 

 

Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны.

Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион).

Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).

Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный).

Деградация “массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.

Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).

Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации.

Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.

Просмотр эпизода одной из новостных программ в записи (5 минут).

Беседа по вопросам к видеофильму: Какие глобальные проблемы были затронуты в сегодняшних новостях? Люди с разной степенью остроты воспринимают глобальные проблемы. Какая из них наиболее актуальна для вас? Из практики: приоритетной проблемой большинство учащихся-москвичей, вспомнив теракты последних лет, назвали терроризм.

Учитель решает, насколько подробным должно быть рассмотрение отдельных проблем, исходя из собственных предпочтений и того, как широко эти проблемы были представлены в рамках других учебных дисциплин. Возможно по отдельным глобальным проблемам организовать работу с раздаточным материалом (карточками с заданиями, письменными источниками). Демонстрируются иллюстрации по отдельным глобальным проблемам. Звучит отрывок из музыкальной композиции “Прости, Земля” в исп. группы “Земляне” (слова А. Дементьева, музыка В. Добрынина).

Учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы. Они настолько тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом, что уместнее говорить о комплексе глобальных проблем (вывод фиксируется в тетрадях).

III этап. Роль международных организаций

и движений в современном мире.

Учащиеся-аналитики выступают с сообщениями о наиболее представительных и авторитетных международных организациях и движениях, пытающихся решить глобальные проблемы. Используются информационные ресурсы Интернета. Учащимся раздаются листы с частично заполненной таблицей “Международные организации и движения” (см. Приложение). Их задача: слушая выступление аналитиков, заполнить последнюю графу (статус и роль).

Вопросы учащимся: Поддерживаете ли вы идею правящей элиты США об американском мировом лидерстве, особой ответственности США за миропорядок и решение международных проблем (т.е. США – “мировой полицейский”)? Возможно возникновение дискуссии (культура ее ведения: “Позвольте мне с Вами не согласиться ...”, “Я считаю ...”, “Мое мнение отлично от Вашего, т. к. ...”, “Вы не правы, т. к. .. .” и т. п.). Учитель обращает внимание учащихся на то, что политика США последних лет позволяет усомниться в способности правящих кругов этой страны адекватно воспринимать новые реальности мирового развития. Как вы относитесь к тезису американского ученого Пола Кеннеди о равной ответственности между современными обществами в решении глобальных проблем? Аргументируйте свой ответ. Возможно возникновение дискуссии. Какова роль России в становлении нового миропорядка, в решении проблем современного мира? Вспомните последние российские инициативы.

Учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Лидерство одной державы не может обеспечить стабильный миропорядок и решение глобальных проблем. Необходимо комплексное взаимодействие всего мирового сообщества. Огромную роль в этом играют международные организации и движения (вывод фиксируется в тетрадях).

IV этап. Поможем планете решить глобальные проблемы!

Используется техника аквариума. Класс делится на 6 групп: с первой по пятую – рабочие группы, специализирующиеся на одной из пяти разновидностей глобальных проблем; 6-я группа – аналитики (они будут оценивать предложения групп).

Задание для рабочих групп: Продумайте и сформулируйте пути решения одной из глобальных проблем. Группам дается 10 минут для обсуждения интересующей их проблемы и определения общей точки зрения, которую затем выскажут представители каждой группы. Они должны отстаивать позицию своей группы. Идет обсуждение “проектов”, оценка аналитиков, резюме учителя. В результате намечаются наиболее рациональные и эффективные пути решения глобальных проблем. Возможно не будут найдены ответы на все вопросы. Важен сам факт постановки проблемы. Задуматься – это значит сделать первый шаг. Учащиеся подводятся к мысли об ответственности за судьбы мировой цивилизации не только лидеров государств, но и рядовых граждан. Их задача, как минимум, не нанести вреда хрупкому и уязвимому миру.

Учитель, обобщая вопрос: Теория В.И. Вернадского о ноосфере могла представляться утопией в 1944 г., но сегодня воплощение ее в жизнь становится реальной альтернативой гибельному варианту развития событий. Именно эта теория лежит в основе концепции устойчивого развития. Она была принята международным сообществом на конференции в Рио-де-Жанейро в 1994 г. Ее суть: безудержный рост стандартов потребления губителен для общества и природы; научно-техническая и технологическая революции должны направить усилия на разработку “щадящих” технологий в интересах выживания, сохранения природной среды существования человечества.

Вопрос учащимся: Каким образом человечество должно прийти к осознанию данных идей? Возможно возникновение дискуссии.

Учитель. Это должно произойти через духовное возрождение человечества. Например, английский ученый-гуманист Арнольд Тойнби призывал прийти к этому через религию. Члены Римского клуба говорят о возрождении нравственно-духовных ценностей в целом.

Учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития (вывод фиксируется в тетрадях).

V этап. Альтернативные сценарии будущего.

Учитель представляет учащимся различные прогнозы развития мирового сообщества.

Учитель. Глобальный прогноз – это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трех основных направлениях:

  • пессимистический прогноз, предсказывающий в недалеком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий в сокращении населения и производства (английский ученый Томас Мальтус);
  • оптимистический прогноз, считающий, что: недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество еще не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию, и станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества (немецкий ученый Фриц Бааде);
  • нейтральный прогноз, исходящий из того, что невозможно с определенностью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости (американский ученый Пол Кеннеди).

Вопрос учащимся: Представьте ваш сценарий будущего человечества. Возможно возникновение дискуссии.

Учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Существует множество вариантов будущей динамики развития мировой цивилизации, но реализуются они в рамках веера возможных альтернатив (вывод фиксируется в тетрадях).

Заключительный этап.

Коллективное обсуждение проблемного вопроса, который был поставлен перед учащимися в начале урока: Крах человеческой цивилизации из-за глобальные проблем неизбежен? Возможно возникновение дискуссии.

Учащиеся вспоминают эпиграф урока и подводятся к итоговому выводу.

Итоговый вывод: Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Однако умные люди в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие невзгоды. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами (учащиеся фиксируют итоговый вывод в тетрадях, а рядом записывают свое мнение, возможно отличное от данного).

Этап проверки формализованных знаний учащихся проводится через тестирование. Затем на доске открывается ключ к тестам и критерии оценки; проводится взаимопроверка в парах: все построено на доверии. Осуществляется оценка и самооценка работы учащихся.

Учитель объясняет домашнее задание:

  • параграф соответствующего учебника;
  • знать конспект;
  • творческая работа по одной из глобальных проблем (эссе, презентация в формате Power Point, реферат – на долгосрочную перспективу с последующей защитой).

Литература для учителя:

  1. Кишенкова О.В. Новейшая история. 9, 11 классы.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001, с. 150–163;
  2. Методические рекомендации по курсу “Человек и общество”. Ч. 2. 11 кл. /Боголюбов Л.Н. и др. – М.: Просвещение, 2000, с.76–80;
  3. Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. – М.: Весь мир, 1997, 480 с.;
  4. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. – М.: Рольф, 2002, 592 с.;
  5. Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, с. 262-271.