Результаты медико-биологического сопровождения регионального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в Кемеровской области

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


С первого сентября 2001 года два общеобразовательных учреждения г. Юрги (Кемеровская область) включились в региональный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования в Кемеровской области.

Основными целями данного эксперимента являются выявление педагогической эффективности и накопление передового педагогического опыта, а также апробация новых учебников. Наряду с созданием условий для формирования социально адаптированной и интеллектуально развитой личности, совершенствованию безотметочной системы обучения перед мониторингом эксперимента стояла задача сохранения здоровья обучающихся.

Анализ эффективности организации учебного процесса, изменения структуры и содержания образования, решения задачи сохранения здоровья обучающихся и снятия перегрузки предполагал наблюдение за функциональным состоянием детей, их физическим развитием и физической подготовленностью.

Поэтому с начала 2001 учебного года на базе Юргинского Центра содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений при МОУ "Методический центр" проводилось лонгэтюдное медико-биологическое обследование младших школьников, обучающихся по экспериментальным программам в гимназии и средней общеобразовательной школе № 6.

Задача данного обследования предполагала отследить влияние экспериментальных программ на состояние здоровья и физическое развитие младших школьников, учитывая их стартовые показатели при поступлении в школу.

В гимназии вышли в эксперимент два первых класса, в традиционной школе – один первый класс.

За три учебных года (сентябрь 2001 - апрель 2004 гг.) около 60 учащихся проходили динамическое обследование 6 раз.

Каждое обследование проводилась физио- и соматометрия, педиатрический осмотр и осмотр узкими специалистами, регистрировались показатели гемодинамики; устанавливалась группа здоровья, гармоничность физразвития и уровень физической подготовленности.

Полученные результаты позволяют говорить об определенных тенденциях.

Следует отметить, что стартовые показатели здоровья первоклассников были неравные. В экспериментальный класс традиционной школы поступили более здоровые дети. Среди первоклассников прогимназических классов оказалось в 2 раза больше детей с хроническими заболеваниями (47%), каждый третий ребенок имел дефицит веса (33%). Больше 40% поступивших в экспериментальные классы обоих учебных учреждений уже имели функциональные нарушения осанки.

Через полгода в марте 2002 года при повторном обследовании у значительной части первоклассников (52% в традиционной школе и 36% в гимназии) были выявлены клинические признаки гиповитаминоза, несмотря на то, что большая часть обследованных детей из благополучных семей со средним и выше среднего достатком.

Очередное третье обследование в начале второго года обучения показало, что ситуация кардинально изменилась. В традиционной школе наблюдалось ухудшение состояния здоровья учащихся: уменьшилось с 43% до 32% количество практически здоровых детей, увеличилось число младших школьников с хроническими заболеваниями. Это ЛОР-патология, неврологическая заболеваемость и патология органов зрения. Теперь каждый третий второклассник экспериментального класса традиционной школы состоял на учете у одного или нескольких узких специалистов. Кроме этого, незначительно, но увеличивается количество детей с нарушениями осанки (43% –> 48% –> 50%) и отклонениями веса от нормы (30% –> 39% –> 41%).

В гимназии по некоторым показателям здоровья отмечалось улучшение. Например, часть детей была снята с учета у фтизиатра и невролога; сократилась численность обучающихся с нарушениями осанки, не в последнюю очередь за счет наличия в гимназии реабилитационной базы и массовую охваченность детей спортом и танцами. Но так же, как и в традиционной школе, наблюдалось увеличение количества детей с отклонениями веса от нормы и рост вновь выявленной ЛОР-патологии.

Через 2 года обучения по эксперименту мы констатируем ухудшение здоровья младших школьников, как в гимназии, так и в традиционной школе. Уменьшается количество здоровых детей. Увеличивается число хронических заболеваний на одного ребенка. Среди хронических заболеваний лидирует ЛОР-патология и неврологическая заболеваемость.

Растет количество морфо-функциональных отклонений. Более 40% обучающихся в экспериментальных классах каждую весну страдают гиповитаминозом, тогда как при поступлении в школу случаев гиповитаминоза выявлено не было. Эти дети, как правило, имеют еще нарушения осанки и (или) дефицит веса. Стабильно увеличивающаяся численность детей с нарушениями осанки достигла 51%.

В конце третьего года обучения проводилось 6-е медико-биологическое обследование младших школьников из экспериментальных классов. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что процесс ухудшения состояния здоровья детей продолжается. Сохраняется стабильный рост хронической патологии по всем нозологическим группам: количество практически здоровых детей за 3 года уменьшилось более, чем в 3 раза (с (10% до 35%); число детей с патологией зрительного анализатора увеличилось в 2 раза (с 6% до 12%); каждый второй школьник, обучающийся по эксперименту, теперь состоит на учете у ортопеда (данная заболеваемость возросла в 7 раз!); количество морфо-функциональных отклонений и хронических заболеваний увеличилось до 7 на одного ребенка (в среднем 3-4 нарушения и заболевания); каждую весну многоразово увеличивается численность детей с гиповитаминозом.

Анализируя физическое развитие детей, нами были получены неоднозначные результаты.

Значительное число младших школьников при поступлении в школу имели нарушения осанки (41%). За время обучения по эксперименту их количество возросло в 1,5 раза и достигло критической величины - 62%! Корреляционный анализ показал, что эти дети с нарушениями осанки, как правило, страдают гиповитаминозом и предпочитают дополнительным физическим статические нагрузки (занятия в музыкальной или художественной школе, авиа- и судомодельных кружках).

Изменилась тенденция ростовых процессов. У каждого четвертого первоклассника при поступлении в школу наблюдалось опережение темпов роста, во 2-м классе отмечалась стабилизация ростовых процессов, к 3-му классу каждый шестой отставал по росту от сверстников и к концу третьего года обучения лишь у незначительного числа детей (у каждого десятого) наблюдалась дисгармоничность ростовых процессов.

Численность детей с дефицитом веса за три года обучения практически не изменилась (36% - 32%), хотя в этот возрастной период вес должен нормализоваться у большей части обучающихся.

А вот показатели по мышечной силе в процессе обучения нормализовались у большинства обследуемых детей до нормы. Только 2 школьника имеют сниженную динамометрию против 48, обучавшихся в первом классе.

Корреляционный анализ, осуществленный методами вариационной статистики с помощью css/pc stats, подтвердил, что состояние здоровья детей в процессе обучения ухудшается.

Дети с неврологическими заболеваниями имеют более высокое диастолическое давление. Эта зависимость имеет прогностическое давление.

Клинические признаки гиповитаминоза коррелируют с нарушениями осанки с высокой степенью достоверности (р < 0,0068), т.е. гиповитаминоз, по всей видимости является одной из причин неправильно формирующейся осанки, и нарушения осанки чаще выявляются у школьников, дополнительно занимающихся в музыкальной или художественных школах, или ничем не занимающихся. Эти дети, как правило, имеют более низкие показатели артериального давления.

В данный возрастной период ярко проявляются признаки полового диморфизма: мальчики сильнее девочек, у них выше жизненная емкость легких, но для их пола и росто-возрастных показателей недостаточна.

Жизненная емкость легких не коррелирует у обследованных детей ни с ростом, ни с весом, но взаимосвязана с дополнительной физической нагрузкой. Дети, дополнительно занимающиеся в бассейне, спортом, танцами, имеют более, высокие показатели жизненной емкости легких, у них реже выявляются нарушения осанки.

В ПРИЛОЖЕНИИ приведены результаты обследования школьников.