К вопросу об использовании опорно-логических схем при изучении жизнедеятельности организма на уроках биологии

Разделы: Биология


Опорно-логические схемы в методике преподавания биологии используются достаточно давно. Особую значимость они приобретают в тех случаях, когда необходимо усвоение солидного объёма информации в рамках отчётливой логической структуры.

Так, например, информация о том, что Тип Членистоногие включает в себя несколько классов, может быть представлена в виде следующей схемы:

Это пример простейшей опорно-логической схемы. Но лежащий в основе подобных схем структурный принцип позволяет при необходимости значительно усложнять их и варьировать методику их использования в зависимости от специфики изучаемой темы. Такого рода схемы, как правило, особенно эффективны при изучении более сложной классификации (например, рыб), где существуют промежуточные систематические категории: надкласс, подкласс, надотряд и т. д., а также при знакомстве с разнообразными циклами развития.

Опорные конспекты, завоевавшие популярность в конце 80-ых годов, – это, на наш взгляд, фактическое развитие опорно-логических схем. Последние, однако, имеют преимущество, которое заключается в простоте воспроизведения. Ведь для этого достаточно иметь под рукой материал учебника, доску, мел или кодоскоп.

Рассмотрим применение одной из этих схем на конкретном примере. Так, при изучении темы “Жизнедеятельность простейших” учащиеся должны усвоить материал о том, что пища превращается в сократительных вакуолях в питательные вещества, часть которых идёт на рост и развитие, а часть – на окисление, при котором высвобождается энергия, необходимая для жизнедеятельности. Для окисления необходим кислород, а в результате данного процесса образуются углекислый газ и вода. В виде схемы этот материал может быть представлен следующим образом:

Кстати, в трёх словах данной схемы очень важно выделить единый корень (кисл), что позволит дополнительно подчёркнуть связь процесса непосредственно с кислородом.
При изучении кишечнополостных животных данная схема приобретает несколько иной вид:
При знакомстве с плоскими и круглыми червями схема выглядит так:

Здесь схема меняется в соответствии не только со строением данных животных, но и в соответствии с образом жизни эндопаразитов, обитающих в бескислородной среде.

При изучении кольчатых червей общий вид схемы следующий:

Следует отметить, что учащиеся вполне самостоятельно составляют подобные схемы и, используя вопросы учителя и рисунки из учебника, устанавливают особенности строения пищеварительной, дыхательной, кровеносной и выделительной систем.

При дальнейшем знакомстве с внутренним строением животных ребята перед изучением темы вспоминают и воспроизводят схему, которая корректируется педагогом в соответствии с особенностями строения той или иной группы животных:

 

Понятия “кислород”, “вода”, “углекислый газ” заменяются химическими формулами, что можно сделать и до знакомства с ними на уроках химии.

Конечно, в подобных схемах можно найти недостатки (особенно важно, когда это делают сами дети), но ведь и материал учебника не всегда бывает исчерпывающим.

Преимущества опорно-логических схем, на наш взгляд, следующие:

1. Материал изложен предельно компактно.
2. У учащихся формируется представление об организме животного как о едином целом, а о клетке – как о единице живого.
3. Более глубоко и системно усваиваются такие базовые общебиологические вопросы, как значение кислорода, значение пищи и т.д., на которые большинство людей, не имеющих специальной подготовки, обычно отвечает весьма неопределённо: чтобы жить.
4. Опрос учащихся с помощью схем позволяет развивать их речь.

Благодаря опорно-логическим схемам, работу на уроке можно организовать следующим, например, образом: один учащийся воспроизводит схему на доске (или восполняет её недостающие звенья), другой отвечает по ней, а остальные дополняют его ответами об особенностях строения указанных систем, используя таблицы, модели, влажные препараты и т. д. Четвёртым можно предложить составление вопросов отвечающему, которые помогут дополнить или скорректировать ответ.

Весьма характерно, что многократное использование данных схем во время опроса позволяет активизировать деятельность таких учащихся, которые традиционно считаются слабыми. Таким образом, данная методика даёт возможность свести к минимуму процент потенциальных “аутсайдеров” на уроке. Более того, учитель получает возможность проводить взаимоконтроль между учащимися разного уровня.

Более глубоко эти схемы используются на уроках при изучении биологии по программе Н. И. Сонина, где уже в 6-м классе формируются понятия “орган”, “система органов”, “организм”, а ребята получают возможность самостоятельно составлять подобные схемы с помощью учебника в группах или индивидуально, что делает процесс обучения более творческим.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Активные формы обучения биологии или: опорные конспекты. – М., 1997
  2. Биология. Живой организм: опорные конспекты. – М., 2003
  3. Биология: школьный курс. – М., 2000
  4. Хюннинен О. Н. Биология. Живой организм. Развивающее обучение на уроках. Опорные схемы. 6 кл. / Под ред. В. И. Сивоглазова. – М., 2004