Урок информатики во 2 классе по курсу "Информатика в играх и задачах"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Тема: Отрицание.

Задачи урока:

1. Обеспечить понимание понятия “Отрицание”

2. Сформировать представление об отрицающем высказывании.

3. Актуализировать знания учащихся по теме “истина-ложь” и вычислительные умения.

4. Содействовать развитию интереса к предмету.

5. Помочь в развитии мыслительной операции, внимания.

6. Прививать навыки культуры речи и взаимоотношений.

Предварительная подготовка:

1. Принести мяч.

2. Принести картинки с изображением различных предметов.

3. Заготовка блок-схемы.

4. Заготовки слов и высказываний.

5. Множество предметов в мешочке.

6. Сигнальные карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие друг друга.

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

II. Мобилизирующий этап.

1. Игра “Индуктор”

На доске слова разным цветом.

истина CCC сумма
ложь разность
алгоритм выражение
граф задача
меньше больше равно множество

-Прочитайте слова на доске.

-Как вы думаете, почему они записаны группами?

-На каком уроке мы встречаем слова из первого столбика?

-А из второго?

А почему слова, записанные ниже, не распределены по столбикам?

Оказывается информатика и математика тесно связаны между собой и нашей жизнью.

2. Игра “Печатная машинка”

Поиграем в игру “Печатная машинка”. Напечатаем слово “Информатика”

-Какие ещё машины вы знаете, которые помогают нам на уроках информатики и математики?

-Можем ли мы назвать запись на доске вычислительной машиной? Почему?

-А как по-другому мы можем назвать эту запись?

-Что такое алгоритм?

-В жизни, где встречаемся с алгоритмом?

III. Актуализация знаний.

Дидактическая игра “Блок-схема”

Ребята дома выполняли творческое задание. Им нужно было по известной песне “Кабы не было зимы” составить алгоритм.

Послушаем, что получилось у ребят. (Прослушивание грамзаписи, выступление учеников)

Вы обратили внимание, что у ребят от ромба идут две стрелочки, и в нашем алгоритме их тоже две. Почему?

-В каких случаях говорят “да”?

-Подберите синоним к слову, правда.

-В каких случаях говорят “нет”?

-Синоним слова неправда.

Давайте вспомним, в какой известной литературной сказке один герой был умным, грамотным и говорил только правду, а другой был полной его противоположностью и очень много выдумывал.

Сегодня в гостях у нас Знайка и Незнайка.

-Кто автор этого произведения?

Эти забавные герои придумали новые приключения весёлых человечков в Стране Информатике.

Чтобы узнать, что же ждёт нас впереди, давайте заполним таблицу с помощью алгоритма и составим карту путешествий.

а 4 8 32 20 12 15 28
х              

Внимательно посмотрите на числовой ряд.

-Какое задание вы могли бы предложить по данному числовому ряду?

-Назовите наибольшее и наименьшее число в этом ряду.

-На сколько 2 больше 44?

42 проспект “Повторяйка”

-Найдите сумму всех однозначных чисел.

12 “Тупик чуткого уха и острого взгляда”

-Назовите двузначное число, произведение цифр которого равно 14.

27 “аллея Весёлой переменки”

-Найдите разность двух чисел, у которых количество десятков одинаковое.

4 “Лабиринт удивительных высказываний”

-Найдите частное чисел 32 и 4.

8 “Улица умельцев”

Внимательно посмотрите на план нашего урока

-Как вы думаете, на каких этапах нам с вами будет легче всего? А где нас ждут трудности? Почему?

В добрый путь по Стране Информатике.

IV. Проспект “Повторяйка”

1. Игра “Истина – ложь”

Перед вами карточки: и-истина, л-ложь.

Исходя из своего жизненного опыта, и полученных знаний определите, какие высказывания истинные, а какие ложные.

Мальчик рисует машину. (И)

Машина рисует мальчика. (Л)

Медведь бродит по лесу. (И)

Щука называет себя рыбой. (Л) Почему?

Дождя нет, а трава мокрая. (И) Почему?

Если у Васи ангина, то у него болит горло. (И)

Если у Васи болит горло, то у него ангина. (Л)

2. Придумайте истинные и ложные высказывания, используя слова, если, то. (2-3 высказывания)

V. Подготовка к изучению нового материала.

“Тупик чуткого уха и острого взгляда”

1. Игра “Наоборот”

Встаньте, пожалуйста!

Можно отправляться дальше, а по дороге делаем всё наоборот.

-Встали (сели),

- сели (встали),

-открыли глаза,

- закрыли глаза,

-повернитесь направо,

-повернитесь налево.

-Что мы делали?

Вы совершали обратные действия. А как в русском языке называют слова, обозначающие обратное, противоположное значение?

2. Работа по учебнику.

Потренируемся в подборе противоположных по значению слов.

Страница 7 № 13 (4 картинки коллективно, 1-самостоятельно)

-Какие слова записали?

VI. Проблемная ситуация и открытие новых знаний.

1. Игра с мячом.

Назовите слова, противоположные по значению.

холодный CCC грустный CCC стеклянный?
больной страшный
добрый маленький

-Что вызвало затруднение? Как в жизни мы выходим из этого положения?

Предмет может быть изготовлен из любого другого материала, но не из стекла.

-Какое слово помогло? (Не)

Вот видите! В вашей памяти уже хранится то, о чём мы сегодня будем говорить! Значит это нужно для жизни.

-Как в русском языке называют такое слово?

Если к слову не удается подобрать противоположное по значению, то на помощь приходит частица “не”, которая всё отрицает, делает наоборот.

Поставим к слову стеклянный частицу “не”.

-Что получается?

-Для чего мы будем употреблять частицу “не”?

-Кто уже может сформулировать тему нашего урока?

(Тема урока записывается на доске.)

Потренируемся!

Синий, красный, умеет, белый, знайка.

2. Игра “Что лишнее?” (Для аудиалов и визуалов)

Внимательно посмотрите на множество предметов и исключите “ лишний” предмет.

Индивидуальная работа (для кинестетиков). На ощупь определить “лишний” предмет.

3. Отгадайте загадку.

“Не лает, не кусает, а в дом не пускает”.

-По каким признакам догадались?

4. Работа с учебником.

Самостоятельно отгадать загадку страница 9 №19.

-Кого загадали в загадке?

-Как вы действовали, чтобы быстро найти отгадку?

VII. Минутка отдыха.

Вот и прибыли на аллею “Весёлая переменка”, значит, пора и отдохнуть. Отдых у нас будет активным и даже полезным. Упражнение рассчитано на координацию движения.

Левой рукой дотронуться до правого уха, а потом правой рукой – до кончика носа, затем быстро поменять положение рук, правая рука – левое ухо, левая рука – нос. (Повторить 5 раз)

Упражнение “Ленивые восьмёрки”

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.

VIII. Лабиринт Удивительных высказываний.

1. Проблема № 2.

Мы научились подбирать слова – антонимы, слова с отрицательной частицей “не”, а сможем ли мы составить высказывания по смыслу отрицающие данные.

Послушайте, что говорит Знайка, и как бы вы ему ответили, чтобы получилось отрицающее высказывание.

Мы полетим на воздушном шаре.
Все бабушки обожают футбол.
Пончик и Сиропчик любят сладкое.
Иногда бывают каникулы.

По ответам учащихся на доске появляется запись. (Иногда не бывает каникул).

Подумайте над смыслом этих предложений.

-Вы ничего не замечаете? Это одно и тоже – иногда бывает, иногда не бывает. Так как у нас возникло затруднение, давайте тогда рассмотрим каждое предложение в отдельности.

Если каникул иногда не бывает, то какое это высказывание?

Если каникулы иногда бывают, то какое это высказывание?

Обратите внимание, что два высказывания имеют одинаковое истинное, а такого быть не может, т.е. не получилось отрицающего выражения. Оказывается не всегда достаточно, отрицательной частицы “не” для того чтобы получить полную противоположность. Давайте подумаем, если высказывание содержит слово иногда: иногда не бывает каникул и является истинным, то какое слово будет содержать высказывание по смыслу его отрицающее и соответственно является ложью. (Иногда – никогда – всегда)

Послушайте следующее высказывание и составьте отрицающее высказывание являющееся истинным и ложным.

Иногда кошки и собаки дружат.

Все люди носят очки. (Все – некоторые)

Все кирпичи умеют летать.

2. Закрепление.

Работа по учебнику страница 10 № 22 самостоятельно по вариантам.

Коллективная проверка.

IX. Улица Умельцев.

Решение задач в группах.

Задача №1. В одном классе учатся Иван, Пётр и Сергей. Их фамилии – Иванов, Петров, Сергеев. Какая фамилия у каждого из ребят, если известно, что Иван по фамилии не Иванов, Пётр - не Петров, Сергей – не Сергеев и что Сергей живёт в одном доме с Петровым?

Задача №2. Три девочки – Аня, Катя и Марина – занимаются в трёх различных кружках: вышивки, танцев и хорового пения. Катя не знакома с девочкой, занимающейся танцами. Аня часто ходит в гости к девочке, занимающейся вышивкой. Подружка Кати, Марина, хочет в следующем году добавить к своим увлечениям занятия пением. Кто из девочек, чем занимается?

Коллективная проверка.

X. Итог урока.

Вот и подходит к концу наше путешествие по Стране Информатике. Нам с вами просто необходимо всего за 1 минуту убедить гостей, что изучение этой темы очень важно!

(Даётся время на обсуждение в группе).

XI. Рефлексия.

Попытаемся себя оценить.

-Кому удалось сегодня справиться со всеми трудностями, и он уверен, что может дальше двигаться по Стране Информатике, поднимите зелёную карту, а кто считает, что ещё справился не со всеми трудностями и нужно остановиться, поднимите красную карту.

XII. Домашнее задание.

Домашнее задание даётся по выбору.

  1. Творческое задание: составить алгоритм по сказке “Гуси – лебеди”.
  2. Стр. 10 №23*, №24.