Нетрадиционный урок – игра "Десяточка"

Разделы: Начальная школа


Младшие школьники “открыты” не только для новых знаний, но и для личностных контактов. Чтобы уроки были яркими, запоминались ученикам, учитель использует разнообразные формы и методы обучения.

Нетрадиционные уроки по-прежнему занимают важное место в школьной практике, т.к. это связано с возрастными особенностями детей, игровой основой данных уроков, спецификой их проведения. Они отличаются еще и тем, что в них не только игровые моменты, нетрадиционная подача материала, но и есть возможность использования различных форм коллективной и групповой работы.

Примером такого занятия может служить предлагаемый урок. В нашем лицее сложилась традиция организации урока в форме игры “Десяточка”. Свое название она получила, потому что по разным предметам, на любую тему подбирается 10 вопросов.

Важно, чтобы игра меньше всего напоминала урок. В ходе ее не стоит устанавливать строгую дисциплину, но следует тактично подсказывать правила взаимодействия, напоминать о взаимопомощи, согласии, уважении к мнению своих одноклассников.

Класс делится на несколько команд (обычно на четыре). В каждой от 6 до 7 человек. Состав игроков меняется в новой игре, чтобы у ребят не появился конкретный постоянный соперник.

Постепенно вступают механизмы самоорганизации, когда без особенного учительского вмешательства в группах становится больше порядка и организованности в процессе игры.

При проведении занятия учителю важно подумать о помощниках (родителях или старшеклассниках), которые помогут в организации соревнований. При необходимости будут способствовать тому, чтобы снять возникшие конфликты, войдут в состав жюри.

При подведении итогов важно отметить не только тех, кто победил, но и факты оказания помощи, проявления дружелюбия.

Важный педагогический момент игры – помочь ученикам осознать, что учиться вместе легче, чем поодиночке, что у них такие прекрасные одноклассники, которые всегда помогут.

Итоговый урок проведен в конце четверти в форме игры “Десяточка”. (2-й класс).

Цели:

  • стимулирование познавательного процесса;
  • расширение кругозора;
  • развитие нестандартных умений для учебной работы;
  • развитие навыков взаимодействия.

Оборудование:

  • листочки с заданиями по предметам в пяти экземплярах (четыре для команд и один для учителя);
  • кассета с любой спокойной музыкой;
  • плакат “Если вместе, если дружно”;
  • треугольники четырех цветов (красные, синие, желтые, зеленые), всего 24 штуки по шесть каждого цвета;
  • четыре флажка зеленого, красного, синего, желтого цвета.

Подготовительная работа.

Организовать состав жюри.

Ход игры.

У. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы играем в “Десяточку”. Наш девиз: “Если вместе, если дружно”. Разделимся на четыре команды. Каждый подходит и берет со стола треугольник, садится за стол, чтобы цвет треугольника совпал с цветом флажка. Все заняли свои места? Познакомьтесь с жюри. (Представление судей).

У. А сейчас каждая группа должна выбрать капитана, почтальона и название команды.

(Дети выбирают, в это время звучит музыка).

У. Капитаны, познакомьте нас с командами.

(Приветствие команд).

У. Испытание № 1 . Математика.

Почтальоны подойдут к столику жюри, возьмут листок с заданиями и доставят его командам. Читаю вопрос. Даю время для обсуждения и выбора ответа (звучит музыка). Правильный, на ваш взгляд, ответ обведите в кружочек.

У. Первый вопрос.

Сколько девяток в записи разности 1000000 – 1?

Варианты ответа.

а) 1, б) 3, в) 5, г) 6, д) 7.

(Читаю, звучит музыка).

У. Второй вопрос.

По углам квадрата вбиты колышки на расстоянии 2 м друг от друга. Сколько колышек вбито, если сторона квадрата равна 10 м?

Варианты ответа.

а) 24, б) 22, в) 16, г) 20, д) 18.

У. Третий вопрос.

Из пяти следующих чисел выбери самое маленькое.

Варианты ответа.

а) 900087, б) 908070, в) 908007, г) 900078, д) 900708.

У. Четвертый вопрос.

Круглый пирог нужно разрезать прямыми разрезами на 7 (не обязательно равных) частей. Какое наименьшее число разрезов потребуется для этого?

Варианты ответа.

а) 2, б) 3, в) 4, г) 6, д) 7.

У. Пятый вопрос.

У рассеянной хозяйки есть 3 ящика для рассады с надписями “Огурцы”, “Цветы” и “Ромашки”. Она посадила семена ромашек, огурцов и колокольчиков в эти ящики так, что все надписи оказались неверными. Что вырастет в ящике с надписью “Ромашки”?

Варианты ответа.

а) огурцы, б) колокольчики, в) ромашки, г) нельзя определить, д) арбузы.

У. Шестой вопрос.

У Карлсона 5 плюшек, а у Малыша меньше плюшек, чем у Карлсона, а у фрекен Бок столько же плюшек, сколько у Карлсона и Малыша вместе. Каким может быть число плюшек?

Варианты ответа.

а) 8, б)11, в) 13, г) 14, д) 20.

У. Седьмой вопрос.

У Бетти есть 2 куклы, 3 яблока, 1 шоколадка, 2 апельсина, 5 персиков и один велосипед. Сколько фруктов у Бетти?

Варианты ответа.

а) 4, б) 5, в) 10, г) 18, д) 21.

У. Восьмой вопрос.

Сумма возрастов трех друзей 29 лет. Сколько лет им будет вместе через 5 лет?

Варианты ответа.

а) 34, б)37, в)39, г)44, д)49.

У. Девятый вопрос.

Какое наименьшее число детей может быть в семье, если у каждого ребенка есть хотя бы 1 сестра и хотя бы 1 брат?

Варианты ответа.

а) 1, б) 2, в) 3, г) 4, д) 5.

У. Десятый вопрос.

В двузначном числе 5 десятков, между цифрами этого числа вписали 0. На сколько полученное трехзначное число больше первоначального двузначного?

Варианты ответа.

а) 50, б) 450, в) 500, г) 550, д) 560.

У. (После обсуждения последнего задания).

Почтальоны относят листочки в жюри и берут новое задание.

(Звучит музыка).

У. Проверьте себя. Я читаю снова вопросы и правильный вариант ответа. (См. Приложение).

Аналогично проходят остальные испытания.

Испытание № 2. Русский язык.

Испытание № 3. Чтение.

Испытание № 4. Развитие речи.

Испытание № 5. Окружающий мир.

У. Все испытания позади, пока жюри подводит итоги, подумаем, кто, на ваш взгляд, в команде был самым активным, давал больше правильных ответов.

(Дети выбирают лидеров).

У. Слово жюри. (Судьи называют команды и количество заработанных баллов.)

У. Ребята, вы поняли, что если вместе взяться за дело, то самые трудные вопросы решить легко.

Сейчас команду победителей сфотографируем на память и поместим фото на классном стенде, а особенно отличившиеся ученики фотографируются в отдельности.