Урок истории с элементами лабораторной работы в 9-м классе по теме: «"Творческая интеллигенция и власть: "Зима", "Оттепель"… придет ли "Весна"»?

Разделы: История и обществознание


Цель урока: рассмотреть противоречивые взаимоотношения власти и творческой интеллигенции в послевоенный период, определить границы творческой свободы, установленной властью во времена Сталина и Хрущева, усвоить значение преодоления сталинизма в литературе и искусстве, проанализировать факты, свидетельствующие об относительном и ограниченном характере “оттепели” в духовной жизни общества, а также выяснить, чем закончилась хрущевская “оттепель”.

Задачи урока:

Образовательные:

Расширить и закрепить понимание противоречивых взаимоотношений власти и творческой интеллигенции в послевоенный период, определить границы творческой свободы, установленной властью во времена Сталина и Хрущева, а также выяснить, чем закончилась хрущевская “оттепель”.

Воспитательные:

Не обеляя, но и не очерняя историю нашей Родины в этот период, развить у учащихся толерантность, способность рассматривать явления и события с точки зрения их исторической обусловленности, дать им возможность выработать собственное отношение к дискуссионным вопросам, осмыслить ошибки прошлого, а также воспитать у учащихся патриотизм, уважение к историческому пути своего народа через сопереживание судьбам конкретных людей.

Развивающие:

а) Продолжить развивать умение работать с тезаурусом.
б) Умение работать с историческими документами.
в) Развитие мыслительных способностей учащихся.
г) Развитие навыков коллективного труда.

Основные понятия темы:

“оттепель”, “шестидесятники”, “социалистический реализм”.

План урока.

  1. Экспресс-опрос
  2. Границы творческой свободы личности в период 1945-1953 гг.
  3. Границы творческой свободы личности в период 1953-1964 гг.
  4. Итоги хрущевской “оттепели” и ее историческое значение.

Вводная часть урока.

В начале урока проводится экспресс-опрос, составленный на основании заданий ЕГЭ, относящихся к периоду 1945-1964 гг.

ХОД УРОКА

Учитель: Исходя из названия темы сегодняшнего урока, определите его цель.

Ученики: по наводящим вопросам учителя пытаются сформулировать цель урока.

Учитель: Итак, на сегодняшнем уроке нам предстоит определить границы творческой свободы, устанавливаемой властью во времена Сталина и Хрущева, а также выяснить, чем закончилась хрущевская “оттепель”.

Для плодотворной работы на уроке давайте обратимся к тезаурусу (сформулируем основные термины и понятия, вспомним даты).

Понятия

  • Тоталитаризм
  • Интеллигенция
  • Идеология
  • Социалистический реализм
  • Демократизация

Даты

  • 9 мая 1945 г. – победа в Великой Отечественной войне.
  • 5 марта 1953 г. – смерть Сталина.
  • сентябрь 1956 – избрание Н.С. Хрущева I секретарем ЦК КПСС.
  • 1945-1953 гг. – апогей тоталитаризма.
  • 1953-1964 гг. – хрущевская “оттепель”.

Учитель: Последние даты 1945-1953 гг. и 1953-1964 гг. непосредственно связаны с нашим сегодняшним уроком. В ходе урока вам предстоит заполнить таблицу №1 “Границы творческой свободы личности”, напечатанную в рабочей тетради урока. Рабочие тетради лежат у вас на столах.

Сначала рассмотрим период 1945-1953 гг. Главным идеологом станы в это время был А. Жданов. Обратимся к постановлению ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. “О журналах “Звезда” и Ленинград” (документ почти дословно повторял тезисы речи Жданова в г. Ленинграде):

“В журнале “Звезда” в последнее время … появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений. Грубой ошибкой “Звезды” является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции “Звезды” известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание. Последний из опубликованных рассказов Зощенко “Приключения обезьяны”… представляет пошлый пасквиль на советский быт и советских людей. Зощенко изображает советский быт и советские порядки в уродливо-карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно-хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами…

Журнал “Звезда” всячески популяризует также произведения писательницы Ахматовой, литературная и общественно-политическая физиономия которой давным-давно известна советской общественности. Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, проникнутые духом пессимизма и упадничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно- аристократического эстетства и декадентства - “искусства для искусства”, не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе…

… Редакция журнала Ленинград допустила крупные ошибки, опубликовав ряд произведений, проникнутых духом низкопоклонства ко всему иностранному.

Руководящие работники журналов … забыли то положение ленинизма, что наши журналы… не могут быть аполитичными… Советский строй не может терпеть воспитания молодежи в духе безразличия к советской политике, в духе наплевизма и безыдейности”.

Для анализа документа ученики разбиваются на три группы.

I группа должна оценить тон постановления и подтвердить свое мнение ключевыми словами из текста документа.

(Примерный ответ учеников: В постановлении используется грубый, ругательный тон (между строк как бы слышится щелканье кнута дрессировщика), ключевые слова:

  • безыдейность;
  • аполитичность;
  • клевета;
  • антисоветские выпады;
  • грубые ошибки).

II группа должна выделить обвинения, предъявленные редакторам журналов А. Ахматовой и М. Зощенко.

(Примерный ответ учеников: печатанье вредных безыдейных произведений, проникнутых духом низкопоклонства ко всему иностранному, аполитичность журналов.

А. Ахматова – представительница чуждой нашему народу пустой, безыдейной поэзии.

М. Зощенко – написание пустых пошлых вещей, проповедь гнилой безыдейности, антисоветские выпады).

III группа составляет, используя метод “от противного” список “достоинств” произведений литературы.

(Примерный ответ учеников: основные “достоинства” произведений:

  1. Высокая идейность.
  2. Идеологическая выдержанность.
  3. Уважение к советской политике.
  4. Преданность идеям партии).

Учитель: Итак, давайте сделаем основные выводы по периоду 1945-1953 гг. и заполним первую часть нашей таблицы.

В период сталинизма творческая интеллигенция находилась под жесточайшим идеологическим прессом со стороны партии и государства.

Вот главные установки для деятелей отечественной культуры и искусства того времени:

  1. Главная задача их творчества – воспитание советского человека в духе преданности идеалам коммунистической партии.
  2. Возвеличивание истории и традиций советского народа, принижение достижений науки и культуры Запада.
  3. Непримиримая борьба с авторами и течениями, которые не соответствуют данным идеологическим установкам и партийным требованиям.

Полученные данные заносятся в первую графу таблицы №1.

Учитель: В период сталинизма преследование идей принимало форму травли людей, которая зачастую заканчивалась арестом, тюрьмой, смертью.

Но всегда за “зимой” наступает “оттепель”. Давайте вспомним, какие явления и события определяли духовную атмосферу в обществе в 1953-1964 гг.

Ученики:

  • 5 марта 1953 г. – смерть Сталина.
  • февраль 1956 г. - XX съезд партии.
  • Осуждение культа личности.
  • Возвращение репрессированных (реабилитация).
  • Смягчение внешнеполитического курса.
  • Попытки реформирования социально-экономической сферы, в том числе отмена платы за обучение, начало массового жилищного строительства, увеличение пенсий, снижение пенсионного возраста; колхозники получили паспорта, введена денежная оплата их труда и пенсии для колхозников.

Учитель: На фоне этих событий началась демократизация и обновление духовной жизни страны, связанное с этим началом духовное состояние общества и было названо “оттепелью”.

Первыми проявлениями “культурной оттепели” стали статья В. Померанцевой “Об искренности в литературе”, повесть И. Эренбурга “Оттепель” (именно после ее появления слово стало общественно значимым) и др. Эти произведения поставили очень важные для нашего общества вопросы: почему правда (искренность) в литературе и жизни подменялась ложью, в чем предназначение интеллигенции, что в нашей истории замалчивается или излагается лживо. Приметой времени стало стремление преодолеть недавнее прошлое.

То время поражает наивной откровенностью и человечностью. Жителям страны разрешили просто быть людьми. Многие потянулись к поэзии – “голосу души”, зал Политехнического музея в Москве, стадионы провинциальных городов забиты до отказа. Молодые поэты Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский читают свои стихи.

Ученик читает отрывок из стихотворения Е. Евтушенко “Шестидесятники”.

“Шестидесятники” (Е. Евтушенко)

Кто были мы,
шестидесятники?
На гребне вала пенного
в двадцатом веке,
как десантники
из двадцать первого.

И мы
без лестниц и без робости
на штурм отчаянно полезли,
вернув
отобранный при обыске
хрустальный башмачок
поэзии.

Давая звонкие пощечины,
чтобы не дрыхнул,
современнику,
мы прорубили
зарешеченное
окно в Европу
и в Америку.

Мы для кого-то были “модными”,
кого-то славой мы обидели,
но вас мы сделали свободными,
сегодняшние оскорбители.

Каждый “шестидесятник” мог сказать, как герой фильма “Застава Ильича” М.М. Хуциева, что его ценности:

  • 1917 г.
  • Картошка.
  • Советские солдаты.

На столах учеников разложены следующие предметы:

I группа – карточка с датой 1917 г.
II группа – картошка в “мундире”
III группа – фотография памятника советским солдатам –освободителям в Трептов-парке в Берлине ( скульптор Е. Вучетич).

Каждой группе учащихся предлагается обосновать ценность своего предмета

Учитель: В моде был мужественный стиль. Кумир молодых – Э. Хемингуэй, которому подражали (свитер, борода, трубка, крепкие напитки, короткие фразы).

Шестидесятники считали, что режим можно очеловечить, социализм являлся для них настоящим достижением нашего общества, надо было, по их мнению, только снять с него коросту сталинизма. Первыми за дело взялись мастера культуры. Среди лучших кинокартин были “Летят журавли” Колотозова (премия каннского фестиваля), “Баллада о солдате” и “Чистое небо” Чухрая, “Судьба человека” Бондарчука. В литературе - “Живые и мертвые” К. Симонова, “Тишина” Ю. Бондарева и др. В этих талантливых произведениях говорилась правда, как бы горька она ни была, и отстаивались гуманистические ценности.

Однако партийное руководство страны, даже допуская известную свободу поисков и неоднозначность ответов, вполне соглашалось с Е.А.Евтушенко:

…Большой талант всегда тревожит,
И, жаром головы кружа,
Не на мятеж похож быть может
А на начало мятежа!
И меры стали приниматься.

Кинорежиссер Ромм вспоминал:

“В области культуры дела шли хорошо, дышалось свободно… Так шло до декабря 1962 года, когда состоялось посещение Хрущевым Манежа”.

Материал для сообщения ученика

1 декабря 1962 г. Никита Хрущев в сопровождении министра культуры Екатерины Фурцевой и других руководителей партии и правительства посетил выставку в московском Манеже. Там, наряду с произведениями социалистического реализма, были представлены работы и художников-модернистов и абстракционистов, не имевших официального признания. Их живопись Хрущев не знал и не принимал. Он обрушился на “неофициальных” художников со всей силой уверенного в своей правоте невежды.

На следующий день “Правда” писала: “Нельзя без чувства недоумения и возмущения смотреть мазню на холстах, лишенную смысла, содержания и формы. Эти патологические выверты представляют собою жалкое подражание растленному формалистическому искусству буржуазного Запада… “Такое “творчество” чуждо нашему народу, он отвергает его, - говорит Н.С. Хрущев. – Вот над этим и должны задуматься люди, которые именуют себя художниками, а сами создают такие “картины”, что не поймешь – нарисованы они рукой человека или намалеваны хвостом осла. Им надо понять свои заблуждения и работать для народа”.

Художник Элий Белютин позднее рассказывал, что происходило на самом деле. “Хрущев в окружении плотной толпы бросился в обход вдоль стен. Раз за разом раздавались его выкрики: “Мазня!”. Хрущев распалялся: “Кто им разрешил так писать!?”, “Всех на лесоповал! Пусть отработают деньги, которые на них затратило государство!”, “Безобразие! Что это – осел хвостом писал, или что?”.

На встрече с творческой интеллигенцией 8 марта 1963 г. Никита Сергеевич прямо заявил: “Абстракционизм и формализм есть одна из форм буржуазной идеологии”. Абстракционистам и раньше жилось в СССР несладко, теперь же их стали преследовать как идеологических противников.

Спустя годы Хрущев, сам познавший горечь опалы, признал в мемуарах, что был не прав в своих гонениях на абстракционистов: “Я был и остался противником таких течений и в литературе, и в живописи, и в скульптуре. Но это еще ни о чем не говорит. Нельзя же административно-полицейскими методами бороться против того, что возникает в среде творческой интеллигенции: ни в живописи, ни в музыке, ни в скульптуре, ни в чем”. Что называется, лучше поздно, чем никогда. В конце жизни Хрущев понял: “Обязательно надо смелее предоставлять возможность творческой интеллигенции высказываться, действовать, творить. Творить!”. Это было последнее, что он успел продиктовать перед смертью.

Учитель: Но осознание Хрущевым своей неправоты пришло намного позже, а в то время стали “закручивать гайки”. Была объявлена решительная война абстракционизму, другим образчикам формализма. Партия решительно выступила в поддержку принципа “социалистического реализма”, заявив, что искусство должно поднимать, воодушевлять миллионы людей. Регулярные встречи деятелей культуры с руководством партии и правительства, сопровождавшиеся взбучками и накачками со стороны Хрущева, стали обычным явлением в начале 60-х годов. Чтобы ощутить обстановку того периода времени, давайте обратимся к документу №2 (рабочая тетрадь).

Из записей художника Б. Жутковского на встрече в Кремле, 1963 г.

Н.С. Хрущев (обращается к стоящему на трибуне А. Вознесенскому): “Предатель. Посредник наших врагов. Ты не член моей партии, господин Вознесенский! Ты не на партийной позиции. Для таких – самый жестокий мороз… Обожди еще, мы тебя научим. Ишь ты какой Пастернак!... Получайте паспорт и езжайте к чертовой бабушке. К чертовой бабушке!”

Учитель: В чем обвиняет творческую интеллигенцию руководство партии? Сравните эти обвинения с обвинениями второй половины 40-х – начала 50-х годов.

Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем.

Учитель: А теперь давайте сделаем основные выводы по периоду 1953-1964 гг. и заполним вторую графу таблицы №1.

В период хрущевской “оттепели” происходит некоторое ослабление идеологического пресса со стороны партии и государства на творческую интеллигенцию:

  • Появляется определенная свобода творчества.
  • Деятели культуры и искусства получают право на самостоятельный творческий поиск и неоднозначность оценок.
  • Прямые репрессии против интеллигенции сменяются новыми формами воздействия со стороны партийного руководства:

– специальные постановления ЦК, устанавливающие пределы “свободы творчества”, за которые интеллигенция не могла выходить в критике существовавших порядков;
– регулярные встречи руководства ЦК с деятелями культуры и искусства.

Полученные данные заносятся во вторую графу таблицы №1.

Учитель: Анализируя составленную нами таблицу, попробуйте ответить на поставленный в начале урока вопрос:

Пришла ли “весна” вслед за хрущевской “оттепелью”? В этом нам поможет стихотворение Пастернака “Нобелевская премия”:

Я пропал, как зверь, в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет.

Темный лес и берег пруда.
Ели сваленной бревно –
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я – убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над судьбой страны моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Ученики отвечают на вопрос учителя.

Учитель: Итак, эти годы были приглашением к свободе, но не самой свободой. После “оттепели” вновь ударили “заморозки” и до настоящей “весны” было еще очень далеко. Именно поэтому песня В. Высоцкого “Охота на волков”, написанная в конце 70-х годов, так созвучна прослушанному нами стихотворению Б. Пастернака “Нобелевская премия”, написанному во времена Хрущева.

Звучит песня В. Высоцкого “Охота на волков”

Сначала громко, потом, убавляя звук, учитель подводит итог урока:

несмотря на все издержки и противоречия, хрущевская “оттепель” готовила почву для демократизации в духовной жизни советского общества в последующие годы. Без нее настоящая “весна” просто никогда бы не наступила, без нее была бы невозможна современная российская демократия.

Приложение 1

Приложение 2