Урок-экскурсия по истории. 9-й класс. Тема: "Разгром армии Наполеона русскими войсками под предводительством М.И.Кутузова"

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Задачи урока:

  1. Углубить знания учащихся о народном, освободительном характере войны 1812г.
  2. Показать выдающиеся достоинства стратегического плана Кутузова по разгрому армии Наполеона.
  3. Подвести учащихся к пониманию закономерностей победы России над Наполеоновской империей.
  4. Раскрыть историческое значение Отечественной войны 1812г, способствовать воспитанию чувства гордости героической историей своей Родины.

Оборудование урока: карта, учебник, вырезки из газет и журналов, отрывки стихов Пушкина, Лермонтова, Рылеева, Л.Толстого «Война и мир».

План изучения нового материала:

  1. Подготовка русской армии под руководством М.И.Кутузова к контрнаступлению. Роль Тарутинского марш-маневра и битвы под Малоярославцем.
  2. Отступление Наполеона из Москвы.
  3. Партизанское движение в войне 1812г.
  4. Контрнаступление русской армии Кутузова.
  5. Историческое значение победы русского народа в Отечественной войне 1812г.
  6. Отражение истории войны в литературе.

Ход урока

I. Закрепление пройденной темы

Беседа

  1. Оценить значение Бородинской битвы в исходе всей войны 1812г.
  2. Причины оставления Москвы и роль этого события в общем исходе войны 1812г.

Обобщение сказанного учителем

Оценивая Бородино, Кутузов писал в донесении царю: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов».

II. Изложение новой темы

Рассказ учителя

а) Раскрывая замысел контрнаступления Кутузова, подчеркнуть, что и Бородино, и совет в Филях, и последующие события тесно связаны. Кутузов верил с самого начала в победу России, готовил армию к победе, разрабатывал стратегический план ее осуществления:

1. сохранение боеспособной армии: Тарутинский марш-бросок был важнейшим элементом в плане контрнаступления:

Работа с картой:

Учащимся дать задание самим оценить ее значение.

Добавление учителя

Кутузов прикрыл южные районы богатые ресурсами, обеспечил безопасность тульских и брянских заводов, занял угрожающее положение по отношению к тылу, оставив для отступления Наполеона старую уже разоренную Смоленскую дорогу.

2. резкое пополнение ее за счет специальных резервов;

3. развертывание партизанского движения;

4. параллельное преследование армии Наполеона по старой Смоленской дороге.

б) Попытки Наполеона заключить мир не имели успеха. Неоднократно обращался Наполеон из Москвы с предложением о мире, который ему был так необходим. Своего посла Лористона он напутствовал: «Я хочу мира, мне нужен мир, нужен во чтобы то ни стало, спасай же только честь». Он стремился подписать его именно в Москве, чтобы спасти престиж своей в Европе.

III. Партизанское движение в войне 1812г

Возникновение партизанского движения было связано со справедливым, отечественным характером войны 1812 г., в которой народ защищает национальную независимость России. Партизанское движение включало: действия крестьянских партизанских отрядов, партизанских отрядов регулярной армии в тылу врага. Оно зародилось стихийно в период отступления русской армии. Крестьянские отряды возглавляли Герасим Курин, старостиха Василиса Кожина, солдат Ермолай Четвертаков.

Партизанские отряды формировались и офицерами Кутузовской армии: Сеславин, Фигнер и поэт-гусар Денис Давыдов.

На поле Бородина он получил согласие Кутузова возглавить первый партизанский отряд.

Он способствует развертыванию народной войны – раздает крестьянам трофейное оружие, дает советы, как бороться с неприятелем.

О партизанских офицерах писал поэт-декабрист К. Рылеев «Партизаны».

«В лесу дремучем на поляне,
Отряд наездников сидит,
Окрестность вся в седом тумане
Кругом осенний ветр шумит.
Вкушает враг беспечный сон:
Но мы не спим, мы надзираем,
И вдруг на стан со всех сторон
Как снег внезапный налетаем.
В одно мгновение враг разбит
Врасплох, застигнут удальцами».

Среди участников отечественной войны 1812 г. было имя мужественной женщины Надежды Дуровой (переоделась в мужскую военную форму, отважно сражалась. «Кавалерист-девица» - увлекательная пьеса драматурга Гладкова «Давным-давно»), позднее по этой пьесе поставлен кинофильм «Гусарская баллада».

Особенно большое значение придавал партизанскому движению Кутузов, находясь в Тарутино. Кутузов давал указания «что партизан должен быть решителен, быстр, неутомим, отобранным от неприятеля оружием вооружить крестьян, мужиков ободрять подвигами. За 5 недель после Бородинской битвы армия Наполеона потеряла 30 тыс.

Значение партизанского движения.

а) Как национально-освободительная борьба народных масс на территории занятой врагом.
б) для партизанских движений характерны патриотизм, непримиримость к иноземному государству, высокий моральный и боевой дух.
в) Наносит серьёзный урон врагу, дезорганизует его тыл, создаёт для вражеских армий невыносимую обстановку на оккупированной территории.
г) поддерживает уверенность народа в конечной победе.

IV. Контрнаступление русской армии

Показать доблесть и мужество русских воинов, полководческий талант Кутузова, который организовал параллельное преследование вдоль Смоленской дороги. Отступающие французские колонны подверглись непрерывным ударам казаков и партизан.

Боеспособность армии резко упала. Бои вели только гвардия и резервные корпуса, особенно гибельной для французов оказалась переправа через реку Березину. Здесь убитыми и ранеными были около 30 тыс. человек.

В декабре 1812 г. через границу перешли жалкие остатки. Кутузов в манифесте писал: «Война закончилась за полным истреблением неприятеля».

Преследовавшая Наполеона русская армия тоже несла значительные потери – от болезней, холода, плохого питания. Видя бедственное положение армии, Кутузов склонен был к тому, чтобы закончить войну, но Александр был убежден, что Наполеон, оставаясь на французском троне, будет представлять постоянную угрозу европейскому миру. Вскоре русская армия возобновила военные действия во главе победоносных войск. Кутузов вступил в Западную Европу, но не суждено было дожить Кутузову до окончательного разгрома Наполеоновской империи. В апреле 1813 г. он умер в г. Бунцлау (польский город Болеславец). Военные действия 1813-1815 гг. очень обстоятельно освещались в курсе новой истории.

Напомним лишь основные из них:

Осень 1813 г. – сражение под Лейпцигом.
Март 1814 г. – союзные войска вступили в Париж.
В конце 1814 г. - Венский конгресс.
Июль 1815 г. – сражение при Ватерлоо.
Окончательное поражение.
Сентябрь 1815 г. – подписали монархи (прусский, австрийский и русский) договор о священном союзе.

V. Историческое значение победы русского народа

Причины победы

а) Глубоко справедливый отечественный характер войны, патриотический подъем народа, полководческий талант М.И. Кутузова, провал военных планов Наполеона. Н.Т. Чернышевский писал, что главнейшими причинами нашего торжества в 1812г. должны быть признаваемым патриотизм народа, мужество наши армий и искусство полководцев;

б) даже военный гений Наполеона не рассчитывал на сопротивление народных масс. Почему же стратегия Наполеона ранее всегда обеспечивавшая ему победу, дала осечку? Здесь проявилось превосходство русского военного искусства, полководческий гений Кутузова, преимущества народной войны. Кутузов отмечал: «Что Подвиги ….. велики, многочисленны и восхитительны духу россиянина»;

в) глубокое отступление, умело проведенное Барклаем-де-Толли с последующим соединением армий, расстроило планы Наполеона;

г) героическое сопротивление русских под Бородино сорвало последние расчеты на генеральное сражение;

д) oгромную роль в исходе войны сыграл фланговый марш – маневр у Тарутино и бой за Малоярославец.

Значение войны

1. Война имела значение для идейного развития русского общества.

2. Победа способствовала патриотическому подъему в разных слоях общества, росту национального самосознания общества.

3. Патриотическим порывом были охвачены передовые слои дворянства, треть будущих декабристов были участниками войны. Пестель – ранен на Бородино, награжден золотым оружием и 5 орденами. Сергей Муравьев - золотое оружие. Десятки московских студентов ушли добровольцами (среди них был Грибоедов). Большой вклад внесло население Якутской области на нужды отечественной войны в денежном выражении 67,413 руб. Жители Олекмы, Вилюя, Колымы и других мест послали около 3 тыс. для пособия разоренным от неприятеля соотечественникам-россиянам. Население Якутии принимало участие в Бородинском сражении.

Так в списке участников, отличившихся в битве при Бородино, называются имена и фамилии рядовых воинов Якутского пехотного полка. (Зачитать текст из статьи «Сии воины отменно храбры были..») < Приложение 1>

А.И. Герцен писал, что «с 1812 г» начинается наша новая история. Победа в этой освободительной войне вдохновила лучших писателей, художников, музыкантов на создание произведений, литературы и искусства.

Прошло 192 года со дня отечественной войны, но память о ней осталось в сердцах нашего народа.

После наполеоновского нашествия возникло длительное отчуждение между Россией и Францией. К концу 19 в. отношения улучшилось, а затем началось сближение. В настоящее время между этими странами развиты экономические, культурные, научно-технические связи. Совершаются визиты. Студенты проходят стажировку по усовершенствованию французского языка. Учащиеся школ могут совершить экскурсию во Францию. В с. Хамагатта открыта Саха-Французская школа.

В нашей школе на протяжении многих лет существовал клуб интернациональной дружбы, который возглавляла народный учитель З.Н. Акимбетова «Нормандия-Неман». Ребята переписывались с участниками этой эскадрильи.

В этом году по приглашению министра культуры Франции Якутский государственный ансамбль танца под руководством Геннадия Баишева вместе с артистами театра и национальным оркестром Республики Саха гастролировал по Франции в течение месяца.

VI. Отражение истории войны в книжных источниках

Сейчас, ребята, библиотекарь нашей школы Татьяна Михайловна познакомит вас с книжными источниками, освящающими историю войны 1812г.

Текст выступления библиотекаря в приложении. <Приложение 2>

Подведение итога урока:

Ребята, что нового вы сегодня узнали о войне 1812г?

Из каких источников вам было известно о Бородинском сражении?

Знали ли вы раньше об участии якутян в Бородинском сражении?

Представляли ли вы об этом?

Домашнее задание: прочитать параграф 2.