Исследовательская работа учащихся на уроке математики при изучении темы "Площадь"

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель урока: выявить, что при одинаковом периметре этих фигур площадь квадрата больше площади прямоугольника.

Цель учителя: организовать поиск новых знаний, решение учебной задачи разными способами.

Оборудование: ножницы, линейка, геометрические фигуры.

ХОД УРОКА.

1. Математическая разминка “Догадайся!”

а) Масса лекарства 2…
Масса слона 5…
Масса арбуза 7….
Масса автомобиля 1…
Масса батона 500…
б) Подумай! Какие величины можно сложить?

813 дм 2 + 545 дм 2

310 дм + 27 см

3 м 7 дм 5 мм + 3 дм

8 м 9 дм 5 см + 6 дм

520 м 2 + 40 дм

2 м 6 дм 4 см + 6 см

2. Этап актуализации известного способа действия. ( Работа в парах.)

На партах у детей по 2 фигуры, ножницы, линейка.

– Как думаете: какие задачи поставлены?

Ответы: измерить длину, ширину, периметр, вычислить площадь.

Новая задача: Площадь, какой фигуры больше и насколько?

3. Этап выдвижения гипотез и планирование действий по их проверке

– Расскажите, как действовали. Какой результат получили?

На доске начертить таблицу.

     

    A

    B

    P

    S > S
    (заполняют дети)

    12 см

     

    одинаковый

    на 36 см 2

    18 см

    6 см

    8 см

     

    одинаковый

    на 16 см 2

    12 см

    4 см

     

    8 см

    одинаковый

    на 4 см 2

    10 см

    6 см

    10 см

     

    одинаковый

    на 9 см 2

    13см

    7 см

– Как узнали: на сколько S > S ?

– А как по-другому узнать?

Ответы детей: наложить, отрезать.

– А кто из вас может этот результат получить более коротким способом? – Посмотрите на таблицу, где ваши записи.
Сравните сторону и . Что можно увидеть? (На сколько сторона квадрата больше стороны прямоугольника)

– Как вычислить площадь этого квадрата?

Вывод: при одинаковом периметре площадь квадрата больше площади прямоугольника. Это истина.

– Как вы это узнавали? (Два способа)

4. Поиск полученного нового знания при решении задач.

Задача : Два участка земли имеют изгородь одинаковой длины. Первый участок прямоугольный с шириной 40 м, а второй квадратный со стороной 80 м. Какой из участков больше по площади и на сколько? (Площадь квадрата больше на 1600 кв. м)

– Прочитайте. Что скажите?

– Чем похожи эта задача и решенные вами задачи?

– Чем отличаются?

Ответы детей: S > S это мы уже знаем.

5. Планирование действий: анализ задачи.

I-й способ.

1) 80 . 4 = 320 (м) длина изгороди каждого участка
2) 320 : 2 – 40 = 120 (м) длина прямоугольного участка
3) 80 . 80 = 6400 ( м 2) площадь прямоугольного участка
4) 120 . 40 = 4800 (м 2) площадь квадратного участка
5) 6400 – 4800 = 1600 (м 2) больше площадь квадратного участка

II-й способ (если дети не увидят, вернуться к таблице).

a

В

P

S
  40 м

одинаково

 
  80 м
  1. 80 – 40 = 40 (м) разница в длине сторон квадрата и прямоугольника
  2. 40 .  40 = 1600 (м 2) больше площадь квадрата

– Какой способ вам понравился?

– Почему?

6. Итог урока.

Определение следующего шага в движении.

– Как вы думаете, чем будем заниматься завтра на уроке математики?