Социальные аспекты изучения демографии в курсе географии

Разделы: География


В наше время усовершенствования среднего и высшего образования все более возрастает роль изучения своей местности. Перед школой стоит задача сделать учебный процесс более значимым для учащихся, представляющим непосредственный жизненно важный интерес, который связан с гуманитаризацией школьного географического образования.

Особый интерес в этом смысле имеет изучение социальных аспектов краеведения, которое занимает до сих пор недостаточное место в курсе изучения географии. Для учебных целей нужно выбрать современные, социально значимые для самих учащихся аспекты краеведения. Таковыми являются различные социальные проблемы изучения демографии своей местности.

Организация самостоятельной работы учащихся по изучению демографической ситуации своего микрорайона является одним из направлений изучения своего края. Выбор данной темы продиктован главным образом тем, что в современных условиях возрастает роль изучения населения любого города - как главной жизненной составляющей. От населения зависит не только темп жизни города, но и во многом социально-экономическое и экологическое состояние, так как демографическая нагрузка оказывает все большее внимание на окружающую среду.

Организация самостоятельной работы учащихся по изучению населения своего микрорайона состоит из трех этапов: подготовительного, исследовательского и заключительного. На первом этапе исследования необходимо обсудить вместе с учащимися, какие проблемы демографии являются наиболее актуальными и реально значимыми как для самих учащихся так и для жителей микрорайона На этом же этапе формируются цели, задачи и методы исследования. Целью данного исследования является изучение демографической картины жителей микрорайона и социального обслуживания населения. Для исследования были выбраны следующие три задачи:

  1. Определить общую демографическую картину микрорайона: какие народности населяют, преобладающие религии, среднюю плотность населения микрорайона, половозрастную пирамиду.
  2. Определить качество социального обслуживания населения микрорайона ( наличие магазинов, ЖЭУ, аптек, школ, парикмахерских, библиотек, как регулярно осуществляется вывоз мусора возле домов, и т.д.
  3. Определить влияние демографической нагрузки на окружающую среду микрорайона.

Для проведения данного исследования учащиеся должны владеть следующими методами: анкетирования, интервьюирования, наблюдения, изучения статистических материалов, составление плана местности и т. д.

Так как учащиеся владеют не всеми этими методами исследования, желательно специально выделить время на их обучение. После знакомства учащихся с методами исследования создаются группы во главе с бригадиром по изучению выбранных проблем. На выполнение задания учащимся дается две недели.

На втором этапе группы самостоятельно приступают к работе и занимаются каждая своей проблемой.

В конце исследования группы систематизируют и обобщают полученные данные, составляют подробный отчет о проделанной работе. В отчет включают картосхемы микрорайона с указанием объектов, диаграммы, анализ анкет и т. д.

Третий, заключительный этап проводится в форме конференции, на которую приглашаются руководители школы, учителя, представители паспортного стола, работники ЖЭУ. Затем все вместе обсуждают эти проблемы, определяя какие из них требуют дальнейшей доработки, какие нужно и можно решить сегодня.

На конференции по своей проблеме выступают представители рабочих групп, подробно рассказывая о проделанной работе.

Главное значение этой работы в том, что она основана на потребностях самих учащихся, интересна им, так как опирается на местный материал, который непосредственно касается как их самих, так и жителей микрорайона.

Силами учащихся можно получить интересные данные по социальной географии микрорайона и принять конкретные решения предполагающие их практическую реализацию на уровне школы или микрорайона.

В наше время интенсивно идет процесс вымирания русской нации, демографического кризиса. И мы, все чаще задаем себе вопрос: почему это происходит?

Знания учащихся, полученные в результате исследования, помогут им осознать и выделить причины демографической проблемы, как России, так и своего микрорайона. А именно такой подход во многом меняет отношение школьников к проблеме толерантности, социальным проблемам, отношение к окружающей среде, способствует развитию творческого мышления, чувства патриотизма, повышает интерес к географии в целом и к географии своей малой Родины.