Урок русского языка по теме: "Основной закон русского письма (или общее правило проверки орфограмм слабых позиций)"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • научить способу проверки орфограмм слабых позиций: приведение фонемы к сильным позициям в той же части слова.
  • формировать умение распознавать звуковую и фонемную записи.
  • продолжить работу над развитием орфографической зоркости, речи, творческого воображения, пополнить словарный запас.
  • продолжить сотрудничество в малых группах под девизом “Помогая другим, учимся сами”.
  • развивать умение размышлять, осмысливать, делать самоанализ (рефлексия).

Оборудование: несколько графиков для графического диктанта, картина осеннего леса, выставка книг северской поэтессы Семичевой Галины Ивановны.

ХОД УРОКА

I. Приветствие гостей. Психологический настрой на урок.

Учитель. Возьмитесь за руки и мысленно подарите друг другу добрые слова, улыбнитесь и пожелайте доброго дня.
Запрос был на прошлом уроке от вас (озвучьте его: словарная работа, работа в группах, делать фонемы, писать сочинение). Запрос постараюсь ваш выполнить, вы мне поможете.
Оформим начало работы: число, классная работа.

II. Минутка красивого письма/

К, УСК, КЛ, ОФ, ОФЕ, ТА К – ПУСТА, К – РТОФ – ЛЬ

III. Словарная разминка в виде графического диктанта/

Прогностическая оценка: оценить свои знания в написании словарных слов на оценочной шкале х———):

а) по описанию определить предмет:

  • продолговатый зеленый плод этого растения – ОГУРЕЦ
  • завивающиеся в кочан листья растения, которые употребляют в пищу – КАПУСТА
  • подземные клубни этого растения, употребляемые в пищу – КАРТОФЕЛЬ
  • съедобные утолщенные корни этого растения оранжевого цвета –  МОРКОВЬ

в) по действиям определить овощ: сажать, выращивать, окучивать, копать, убирать, чистить, варить, жарить, любить и т.д.

г) соединить точки, какой график получился? (Найти из нескольких верный график)

В минутке красивого письма были даны 2 слова с пропусками – вставить в них буквы, проверить (у доски 1 ученик).

– Как проверяли в этих словах орфограммы слабых позиций? (Их запоминали)
Посмотрите на оценочную шкалу, сравните.

IV. Физминутка.

3 “б” внезапно ожил,
стал на “огород” похож.
Раз – наклон,
Два – наклон.
Всем “овощам” шлем поклон.

V.

– Какие способы проверки орфограмм вы знаете?

  • по сильной позиции;
  • по словарю;
  • по правилу.

– На какой вопрос мы искали ответ несколько уроков? (Что обозначает буква в слове?)

VI. Проверка домашнего задания.

2 ученика работают на альбомных листочках, сидя за партами:

[ л/ иства ]
< л/ иства >
листва
[ л/ ит/ ат ]
< л/ от/ ат >
летят

Работа с классом в это время:

– Что же обозначают буквами на письме? (Фонемы). Буквами на письме обозначаются не звуки, а фонемы, из которых состоят значимые части слова. Это основной закон русского письма (Пиши по сильной позиции).

VII. Проверка домашнего задания (продолжение)

– у доски дети рассказывают по листочкам.

– У кого домашнее задание вызвало затруднение? Справились? Нравится работать с фонемной записью?

VIII. Театрализация.

Учитель. На переменке я подслушала разговор двух детей. Послушаем, о чем они говорили?

Разговоры на переменке.

Сценка № 1.

– Ты знаешь, что такое [лук ]?
– Конечно. Это растение такое. Оно на огороде растет.
– А вот и нет! Это такое место, покрытое травой. Там коровы или кони пасутся.

Сценка № 2

– Хорошо у дедушки в деревне! Со всех сторон [л’иса ].
– Почему же она вокруг деревни бегает?
– Кто она? И как это [л’иса ] могут бегать? Они просто растут там.

* * *

– Как вы думаете, одно и то же слово или разные имели в виду участники каждого разговора?

IX. Работа в группах.

[ лук ]
< луг >
луг
< г >

[ лук ]
< лук >
лук
< к >

[ л/ иса ]
< л/ иса >
лиса
< и >

[ л/ иса ]
< л/ эса >
леса
< э >

– Чем можно объяснить, что они подменяют одно слово другим? (Разные фонемы)
– Какими фонемами отличаются разные слова в 1 случае? (< г > < к >)
– Какими фонемами отличаются разные слова во 2 разговоре? (< и > < э >)
– Что такое фонема? (Ряд позиционно чередующихся звуков)
– Что знаете про фонему? (Ряд позиционно чередующихся звуков, главный представитель фонемы – звук в сильной позиции, фонемы бывают разные).
– Как обозначить фонему буквой в слабой позиции? (Чтобы обозначить буквой фонему в слабой позиции, нужно проверить, какой буквой обозначается эта фонема в сильной позиции в той же значимой части слова. Это основное орфографическое правило).
– Кому интересно работать с фонемой?

Х. Физминутка.

Вы, наверное, устали
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И как гуси зашипели.
Зашипели, помолчали
И как зайки поскакали.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Раз, два – выше голова!
Три, четыре – руки шире!
Пять, шесть – тихо сесть!

XI.

– Мы с вами говорим о луге. А кто бы сейчас хотел оказаться из вас в осеннем лесу, на лугу? Закрыли глазки, представили, что мы расположились на нашей поляне. Открываю доску (Картина осеннего леса)
– Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?
– Давайте внимательно рассмотрим картины, вспомним наблюдения за природой на экскурсии. Назовите красивые словосочетания, предложения, которые помогут написать небольшое сочинение-миниатюру об осеннем уголке природы.

Дети называют.

– Я выписала из стихотворений Г.И. Семичевой (северская поэтесса) словосочетания, выдержки об осени, где нужно обозначить фонему буквой (выставка книг Семичевой Г.И., показ их). Попробуем справиться? Работаем по вариантам в тетрадях:

I вариант:

г-ворливая л- ства;
пляшет ос-нь з-л-тая;
волшебная ос-нь.

II вариант:

г-товят листья мягкую п-стель;
вет-р обл-ка гонит стаей;
з-л-той пургой ос-нь хвалится.

Взаимопроверка.

– Дайте заголовок своему рассказу.

Дети самостоятельно записывают сочинение-миниатюру.
Чтение учащимися сочинений-миниатюр.
Отзывы одноклассников.

– Чье сочинение больше понравилось? Почему? (Рекомендации, пожелания.)

XII. Домашнее задание.

– Дописать сочинение-миниатюру тому, кто не успел написать в классе. Описать уголок хвойного леса

XIII. Итог. Рефлексивная деятельность.

Учитель. Как каждый из вас потрудился на уроке? Отметьте на шкалах:

Запрос на завтра: какие задания включить мне в план урока? (Дети предлагают)

Спасибо вам, ребята, за урок!