Работа по развитию речи учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.

Современная система работы по развитию связной речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.

В системе работы над развитием связной речи используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и носящих тренировочный характер. Используются разнообразные виды изложений и сочинений (изложение по вопросам, подробное, сжатое изложение, сочинение по наблюдениям, по рисунку или серии рисунков и др.)

Покажем на примере работы над сочинением по рисунку “Первый снег”, проводимом во 2 классе, методику формирования речевых умений.

Подготовка к написанию сочинения началась с наблюдения за первым снегом, которое прошло за неделю до урока. Мы следили за полетом снежинок, учились описывать свои наблюдения, подбирали прилагательные и глаголы, которые можно использовать в высказываниях на тему первого снега, находили сравнения. Яркое впечатление от увиденного природного явления стало отправной точкой работы по подготовке к написанию сочинения, позволило создать мотивацию выполнения подготовительных упражнений. На уроках русского языка, чтения и окружающего мира учащиеся смогли не раз обсудить тему предстоящего сочинения. Детям была дана установка на то, что полученные знания на этих уроках пригодятся им при создании сочинения на тему “Первый снег”.

Подготовительные задания на уроках русского языка включали в себя упражнения поискового и творческого характера, что активизировало речевую и мыслительную деятельность детей, и были составлены по принципу увеличения сложности. Проводились упражнения в составлении предложений из слов, объединенных одной темой. Дети учились определять и формулировать тему и основную мысль текста, озаглавливать полученный текст. Отрабатывалось умение корректировать составленные предложения.

Орфографическое упражнение в записи отрывка из стихотворения И.Сурикова “Белый снег пушистый...” по памяти развивало не только орфографическую зоркость детей, которая является основой грамотного письма, но и навыки самоконтроля. На одном из уроков проводился объяснительный диктант “Зима”. Данное упражнение позволило привлечь внимание учащихся к изученным орфограммам, а также к трудным случаям правописания, были отмечены еще не изученные орфограммы.

Лексические упражнения позволяли сосредоточить внимание учащихся на семантике новых слов, обогатить их словарный запас. Были использованы задания, в которых предлагалось восстановить предложения, вписав пропущенные слова, которые необходимо было выбрать из данных синонимичных рядов слов.

На уроке ознакомления с окружающим миром изучали тему “Зима в природе”. Было организовано наблюдение за изменениями в неживой и живой природе с наступлением зимы. Дети учились давать полные устные ответы на вопросы, объединенные изучаемой темой. Учащиеся составляли предложения по иллюстрациям, учились составлять маленькие рассказы по сюжетным рисункам. С опорой на текст учебника, дети готовили устные рассказы.

На уроках литературного чтения учащиеся знакомились с загадками на тему предстоящего сочинения, читали рассказы, в которых авторы описывали снежинки. Анализируя произведения, рассказывали, какое настроение передалось им, находили сравнения, которые были использованы в рассказах. Ребята делились своими впечатлениями, сравнивая описания, использованные в рассказах, по настроению. Дети пробовали сочинить свои рассказы на тему “Первый снег”.

Итогом проведенной подготовительной работы стало написание сочинения “Первый снег” по рисунку. В ходе урока было организовано обсуждение выполненной работы, обобщение полученных знаний, обмен впечатлениями о первом снеге. Обсуждалась тема и основная мысль сочинения с опорой на рисунок, а также структура сочинения. Был составлен план, проведена орфографическая и лексическая подготовка. Запись сочинения проводилась с опорой на вопросы плана и опорные слова. Проверка написанного сочинения проводилась учащимися с опорой на памятку.

Творческие работы учащихся оценивались по таким критериям, как содержание текста (полное, последовательное создание текста, раскрытие темы), и его речевое оформление, а также орфографическая и пунктуационная грамотность.

В целях повышения речевой культуры учащихся стараюсь использовать в своей работе упражнения лексического характера. Они направлены на расширение активного словаря детей, на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают последнее не только правильным и точным, но и выразительным. Обогащение словарного запаса учащихся осуществляется через овладение значением новых, ранее неизвестных детям слов, через раскрытие богатства лексических значений слова. Одним из приемов работы над значением слова является объяснение его значения через иллюстрацию употребления его в тексте упражнения. Например, глагол “встрепенуться” означает внезапно вздрогнуть, оживиться. Пример, иллюстрирующий употребление этого глагола в тексте упражнения: “Лес проснулся, встрепенулся и весенним полон шумом”. Глагол “моросить” означает накрапывать мелкими каплями. Пример: “Ветер в поле воет, дождик моросит”.

Во втором классе учащиеся впервые знакомятся с морфологией русского языка, поэтому на этом этапе целесообразны следующие виды упражнений:

1) Замени слово играет подходящими по смыслу словами.

Мальчик играет в городки.
Котенок играет клубком.
Девочка играет вальс.
Солнце играет в каплях дождя.

Слова для справок: сверкает, исполняет, забавляется.

Выполняя подобное упражнение, учащиеся приходят к пониманию различных значений слова в зависимости от контекста.

2) Составить словосочетания существительных с прилагательными, глаголами и существительными.

Ручка (какая?) маленькая, пластмассовая, плетеная.
Идет (кто? что?) человек, поезд, часы.
Край (чего?) скатерти, деревни, земли.

3) Составить и распространить предложения.

У портных иглы (какие?) ...
У ели иглы (какие?) ...

На дереве шапка (какая?) ...
На девочке шапка (какая?) ...

Слова для справок: колючие, зеленые, стальные, острые, теплая, белая, снежная, пуховая.

4) Составить предложения с новыми словарными словами.

Завод (1.промышленное предприятие, 2. приспособление для приведения в действие механизма)
Картина (1. произведение живописи, 2. фильм, 3. то, что можно видеть или представлять себе в конкретных образах)
Класс (1. группа учеников, 2. школьная комната для занятий)
Месяц (1. срок в 30 суток, 2.диск луны или его часть)
Язык (1. орган человека в полости рта, 2. речь, способность говорить, 3. о чем-либо, имеющем вытянутую форму, 4. знаки, передающие информацию)

Особое место отводится на уроках русского языка работе с орфографическим словарем. Знакомство со словарем проходит в теме “Алфавит”. Сначала дается объяснение по структуре и содержанию словаря: алфавитное размещение слов, слова снабжены ударением, в конце словаря помещены правила правописания. Орфографический словарь используется не только как справочник по правописанию, к которому можно обратиться в затруднительных случаях во время письма. Его можно использовать как учебное пособие, откуда можно подбирать лексический материал для заданий по грамматике, орфографии и развитию речи детей.

Примерные упражнения, которые можно использовать в теме “Имя существительное”.

1. Выпиши из словаря 10 имен существительных в два столбика: в первый – одушевленные существительные, во второй – неодушевленные.

2. Выпиши из словаря 5 знакомых тебе мужских и 5 женских имен. Напиши имя, отчество, фамилию твоих родителей. Проверь по словарю, правильно ли ты записал имена и отчества.

3. Запиши слова во множественном числе.

Р...сунок, с..бака, м...шина, ябл..ня, уч...ник, т...варищ.

Проверь по словарю.

Тема: “Имя прилагательное”

1. Со страницы... словаря выпиши только имена прилагательные.

Тема: “Глагол”.

1. Из слов, данных в словаре на странице... выпиши глаголы в два столбика: в первый – глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, во второй – что сделать?.

Уроки литературного чтения позволяют проводить разные виды словарной работы, способствующие развитию речи детей. В группу упражнений входят: работа с синонимами, антонимами, паронимами, фразеологизмами, работа с толковым, этимологическим, синонимическим словарями. В учебнике “Родная речь” содержится большое количество слов, которые хотя и понятны детям, но находятся в их пассивном запасе. Поэтому необходимо активизировать книжную лексику, научить младшего школьника употреблять в своей речи слова из разных стилей литературного языка. Активизация словаря обычно проводится путем употребления такого слова в самостоятельно составленном предложении. Прежде чем составлять предложения с этими словами, необходимо вначале определить их значение, а потом подобрать слова, с которыми они могут сочетаться. Рассмотрим проведение данной работы на примере сказки “Два Мороза”. Внимание детей обращается на глаголы “подпрыгивает, пощелкивает, похлопывает”. Сначала учащиеся находят признаки, которые объединяют эти слова, а именно: слова обозначают действия, начинаются с по- и заканчиваются на -ивает, -ывает. Затем выясняется, что эти слова обозначают действие, которое совершается несколько раз, постепенно, встречаются в сказках и в разговорной речи. Учащиеся под руководством учителя пробуют образовать подобные слова: кашляет – покашливает, кричит – покрикивает, шагает – пошагивает, болит – побаливает. Данное упражнение способствует расширению словаря детей. Составление предложений из этих слов позволяет перевести их из пассивного запаса в активный словарный запас.

Для повышения речевой активности учащихся на уроках внеклассного чтения часто использую в работе развивающую деятельность. Например, урок по теме “Русские народные сказки” проводился в виде конкурса “Прочитай сказку, собери пазл”. За неделю до урока по данной теме учащимся были выданы пазлы с иллюстрациями к русским народным сказкам и сообщены условия конкурса. Детям необходимо было найти дома или в библиотеке сказку, изображенную на пазле, внимательно прочитать ее и подготовить пересказ. Работа с книгой оформлялась на индивидуальных листах “Дневник читателя”. Дома дети тренировались собирать пазлы. На уроке учащиеся рассказывали о том, как они готовились к конкурсу, демонстрировали оформленные читательские дневники, пересказывали сказки, соревновались в собирании пазлов. В конце урока учащиеся анализировали проделанную работу, отмечая то, чему они учились на уроке и что делали, чтобы этому научиться.

Анализ проведенной работы на уроках русского языка и чтения показал, что использование различных типов речевых упражнений и словарной работы развивают речевую деятельность учащихся, обогащают словарный запас. Изложения и сочинения учащихся становятся более выразительными и эмоциональными.