Конспект открытого урока по математике. 3-й класс. Тема: "Табличные случаи умножения и деления на 7 и 8 (закрепление)"

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • закреплять знание таблиц умножения и деления на 7 и 8;
  • совершенствовать вычислительные навыки (сложение и вычитание в пределах 100, табличное умножение и деление), умение решать задачи, выражения; находить периметр и площадь прямоугольника;
  • развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать; развивать память, логическое мышление учащихся;
  • совершенствовать навыки самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении самостоятельной и коллективной работ;
  • формировать умение работать с тестовыми заданиями;
  • воспитывать активность, ответственность, самостоятельность.

Оборудование:

  • учебники математики для 3 класса (авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова и др.);
  • схемы-опоры:
    • “Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц”;
    • “Увеличение и уменьшение числа в несколько раз”;
    • “Нахождение периметра и площади прямоугольника и квадрата”;
    • “Таблица умножения ”;
  • геометрические фигуры:
  • трапеции, треугольник для вычерчивания и преобразования в прямоугольник (рисунок по клеточкам);
  • иллюстрация геометрических фигур, разделенных на клеточки, для сравнения площадей фигур;
  • индивидуальные карточки для интеллектуальной разминки;
  • тест (на каждого ученика);
  • разрезные демонстрационные цифры;
  • иллюстрация к сказке А. Линдгрен “Малыш и Карлсон”.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Сообщение темы и задач урока.

II. Проверка домашнего задания.

Задача. (с. 73 № 6) В 4 одинаковые банки разлили 20 кг меда. Сколько потребуется таких банок, чтобы разлить 30 кг меда?

Ученик читает по домашней тетради краткую запись, решение с пояснением и ответ задачи. Учитель собирает домашние тетради

– Кто из литературных героев очень любил сладкое? (Винни-Пух, Карлсон)

– Сегодня мы еще не раз встретимся с Карлсоном.

Вывешиваются иллюстрации к сказке.

III. Интеллектуальная разминка.

1. Индивидуальная работа у доски:

Найти сумму записанных чисел удобным способом.

Расставив скобки по-разному, решить примеры.

17 – 10 + 5 – 1 =
17 – 10 + 5 – 1 =
17 – 10 + 5 – 1 =

2. Индивидуальная работа на карточках

Слабым учащимся (4 чел.):

  • Решить задачу, записать решение и ответ: сколько стульев в кафе, если у каждого из 8 столов стоит 6 стульев?

Средним учащимся (3 чел.):

  • Вставить пропущенные знаки действий. Записать верные равенства:

8 * 6 = 8…5…8
7 * 7 = 7…8…7
8 * 8 = 8…0…64
7 * 9 = 9…8…9

Сильным учащимся (3 чел.):

  • Решить задачу. Записать решение и ответ: в ряду стоит 7 двухместных парт. Сколько учеников сидит в этом ряду, если 5 мест свободны?

3. Фронтальная работа:

а) Игра “Кто быстрее?”

9 * 4
7 * 8
8 * 9
56 : 8 * 5
28 – 36 : 6
91 – (6 + 85)
0 * 3
56 * 1
84 : 1

б) Малыш и Карлсон гуляли по крышам. По дороге им попалось 8 кирпичных печных труб, а каменных на 3 больше. Сколько всего печных труб попалось на пути Малышу и Карлсону?

в) Малыш и Карлсон вместе съели 7 плюшек. Карлсон съел на одну плюшку больше, чем Малыш. Сколько плюшек съел Малыш?

(На доске прикреплена цифра 7. После ответа детей появляются цифры 3 и 4.)

г)

  • Уменьшите 24 на 3. Какое вы выполнили действие?
  • Уменьшите 24 в 3 раза. Какое вы выполнили действие?
  • На какое число нужно разделить 24, чтобы получить 6?
  • Какие числа нужно перемножить, чтобы получить 24?
  • Назовите все числа, на которые делится число 24. Запишите их в тетради.

IV. Чистописание.

Запись чисел, на которые делится число 24 (табличные случаи).

V. Закрепление.

1. Работа с учебником:

а) с. 74 № 4 (1). В огороде собрали 24 кг лука, чеснока – в 4 раза меньше, чем лука, а моркови – в 5 раз больше, чем чеснока. Сколько килограммов моркови собрали?

  • коллективный анализ условия задачи,
  • составление краткой записи по условию задачи,
  • поиск пути решения,
  • составление на доске схемы решения задачи:

1). … : … = … (кг) – чеснока.
2). … * … = … (кг) – моркови.

Ответ: … .

  • самостоятельная запись учащимися решения задачи,
  • взаимопроверка.

б) с. 74 № 5. Начерти прямоугольник АВСD со сторонами 8 см и 2 см. Найди его площадь и периметр.

Чертеж, схемы-опоры вывешиваются на доску. Один ученик находит периметр, второй ученик находит площадь прямоугольника.

в) запись примеров под диктовку учителя (диктую разными способами):

9 * 8
8 * 8
7 * 7
8 * 9
64 : 8
54 : 8
72 : 8
28 : 7
30 – 56 : 8
21 : 3 + 23
40 – 15 : 5
67 + 20 : 4

2. Тест (выбор правильного ответа):

  • Укажи значение произведения чисел 9 и 7:

а) 62;
б) 72;
в) 63.

  • Укажи значение частного чисел 45 и 9:

а) 6;
б) 5;
в) 9.

  • Какое из чисел делится на 8:

а) 34;
б) 28;
в) 32.

  • В виде произведения каких чисел можно представить число 54:

а) 7 и 8;
б) 6 и 8;
в) 9 и 6.

  • Частное каких чисел равно 9:

а) 18 и 9;
б) 3 и 3;
в) 36 и 4.

  • Произведение каких чисел равно 18? Укажи все пары:

а) 6 и 3;
б) 7 и 4;
в) 9 и 2;
г) 4 и 3.

VI. Геометрический материал.

1. Индивидуальная работа:

Начертить фигуры в тетрадь, дополнить их до прямоугольника.

На доску вывешиваются чертежи с нарисованными по клеточкам фигурами, через 5 минут вывешиваются ответ на задание.

2. Фронтальная работа:

Сравнение площадей геометрических фигур.

Задание вывешивается на доске.

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание. с. 74 № 6, 1 (4, 5 ст.)