Конспект открытого урока русского языка во 2-м классе ("Школа России") по теме: "Алфавит. Подготовка к контрольному диктанту"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  • систематизировать знания учащихся о графическом и фонетическом строе русского языка, подготовить к контрольному диктанту по теме “Звуки и буквы”;
  • совершенствовать орфографический анализ слов, умение определять главные члены предложения, умение конструировать деформированные предложения;
  • увеличить словарный запас учащихся, формировать умение объяснять смысл пословиц;
  • развивать связную устную речь учащихся, умение аргументировать ответ;
  • развивать память, внимание, умение работать с тестом;
  • учить пользоваться словарем;
  • учить работать в заданном темпе;
  • воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, активную жизненную позицию, любовь к родному языку.

Оборудование:

  • учебники русского языка для 2 класса (авторы: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова);
  • карточки со словами из словарика, иллюстрации к ним;
  • подсказки с пронумерованным алфавитом;
  • тесты, иллюстративные перфокарты;
  • картинки диких животных (медведь, еж, жук);
  • карточки с поговорками;
  • учебники, “Дидактический материал по русскому языку” (Л.И. Тикунова, Ю.В. Новикова);
  • несколько видов словарей, орфографические словари у учащихся.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Сообщение темы, задач урока.

  1. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
  2. Ученик читает стихотворение С.Я. Маршака “Азбука”.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Учебник, с. 102, упр. 178
  2. Назовите слова, в которые при записи вставили ь. (ручьи, ночью, мельничные). Чем отличаются эти слова?
  3. Чтение алфавита (хором, на оценку) с опорой на демонстрационный плакат и индивидуальные карточки.
  4. Назвать слова с иллюстрированного алфавита, которые начинаются с букв: л, м, в, р, с.

III. Чистописание.

  1. Запись числа в тетрадях.
  2. Щщ (прописать 3 раза).
  3. Какое правило с этой буквой знаете? Почему так пишется?
  4. Записать 3 слова с этими орфограммами, прочитать. (Можно выписать со с. 94 – 96 в учебнике)

IV. Повторение изученного об алфавите.

1. Выставка словарей (несколько видов).

Алфавит

1. Совокупность букв или других знаков данной системы письма.
2. Порядок букв, принятый в Азбуке.
3. Указатель, перечень чего-нибудь по порядку букв, принятому в азбуке. (с. 30)

Азбука

1. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке, буквенный алфавит.
2. То же, что букварь. (устар.)
3. Основные, простейшие начала какой-нибудь науки, дела. (с. 27)

(Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70.000 слов. – М.: Русский язык, 1990.)

  • Для чего нужен алфавит?
  • Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в классном журнале – фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке (по фамилии автора книги, а в случае ее отсутствия – по первой букве названия), при хранении формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов (перечней изданий).
  • Как вы считаете, удобно ли это? Почему?
  • Рассматривание различных словарей (орфографические, этимологические (толковые), орфоэпические, диалектных слов и др.).
  • Но какими бы ни были словарь и энциклопедия, слова, информация в них располагаются строго в алфавитном порядке!

2. Беседа о буквах и звуках русского языка.

  • Чем отличаются буквы от звуков? Чего в русском языке больше? (букв – 33, звуков – 42)
  • На какие две группы делятся все звуки русского языка?
  • Назовите буквы, обозначающие на письме гласные (согласные) звуки.
  • Какие гласные буквы мы называем “хитрыми”? Почему?
  • Какие буквы не имеют звукового выражения?

3. Тест “Гласные – согласные”.

Ответы на тест записаны на доске, по истечении времени (3 мин), открываю ответы, осуществляем коллективную проверку.

  • Зима, сугробы, морозы – какая общая тема?

V. Словарная работа.

1. Картинный диктант:

  • устное проговаривание слов по слогам (вызываю детей помочь подержать картинки);
  • расставить слова в алфавитном порядке, записать в тетрадях в столбик;
  • последнее слово найти в словарике, прочитать по слогам, записать.

воробей
завод
карандаш
молоко
тетрадь
ученик

  • Найти лишнее слово. Почему? (Молоко)
  • Назвать парные по звонкости-глухости согласные. Найти слова с парной согласной на конце, подобрать и записать проверочное слово. Вспомнить правило.
  • Что обозначают эти слова? (Предметы)
  • Назвать еще слова, которые обозначают предметы.

2. Работа с учебником: с 103 упр. 182 (устно).

Выбрать слова с парной согласной, проверить (дуб, кот, мороз, зубки, ложка).

VI. Работа с деформированным текстом.

Запись на доске:

лесной, тихо, на, полянке, зимой
в, медведь, сладко, берлоге, спит
кучей, уснул, под, хвороста, еж
под, корой, зимует, пня, жук

* Вместо слов медведь, еж, жук на доске прикреплены иллюстрации.

3. Чтение слов с доски, составление предложений.

4. Объяснение значения слова:

xворост сушняк, сушник, сушь, отболевшие от дерева, усохшие сучья, ветви, хруст, дрязг. (Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс,2001. с. 692)

  1. Запись в тетради предложений, в которых говорится о животных.
  2. Определение в них подлежащего и сказуемого.
  3. Проверка парных согласных на конце слов.
  4. Проверка безударных гласных в середине слов в первом предложении (с доски).
  5. Найти слово из словарика.(медведь)

VII. Обогащение словарного запаса учащихся.

Какие пословицы и поговорки с этим словом знаете? Объясните смысл.

  • Медведь на ухо наступил – отсутствие музыкального слуха.
  • Медвежья услуга – неумелая услуга, причиняющая только неприятности.
  • Смотреть (глядеть) медведем – быть, казаться нелюдимым, угрюмым.
  • Медвежий угол – отдаленное, малонаселенное, глухое место.

* На доску крепятся карточки с поговорками.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Работа с иллюстрированными перфокартами, составление рисунка.

Задание: под каждым числом подписать соответствующую букву алфавита (использовать карточки-подсказки с пронумерованным алфавитом), составить и прочитать предложение:

Знаем мы алфавит

– Какой знак препинания надо поставить в конце предложения? Почему?

IX. Итог. Домашнее задание.

“Дидактический материал”, с. 152, работа 359 (записать ответы на вопросы по тексту)