Обучение грамоте (чтение). Тема: "Чтение текстов с буквами "П, п". Заглавная буква при написании имён, отчеств, фамилий"

Разделы: Начальная школа


Цели: Формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения. Учить детей работать с текстом: находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить по данному началу или концу предложения всё предложение; закреплять представление о правиле правописания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных; развивать внимание, мышление, фонематический слух; воспитывать трудолюбие, интерес к родному краю.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Здравствуйте, ребята!

Сегодня на урок к нам пришёл наш любознательный друг Вопросик. Он хочет много знать и поэтому пришёл на урок в 1-й класс.

С чего мы начинаем наш урок?

С разминки.

Приготовились к разминке.

II. Фонематическая разминка

1. Дети поют гласные.

Читают слоги.

о-у-а-ы-э-и
у-о, и-у, а-ы, э-а
уиэоа, эоауи
пло, пла, пле, пли
пто, пта, пте, пти

2. Работа со скороговоркой.

Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула.

III. Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока

1. Работа по «ленте букв».

Ребята, ответьте на вопросы муравьишки Вопросика.

  • Назовите гласные, показатели твёрдости согласных. (а,о,у,ы)
  • Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласных. (и,е)
  • Назовите гласную, которая может обозначать два звука. (е)
  • Когда гласная буква е обозначает два звука? (Когда стоит в начале слова или после гласной)

Приведите примеры. (Ели, роет)

2. На наборном полотне дети строят схемы этих слов.

  • Почему в этих словах звуков больше, чем букв? (Буква е обозначает два звука.)
  • Какую букву изучили вчера на уроке? (П)
  • Какие звуки она обозначает? ([п’],[п])
  • Дайте характеристику звуков. ([п’]- согласный, глухой, мягкий; [п]- согласный, глухой, твёрдый)

Подскажите муравьишке, что сегодня мы будем делать на уроке? (Дети называют тему урока. Сегодня на уроке мы будем читать слова с буквой «п»).

IV. Работа над новым материалом

1. Чтение текста «Скоро конкурс» (стр.84. Хором, по предложениям).

Будьте внимательны. Помогайте Вопросику.

2. Работа с текстом.

- Найдите и прочитайте предложение, которое начинается со слова «Павел».

- Найдите и прочитайте предложение, которое заканчивается словом «конкурс».

- Прочитайте вопросительное предложение.

- Для того чтобы много знать, нужно научиться задавать вопросы так, как умеет это делать Муравьишка. Кто сможет задать вопросы к тексту? (Дети поднимают руки).

- Кто желает быть Муравьишкой Вопросиком? (Ученики по желанию выходят к доске, надевают маску Муравьишки, зелёную кепочку и задают вопросы).

- Что будет у нас в классе?

- Что нарисовала Вера?

- Что нарисовал Павел? и т.д.

- Перечислите, что нарисовали дети? (Куклу, цветы, трактор, кран).

- Как эти предметы можно назвать одним словом? (Неодушевлённые, нарицательные).

3. Продолжите предложения, которые находятся слева от картинок.

Молодцы, Муравьишка очень доволен вашей работой.

V. Физкультминутка

На каждый вопрос дети хором отвечают «Вот так!»

- Как живёшь?

- Вот так! (Дети вытягивают руки вперёд и показывают большой палец).

- Как идёшь?

- Вот так! (Ходьба на месте).

- А бежишь?

- Вот так! (Бег на месте).

- Ночью спишь?

- Вот так! (Руки под щёку, нагнуть голову).

- Как берёшь?

- Вот так! (Руки вытянуть вперёд, пальцы вытянуты, затем пальцы согнуть в кулак).

- А даёшь?

- Вот так! (Руки вытянуть вперёд, пальцы разогнуты, ладони вверх).

- Как молчишь?

- Вот так! (Надуть щёки и слегка стукнуть по ним ладонями).

- А сидишь?

- Вот так! (Все тихо садятся).

VI. Работа по развитию памяти, внимания, мышления

1. Кто больше запомнит слов со звуками [п],[п’].

Пошёл петух путешествовать. По полю погулял. Поклевал пшеницу. Пруд по пути попался. Поостерёгся петушок. Покупался в песке. Попрыгал. Пескарей попугал. Поглядел – полдень. Пёрышки почистил. (Л. Яхнин)

2. Слого-звуковой анализ слов.

  • Жуёт, а есть не ест. (Пила )
  • Одежды себе не шью, а ткань всегда тку. (Паук )
  • Не пилот, а летит, не гадюка, а жалит. (Пчела)
  • Вперевалку шёл со льдин к нам на утренник … (Пингвин)

- Ребята, Муравьишка спрашивает, что общего в словах-отгадках? (Все двусложные, ударение падает на второй слог).

- На какие две группы можно разделить слова- отгадки? (Одушевлённые и неодушевлённые).

VII. Работа по «Азбуке» (стр.85)

1.Чтение слов вверху (хором).

- Какое слово лишнее? (Пластилин, оно трёхсложное, а все двусложные).

2. Чтение текста «Покупки». (Хором, потом друг другу).

3. Заглавная буква в именах собственных.
а)- Кого называют Полкан?

- Кого называют Паша?

- Как зовут меня?

- Назовите имя, отчество, фамилию родителей.

- Как пишутся имена собственные? (С большой буквы).

- В каком городе мы живём?

- На какой улице находится наша школа?

- Всё это тоже имена собственные.

б) Чтение в «Русской азбуке» на стр.84-85.

- Найдите и прочитайте имена собственные.

VIII. Знакомство с новыми, словарными словами

1. Сложи слова:

ПЕ
ПЛАС
ПАВ
ПЕ
КА
ТИЛИН
ТУХ
НАЛ
ПУСТА
ЛИН

2. Чтение стихотворение Б.Заходера на стр.85.

- Какое словарное слово встретили? (Павлин)

3. Чтение слов в течение минуты.

  • ПЕТУХ
  • ПАВЛИН
  • ПЕНАЛ
  • КАПУСТА
  • ПЛАСТИЛИН

Кто сколько раз успел прочитать? Покажите Муравьишке. (Дети показывают карточку с цифрой).

IX. Итог урока

- Чему научились на уроке?

- Встаньте те дети, которые считают, что хорошо поработали на уроке.

Молодцы!

- Поставьте буквы по росту и прочтите, что сейчас будет. (На доске в перемешку буквы слова «перемена»).