Интегрированный урок русского языка в 4-м классе: "Крейсер Варяг"

Разделы: Начальная школа


Тип урока

Интегрированный:

  • обобщение и систематизация знаний по русскому языку
  • первичное восприятие по истории
  • комбинированный по математике и окружающему миру

Общая дидактическая цель: формирование целостной системы знаний по изучаемой теме.

Познавательный аспект: знакомство с историческими событиями 1904 года.

Образовательный аспект:

  • обобщить знания детей по теме “Имя прилагательное”
  • систематизировать изученный материал по данной теме
  • дать новые сведения по истории
  • определить уровень усвоения учащимися изученного ранее материала по окружающему миру (тема “Карта мира”) и по математике (тема “ Единицы измерения времени”)

Развивающий аспект:

  • развитие внимания, памяти, мышления
  • развитие активной речевой деятельности
  • расширение активного словаря

Воспитательный аспект:

  • воспитание чувства патриотизма
  • воспитание культуры общения
  • воспитание умения работать в коллективе

Форма организации деятельности учащихся: общеклассная.

Метод обучения: словесный.

Формы реализации методов обучения:

  • беседа
  • самостоятельная работа
  • творческие задания

Оборудование урока:

  • карта мира
  • рисунки военных кораблей
  • карточки с текстами заданий

Сценарий урока

Учитель: Ребята, прочитайте, пожалуйста, слова, записанные на доске:

Война, корабль

Артиллерия, салют

Решение, командир

Ярость, бой

Герой, экипаж

Что общего в этих словах?

Ученики: Это имена существительные. Их объединяет военная тема.

Учитель: Образуйте от существительных первого столбика прилагательные, подходящие по смыслу к существительным второго столбика. Запишите их. Определите орфограммы в словосочетаниях. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Ученики: Сегодня мы повторим все, что знаем об имени прилагательном.

(Рассказ об этой части речи).

Учитель: Посмотрите внимательно на начальные буквы словосочетаний и определите еще одну тему данного урока.

Ученики: ВАРЯГ.

Учитель: Что такое “Варяг”? Что вы знаете о судьбе этого корабля?

Ученики: Этот русский корабль 100 лет назад не побоялся вступить в бой с японской эскадрой из 14 кораблей.

Учитель: Давайте подробнее познакомимся с событиями столетней давности.

Корабль “Варяг” был построен в США в штате Филадельфия в 1901 году. Это был самый мощный военный крейсер того времени. Русскому царю он настолько понравился, что он сразу включил его в своей экскорт. Корабль побывал у берегов Англии, Дании, в Персидском заливе. Позднее он был направлен во Владивосток. (Все географические объекты показываются на карте учителем или детьми.) В начале ХХ века политическая обстановка на Дальнем востоке усложнилась. Корея и Китай развивались под влиянием России. Это вызывало беспокойство у правительства Японии. К военным действиям их подстрекали Англия и США. Для укрепления своих позиции русское правительство направляет крейсер “Варяг” в корейский порт Чемульпо (сейчас Ичхон в Южной Корее).

Запишите в тетради предложение:

Из-за сложного фарватера мощный крейсер “Варяг” бросил якорь на рейде.

Разберите предложение по членам предложения и частям речи. Выпишите словосочетания прилагательного и существительного, определите род, число, падеж.

Ученики работают самостоятельно. Затем идет проверка выполнения задания.

Учитель: Какие ответные меры приняло японское правительство?

Ученики: В Корею прибыли 14 японских кораблей. Началась подготовка к военным действиям.

Учитель: Составьте предложение с прямой речью от имени капитана крейсера.

Ученики: Приводят примеры предложений. Обсуждают. Выбирают лучшее, записывают его в тетрадь.

“Японская эскадра активизируется!”- доложил капитан Руднев царскому посланнику.

Учитель: Объясните постановку знаков препинания. Сделайте морфологический разбор прилагательного царскому. Подберите синонимы к словам доложил, активизизуется.

Ученики: Капитан не просто говорит, он всегда докладывает или рапортует. В докладе офицера используется официальный язык.

Учитель: Сейчас отследим события 27 января 1904 года буквально по минутам.

Ученики: (по цепочке читают хронометраж событий - текст дан на отдельном листке каждому ученику).

9:00 - Япония объявила о начале военных действий.
10:45 - Капитан Руднев выступает перед матросами.
11:20 - Крейсер “ВАРЯГ” снялся с якоря.
11:45 - Японцы открыли огонь по крейсеру.
11:47 - Ответный огонь “Варяга”.
12:15 - Расчехлены орудия левого борта.
12:25 - Открыт огонь с левого борта.
12:30 - 2 японских снаряда пробили борт, корабль стал крениться на левый борт.
12:45 - Принято решение - вернуться в порт Чемульпо.
13:10 - Бросили якорь на рейде.
15:30 - Начали затопление корабля.
18:10 - “Варяг” скрылся под водой.

Учитель: Подсчитайте, сколько времени прошло с начала выхода крейсера до того момента, как он скрылся под водой.

Ученики: 18час.10мин.- 11час.20 мин. = 6 час. 50 минут.

Учитель: Почему 100-летие этого события мы отмечаем 9 февраля, хотя проходили они 27 января?

Ученики: После революции 1917 года был принят новый отсчет времени. Эта дата обозначена по старому стилю.

Учитель: Прочитайте рассказ "Крейсер “Варяг”".

Выделите главную мысль этого рассказа. Спишите. Подчеркните прилагательные, определите род, число, падеж.

Крейсер “ Варяг”.

Начался тяжелый бой. Отважные моряки понимали, что палуба под их ногами - это часть России, которую невозможно предать. Раненые не покидали своих мест. С последним стоном падали убитые. Не на жизнь, а на смерть бились русские моряки!

Ученики выполняют задание. Разбирая прилагательные, отмечают, что слова раненые, убитые являются в данных предложениях существительными.

Учитель: Составьте предложения, в которых выразите свое отношение к данному событию. Запишите в тетради.

Ученики: Мужество русских моряков достойно уважения. Отважно сражался экипаж крейсера за честь своей Отчизны.

Учитель: Подведем итог урока. Что повторили на уроке? Что нового узнали? Что понравилось на уроке?

Ученики: История крейсера очень заинтересовала. Обязательно прочитаем книгу “Морской флот”. Повторили часть речи прилагательное. Вспомнили единицы времени. Поработали с картой мира.

Учитель: Благодарю всех за активную работу. Несколько учеников получают оценки.

Домашнее задание: Составить рассказ о том, как увековечена память о легендарном крейсере. Записать его.