Литературный турнир для учащихся 1–4-х классов

Разделы: Начальная школа


1 класс

I. Литературные загадки

1. В сказках этот зверь летает,
Дым и пламя извергает,
Сильный, что ни говори.
Головы вдобавок три.

2. Был врагом Пьеро, Мальвины, Артемона, Буратино.
Получить мошенник злой
Жаждал ключик золотой.

3. Всем знаком этот герой, Невелик, ушаст собой,
Но известно всем вокруг,
Он большой для Гены друг.

4. Говорят, что будто он
Первым на земле рожден,
А второй его жена.
Назови их имена.

5. Вспомни имя девочки,
которая на Север
отправилась за другом
к Снежной королеве.

6. Этот мальчик- иностранец.
Он из сказки – итальянец.
Очень просто и недлинно
Он зовётся

7. Из сказки известной затворница эта.
Живёт, не снимая бронежилета.

8. Как называлась сеть простая,
В которую попала рыбка золотая?

II. Напиши головные уборы литературных героев:

  1. Рассеянного с улицы Бассейной…………………
  2. Незнайки……………………………………………
  3. Дяди Стёпы………………………………………
  4. Старика Хоттабыча………………………………
  5. Железного Дровосека……………………………
  6. Людоеда, взявшего Элли в плен………………

III. Соедини имя и фамилию поэтов и писателей:

  1. Туве Марика Барто
  2. Самуил Яковлевич Распе
  3. Сергей Владимирович Михалков
  4. Агния Львовна Янсон
  5. Рудольф Эрих Маршак

IY. Кто из литературных героев мог быть автором данной рекламы:

1. “Летайте на ядрах! Это великолепно!”
2. “ Мёд - самое полезное лакомство. Особенно в гостях”
3. “ Если вы спешите, не садитесь на поезд, стоящий в тупике”

V. Напиши, на чём люди писали до изобретения бумаги.

..............................................................

2 класс

I. Соедини имя и фамилию поэтов и писателей:

Генрих Есенин
Борис Сапгир
Константин Пастернак
Сергей Бальмонт

II. Укажи фамилии авторов, которые своими произведениями ответили на данные вопросы:

  1. “Что такое хорошо и что такое плохо?”……
  2. “Чей нос лучше?”……………………………
  3. “А что у вас?”………………………………
  4. “Откуда у кита такая глотка?”……………

III. Из басни И.А.Крылова выпало слово. Впиши его.

  1. У сильного всегда ……………… виноват.
  2. На лад их дело не пойдёт,
    И выйдет из него не дело, только …
  3. Вперёд чужой беде ………………голубок.
  4. А вы, друзья, как ни …………………….,
  5. Всё в музыканты не……………………

IY. Напиши 3 известных литературных произведения, в названиях которых начинаются со слова “Три” и укажи авторов этих произведений.

....................................................

Y. Допиши имя или название сказочного героя:

  1. Сапоги………………
  2. Лихо …………………
  3. Марья………………………………
  4. Сивка………………………………..
  5. Соловей…………………………….
  6. Мальчик с …………
  7. Финист Ясный ………
  8. Василиса………………
  9. Крошечка………………
  10. Царевна………………

3 класс

I. Назови имя первопечатника России и укажи, какая книга была напечатана первой.

.............................................................

II. Напиши, что ты знаешь о папирусе.

.............................................................

III. Соедини фамилию писателя и географическое название, связанное с этим писателем:

  1. А.С.Пушкин, Рязань
  2. М.Ю.Лермонтов, Тарханы
  3. С.А.Есенин, Ясная Поляна
  4. Л.Н.Толстой, Болдино

IY. Здесь даны настоящие фамилии писателей. Запиши псевдонимы, под которыми они известны:

  1. Алексей Пешков ………………………………………………
  2. Андрей Климентов……………………………………………
  3. Сэмюэл Клеменс………………………………………………
  4. Чарльз Лютвидж Доджсон……………………………………

Y. Разгадай анаграммы “Литературные герои”. Укажи фамилии писателей, рассказавших нам об этих героях:

  1. Рак + слон =…………………………………
  2. Лось + ас = ……………………………………
  3. Лига + ум = ……………………………………
  4. Куш + лоза =……………………………………

YI. Эти писатели не были профессионалами. У каждого из них было дело, которому они посвятили всю жизнь. Попробуй угадать, кто кем был. Соедини линией профессию и фамилию.

  1. Математик           В.Л.Дуров
  2. Ветеринар            Б.А.Шварц
  3. Дрессировщик    Льюис Кэрролл
  4. Драматург            Джеймс Херриот.

4 класс

I. Отгадайте, о каком литературном герое идёт речь в четверостишье. Укажите произведение и автора.

1. Умна, красива и голубоглаза,
Считает, что порядок - дела половина,
И мы без самых маленьких подсказок
Ответим: эта девочка.....................

2. Он был для птичьего двора
И для себя большой загадкой,
Но вот пришла его пора -
Стал лебедем.................................

3. Внёс приключениями смуту,
Подал всем жаждущим пример -
И великанов, лилипутов -
Всех посетил наш...........................

II. Восстановите пропущенный цвет в названии произведения:

  1. П.П. Бажов “........................ кобылка”.
  2. Д.Н. Мамин – Сибиряк “.............. шейка”.
  3. Ш.Перро “................. шапочка”.
  4. А. Грин “................ паруса”.
  5. А Волков “................. туман”.
  6. Джек Лондон “.................. клык”.
  7. А.Гайдар “................... чашка”.
  8. А. Конан – Дойль “.................. карбункул”.

III. Кто здесь жил? Назови героя, произведение и автора.

  1. Жилище на дереве под названием “Каштаны” ................
  2. Москва, ул. Застава Ильича 8/1 ................
  3. Швеция, Стокгольм, крыша обычного дома ..................
  4. Улица Колокольчиков в Цветочном городе ....................
  5. Индия, деревушка Канхивара возле Сионийских гор ....................
  6. Лондон, Вишнёвый переулок 12. ....................
  7. Париж, ул. Могильщиков ........................
  8. Лондон, Бейкер-стрит 212 ......................

IY. Перед вами список, состоящий из псевдонимов и фамилий писателей. Сколько лиц здесь упомянуто? Подчеркните одним цветом фамилию и псевдоним, принадлежащие одному и тому же писателю.

А.Пешков, А.С. Пушкин, Н.Корнейчуков, Марк Твен, А. Голиков, М.Горький, А. Ахматова, Чехонте, Самюэль Клеменс, А.Горенко, А.Гайдар, А.П. Чехов, А.Белый, К.Чуковский, С. Маршак.

YI. Попробуйте угадать героев любимых произведений по описанию их одежды, укажите произведение и автора:

  1. Одет в коричневую курточку и ярко- зелёные штанишки из бумаги, в башмачки, сделанные из старого голенища, и колпачок с кисточкой из старого носка?
  2. Он носил яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком.
  3. Сероглазая девочка, которая сначала была одета в блузу с матросским воротником и старые туфли на босу ногу, достаточно серые, чтобы не быть белыми, а потом переоделась в розовое платье, которое шумело, благоухало и сверкало при каждом движении и казалось, что идёт золотой дождь.

YI. Отгадай загадки:

1. И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет-
Всё как есть, ему покажет.

2. Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки.

В какой сказке А.С. Пушкина эти предметы играют важную роль?

Вспомни предмет из другой сказки этого автора, который вошёл в известный фразеологизм, его значение объясняется, как “остаться ни с чем”. Запиши этот фразеологизм. ...............................

Ответы:

1 класс:

I. 1. Змей Горыныч. 2. Карабас. 3. Чебурашка. 4. Адам, Ева. 5. Герда. 6. Чиполлино. 7. Тортила. 8. Невод.

II. 1. Сковорода. 2.Шляпа. 3. Фуражка. 4. Чалма. 5. Воронка. 6. Кастрюля.

III. 1. Туве Марика Янсон. 2. Самуил Яковлевич Маршак. 3. Сергей Владимирович Михалков. 4. Агния Львовна Барто. 5. Рудольф Эрих Распе.

IY. 1. Барон Мюнхаузен. 2. Винни Пух. 3. Рассеянный с улицы Бассейной.

Y. Папирус, береста, глиняные дощечки и т.д.

2класс

I. 1. Генрих Сапгир. 2. Борис Пастернак. 3. Константин Бальмонт. 4. Сергей Есенин.

II. 1. В. В. Маяковский. 2. В. Бианки. 3. С. В. Михалков. 4. Р.Киплинг.

III. 1. Бессильный. 2. Мука. 3. Не смейся. 4. Садитесь. 5. Годитесь.

IY. 1.“ Три поросёнка”- английская сказка, записана С.В.Михалковым. 2. “Три орешка для золушки” - Габбе. 3. “Три толстяка” - Ю.Олеша и т. д.

Y. 1. Скороходы. 2. Одноглазое. 3. Искусница. 4. Бурка. 5. Разбойник.6. Пальчик. 7. Сокол. 8. Прекрасная, премудрая. 9. Хаврошечка. 10. Несмеяна, лебедь, лягушка.

3 класс

I. И.Фёдоров, “Апостол”.

II. Материал для письма, выработанный из тропического травянистого растения, у египтян и других древних народов, а также рукопись на этом материале.

III. 1. А.С. Пушкин - Болдино. 2. М. Ю. Лермонтов - Тарханы. 3. С.А. Есенин - Рязань. 4. Л. Н.Толстой - Ясная Поляна.

IY. 1. Максим Горький. 2. Андрей Платонов. 3. Марк Твен. 4. Льюис Кэрролл.

Y. 1. Карлсон - А.Линдгрен. 2. Ассоль - А. Грин. 3. Маугли - Р.Киплинг. 4. Золушка - Ш.Перро, Братья Гримм, Габбэ.

YI. 1. Математик - Л.Кэрролл. 2. Ветеринар - Д.Херриот. 3. Дрессировщик - В.Л. Дуров. 4. Драматург - Б.А. Шварц.

4 класс

I. 1. Мальвина - А.Толстой, “ Золотой ключик”. 2. Гадкий утёнок - Г.Х.Андерсен, “Гадкий утёнок”. 3. Гулливер - Д.Свифт, “Путешествия Гулливера”.

II. 1. Зелёная. 2. Серая. 3. Красная. 4. Алые. 5. Жёлтыё. 6. Белый. 7. Голубая. 8. Голубой.

III. 1. Сова, А. Милн “Винни- Пух и все, все, все..” 2. Дядя Стёпа, С. В. Михалков. 3. Карлсон, А. Линдгрен. 4. Незнайка и его друзья, Н.Носов “ Приключения Незнайки”. 5. Маугли, Р. Киплинг “Маугли”. 6. Мери Поппинс, Памела Трэверс. 7. Бонасье и Д.Артаньян, А.Дюма, “Три мушкетера”. 8. Шерлок Холмс, Конан - Дойль.

IY. 9 писателей, А.Пешков- М.Горький, А.С.Пушкин, Н.Корнейчуков - К.Чуковский, Марк Твен - Сэмюэл Клеменс, А.Голиков - А.Гайдар, А.Ахматова - А.Горенко, Чехонте - А.П.Чехов, А.Белый, С.Маршак.

Y. 1. Буратино, А.Толстой, “ Золотой ключик”. 2. Незнайка, Н.Носов “Приключения Незнайки”. 3. Суок, Ю. Олеша, “ Три толстяка”.

YI. 1. Зеркало. 2. Яблоко. “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.3. Корыто - Остаться у разбитого корыта.

Список использованной литературы:

  1. Детская энциклопедия. Литература. Серия “ Я познаю мир”.М., 1999 г.
  2. Вербицкая М.В., Волошина О.И. , Тесты. Чтение. Начальная школа, М: Издательство “Дрофа”, 1998 г.
  3. Сухих И.Г. “Новые 600 загадок и 90 кроссвордов”. С-П , 1998 г.
  4. Волина В. Занимательное азбуковедение. М. Просвещение, 1991.
  5. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М. “Аст-Пресс”. 1999 г.
  6. Крылов И.А. Басни. Детгиз,1951 г.
  7. Кроссворды газеты “Мир новостей”. 2000 г.
  8. Аифка, кроссворды для детей, Издательство ЗАО “ АРИА-Аиф”, 2000 г.
  9. Анашина Н.Ю., Курбанов Г.С., Мельниченко И.В. Гимнастика для ума. Книга будущих миллионеров, Ростов-на-Дону, “Феникс”. 2004 г.