Сценарий учебного занятия спецкурса "Изобразительное искусство и компьютерная графика". Тема: Мозаика. "На морском дне". 6-й класс

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО

Класс: 6


Дидактическое обоснование занятия

Цели занятия:

Образовательные:

  • обеспечить усвоение учащимися понятий: мозаика, смальта;
  • способствовать формированию представления об истории развития мозаики и используемых материалах;
  • создать условия для усвоения учащимися последовательности работы в технике мозаика с использованием возможностей графического редактора “Paint”.

Развивающие:

  • способствовать развитию творческой фантазии;
  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);
  • способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);
  • способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

Воспитательные:

  • создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;
  • способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам).

Методическое оснащение занятия:

Материально-техническая база:

  • кабинет информатики;
  • компьютеры;
  • телевизор.

Дидактическое обеспечение:

  • рисунки;
  • репродукции;
  • плакаты;
  • образцы работ;
  • коллекция мрамора.

Методы обучения:

  • проблемный;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная;
  • индивидуальная.

Словарная работа: мозаика, смальта.

Тип занятия: интегрированный, комбинированный.

Оформление доски:

  • репродукции мозаичных картин;
  • мозаичные картины, созданные техникой “аппликация”;
  • живописные картины;
  • картины, выполненные в цветной графике;
  • слова для запоминания: мозаика, смальта, глина, галька, камень; М. В. Ломоносов, “Полтавская битва” - академия наук (Санкт-Петербург).

Ход занятия

Организационный момент

  • приветствие;
  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • запись в тетради числа и темы урока.

Актуализация знаний учащихся

  1. Что понимаем под словом “Мозаика”? (Поиск правильного решения).
  2. Мозаика - художественное изображение, узор, составленный из скреплённых между собой разноцветных мелких камушек, кусочков окрашенного стекла. (“Толковый словарь русского языка” под редакцией Д. Н. Ушакова).

  3. Раскрыть понятие “Мозаика” с точки зрения изобразительного искусства.
    • Вспомнить пять видов ИЗО. (Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).
    • Определить в каких видах ИЗО выполнены картины, представленные на доске. (Живопись, графика).
    • Определить к какому виду ИЗО ближе мозаика и почему.
    • Где в нашем городе можно увидеть мозаичные картины? (Дворец творчества, бассейн…).
    • Бассейн.

    • Попросить учащихся сделать вывод о месте расположения и размерах мозаичных картин. (Станковые или монументальные).
  4. Обобщение учащимися полученных знаний.

Изложение нового материала:

  1. Мозаика - особый вид монументальной живописи, которая создаётся из маленьких разноцветных камушек или цветного непрозрачного стекла.
  2. (Записать в тетради).

  3. История развития.
  4. Мозаика появилась несколько тысячелетий назад. Древние мозаики создавались из разноцветной глины, камня и гальки. Греки и римляне использовали мозаику для оформления интерьера - пол.

    Греки и римляне
  использовали мозаику для оформления пола.

    В эпоху расцвета христианства стены и потолки византийских храмов украшались мозаичными изображениями евангельских сцен. Для этого было создано разноцветное непрозрачное искусственное стекло - смальта.

    В XVI веке в Италии, которая была богата месторождениями мрамора, возник новый вид мозаики - флорентийская. Итальянские мастера заметили, что мрамор в одном куске имеет множество оттенков. Для создания мозаичных картин можно было использовать не мелкие, а крупные кусочки. (Показать разноцветный мрамор).

    В России смальтовую мозаику возродил М. В. Ломоносов. Его мозаичная палитра включала 112 тонов и 1000 оттенков. Самая большая его мозаичная картина “Полтавская битва”, созданная при помощи учеников, находится в Академии наук в Санкт-Петербурге.

Закрепление материала

Записать в тетради основные материалы, используемые для создания мозаики (cамостоятельно).

Проверка (глина, галька, камень, мрамор, смальта) - слова на доске.

Что такое смальта? Дать определение (как поняли).

Кто возродил смальтовую мозаику в России?

Практическая работа

Вводный инструктаж

  • Сообщение названия практической работы “На морском дне”.
  • Ознакомление с последовательностью выполнения. (Показ слайдов).
  • Построение рамки.

    - прямоугольник

    Изображение рыб (можно нарисовать одну, а остальные копировать).

    Slide4.jpg (16584 bytes)

    Актуализация знаний.

    • Какие основные инструментальные возможности графического редактора “Paint” будем использовать:
    • - карандаш

      - кривая

      - эллипс

      - ластик

      - масштаб

      - выделение

    • Какие основные команды графического редактора “Paint” будем использовать:
    • “правка”- “копировать”;

      “правка” - “вставить”;

      “рисунок”- “отразить - повернуть”.

    Изображение морского дна. (Слайд 5).

    Изображение морского дна

    Деление рисунка на части. (Складывание из разноцветных кусочков).

    Деление рисунка на части

    Деление рисунка на части

    Выбор палитры.

    Выбор палитры

    - палитра

    - заливка

    - выбор цветов

    - строка меню (изменение цвета)

Закрепление материала

  • Самостоятельно записать в тетради последовательность выполнения мозаичной картины.
    1. Рамка.
    2. Изображение рыбы (копирование).
    3. Морское дно.
    4. Разделение на части. (Складывание из разноцветных кусочков).
    5. Выбор палитры.
  • Проверка.
  • Устранение ошибок.
  • Просмотр и обсуждение работ учащихся других классов. Предупреждение о возможных ошибках и затруднениях при выполнении работы. Показ слайдов.
  • Вопросы.

Самостоятельная работа учащихся

Текущий инструктаж (по ходу работы)

Целевые обходы

  • Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.
  • Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.
  • Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.
  • Рациональное использование учебного времени учащимися.

Физкультминутка

Зарядка для глаз. В среднем темпе проделать три - четыре круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль на счёт 1 - 6 повторить 1 -2 раза (через 15-20 мин).

Подведение итогов

  • Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.
  • Что узнали нового?
  • Почему целесообразно сначала выполнять работу на компьютере, а затем в материале?
  • Просмотр работ.
  • Выставление отметок в классный журнал.
  • Сообщение о теме следующего занятия.

“Мозаика. Натюрморт” с детальной прорисовкой. (Передача объёма более мелкими составляющими частичками и тщательным подбором цвета).

Просмотр ПРЕЗЕНТАЦИИ "Мозаика. На морском дне"