Конспект комбинированного урока по обучению грамоте. Тема урока: "Мягкий согласный звук ч, буквы Чч"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с мягким согласным звуком ч, с прописными буквами Чч;
  • распознавать в словах новый звук;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • учить работать с текстом;
  • способствовать развитию творческого воображения, внимания, наблюдательности;
  • воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, интерес к предмету.

Оборудование:

  • фланелеграф-елочка,
  • элементы букв для конструирования,
  • магнитная доска,
  • магнитофон,
  • схемы,
  • слоговые карточки,
  • образцы печатных и прописных букв Чч.

ХОД УРОКА

Рефлексия.

Создаем хорошее настроение: "Улыбнитесь!", "Скажем добрые слова друг другу!".

Составим "Азбуку хороших слов": вспомните добрые, хорошие слова на букву "У" (умный, умелый, успешный, уверенный, уважаемый, увлеченный, удалой и др.).

Выполняем упражнение мозговой гимнастики "Качания головой" (улучшает мыслительную деятельность, чтение).

Повторение.

На доске буквы: Ж Ш Щ.

  • Назовите звуки, которые на письме обозначаются этими буквами.
  • Чем сходны эти звуки? Чем различаются?
  • Звуки Ж, Ш всегда твердые, они верны своей твердости перед любыми гласными. Докажите.
  • Почему в слогах ЖИ - ШИ пишется И ?

Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, откроем секреты этой буквы. Вы должны быть очень внимательными, т.к. в течение урока прозвучат вопросы, на которые вы должны ответить.

Прежде, чем отправиться в это путешествие, нужно 3 раза повторить скоровогорку:

ЧЕТЫРЕ МАЛЬЧИКА ЧЕРТИЛИ ЧЕРНЫМИ ЧЕРНИЛАМИ ЧЕРТЕЖ.

Какой одинаковый звук в словах скороговорки? Произнесем его.

Охарактеризуйте его. (Согласный, глухой, шипящий).

Игра "Хоккей". Руки ставим на локоточки. Это ворота. Я буду говорить слова. Если они начинаются звуком Ч, вы должны пропустить через ворота. Но я, конечно, постараюсь забросить шайбу. Шайба – это слово, которое начинается на другой звук. Тогда вы захлопываете ворота.

Чудо, щекотать, шапка, честный, щетка, чайка, чижик, щенок, чайник, чучело.

Совсем немного времени осталось до самого веселого радостного праздника - Нового года. Кто из вас покупал елочные игрушки? Сейчас мы с вами украсим елочку игрушками, которые лежат на столе. Будьте внимательны, т.к. нужно повесить только те игрушки, в названии которых есть новый звук и определить место звука в слове.

(На столе вырезанные из бумаги игрушки: чебурашка, фонарики, звездочка, мячик, мишка, зайчик, бабочка, петушок, часики, черепаха.)

Как произносится новый звук в этих словах?

Пальчиковая гимнастика.

Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе.

Показ букв Чч.

  • На что похожи буквы?

Печатание букв в тетради.

Загадка.

Идут, идут, а с места не сойдут. (Часы)

  • Какие бывают часы?
  • Какой формы часы у вас дома?
  • А что вы видите в тетради? (Круг)
  • Превратите круг в красивые часы. (Дети рисуют и раскрашивают в тетради.)
  • Посмотрите, какие часы получились у вас. (Показываю работы детей.)

Составление схемы слова "часы".

(У доски 1 ученик анализирует и составляет схему слова с помощью фишек.)

  • Подберите родственные слова к слову "часы".
  • В тетради составьте схему слова "часики". (Один ученик работает у магнитной доски.)

Игра "Доскажи словечко"

Ча-ча-ча - горит в комнате… (свеча).
Чу-чу-чу - молоточком я … (стучу).
Чи-чи-чм - на дубу … (грачи).
Ач-ач-ач - к больному пришел … (врач).
Юч-юч-юч - потеряли … (ключ).
Оч-оч-оч - наступила … (ночь).

ФИЗМИНУТКА.

Положили головы на парты. Закрыли глаза. У всех хорошее настроение, никаких забот и волнений. Мы отдыхаем. Сейчас мы в густом тропическом лесу. В этом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его… . Угадайте сами. Однажды…

(Читаю отрывок из книги Э.Успенского "Крокодил Гена и его друзья".)

Мы возвращаемся из леса. Ласковый лучик бодрости пронизывает каждого из нас - это солнышко улыбается. Открыли глазки, улыбнулись друг другу. Мы опять на уроке. Как звали нашего зверька? Чебурашка поможет нам познакомиться с письменными буквами Чч.

Показ и письмо букв Чч.

Из каких элементов состоит строчная буква ч? Какой элемент знаком?

(Конструирую букву ч на доске, а дети составляют букву из ниток на бархатной бумаге.)

Письмо буквы ч.

  • А для чего нужна заглавная буква? С какой буквой схожа? Какое отличие?
  • Напишем носом и подбородком прописную букву Ч. Делаем это с максимальным поворотом головы. А теперь работаем в тетради.

Письмо заглавной буквы Ч и в соединении Чч.

ФИЗМИНУТКА.

Под музыку исполняем песню "Вместе весело шагать по просторам" с движениями.

  • Назовите слова из песенки, в которых встречается новый звук.

Подружим новую букву с гласными. ча чи чу че

  • Прочитаем хором. (Закрываю слоги) Сколько слогов прочитали? В каком порядке?
  • Как произносится звук ч в слогах ЧА, ЧУ? А какие гласные стоят? Почему?

(Ю и Я обозначают мягкость согласных. А для чего обозначать мягкость звука Ч, если он всегда мягкий).

Печатание слогов в тетради.

  • Дополните слоги до целого слова.
  • Прочитайте слияния, запишите их письменными буквами в тетради. Ча ач чу уч чи ич че еч
  • Какое соединение в обратных слогах? (Показ соединений.)

На доске (печатными буквами):

висят, стене, часы, на
восемь, уже, часов

Прочитайте. Составьте предложения. Запишем их. (Комментируют 2 ученика.)

Упражнение мозговой гимнастики "Перекрестные движения".

Работа с учебником стр. 82.

а) Прочитайте слова в столбиках.

  • Прочитайте слово, которое употребили во множественном числе. Сколько слогов в слове?
  • Прочитайте слова, которые стоят в единственном числе.
  • Как зовут мальчика, который учится в школе? (Ученик.)
  • Написание этого слова надо запомнить (на карточке это слово).
  • Прочитаем хором. Запишите слово. Составьте предложение с этим словом по схеме: ___ ___ _ ___.
  • Ученик идет в школу. (Запись с комментированием).

ФИЗМИНУТКА.

б) Чтение текста «Уроки» (жужжащее чтение).

в) Чтение «по цепочке».

г) Чтение текста одним учеником и беседа.

  • Сколько уроков было у детей?
  • Чем они занимались на уроке математики?
  • А на уроке чтения?

Домашнее задание: подготовить рассказ о нашем сегодняшнем уроке.

Прочитайте предложения из текста, в которых есть слова с новым звуком. Какие слова читали дети? Река – речка, рука – ручка.

По данному образцу образуйте новые слова: сестра - …, туча - …

Прочитайте в тетради: туча – тучка, рука – ручка.

Как получили слово «ручка»?

Изменилось ли значение слова? Как?

Кто догадался, какая часть в слове показывает, что предмет маленький?

Какие значения имеет слово «ручка»?

Что мы уже знаем о звуке Ч?

Запомните! В сочетаниях ЧК,ЧН Ь знак не пишется.

Хотите услышать новый звук в своих именах? Назовите ласково своего соседа по парте. (Женечка, Анечка, Олечка, Верочка и т.д.) Какое новое правило нужно знать при письме этих имен?

А часто ли вы так обращаетесь друг к другу?

Итог урока.

Что понравилось на уроке? Сегодня нет на уроке Димы. Что бы вы рассказали ему о сегодняшнем уроке? Молодцы. Спасибо за урок.