Интегрированный урок информатика + биология по теме: "Гигиена питания"

Разделы: Биология, Информатика


Процесс информатизации современного общества требует от каждого человека умения пользоваться персональным компьютером.

Использование компьютерных технологий обучения школьных предметов, в частности биологии, способствует:

  • формированию навыков работы с компьютером;
  • формированию умений использовать информационные технологии в процессе обучения;
  • возможности увеличения объема нового материала на уроке и сокращению времени на его объяснение;
  • активизации процесса обучения.

Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету.

Использование презентаций открывает более широкие возможности для творческого преподавания, как биологии, так и других предметов, обеспечивает политехнический принцип обучения, дифференцированный и личностно-ориентированный (при проведении урока в кабинете информатики) подходы в обучении.

Хотим поделиться опытом применения компьютерных технологий на занятиях биологии.

Цель методической разработки – ознакомить с системой изложения учебного материала, показать, где и каким образом можно применять на уроке разработанные слайды.

Цель использования компьютерных технологий – способствовать интенсификации учебного процесса, повышать мотивацию учения, то есть повысить мысленную активность учащихся, пробуждать их творческие способности.

Сегодня уже общепринято, что использование учебных фильмов, компьютерных технологий и дидактических игр в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество знаний и умений.

Показ слайд-фильма сопровождается пояснениями (возможен показ, как со звуковым сопровождением, так и без него, с пояснениями учителя по кадрам или в автоматическом режиме смены слайдов). На следующем уроке фильм можно использовать для того, чтобы проверить, насколько усвоен материал. Учитель демонстрирует на экране тот или иной слайд и задает контрольные вопросы. Ответы могут быть как устными, так и письменными.

Данная разработка демонстрирует использование презентации при проведении занятий по биологии на примере урока по теме: “Гигиена питания”.

Тема: Гигиена питания.

Цели:

  • сформировать знания о правилах личной гигиены и режиме питания, умения их физиологически обосновать;
  • показать меры предупреждения желудочно-кишечных и глистных заболеваний, болезней органов пищеварения;
  • разъяснить правила хранения продуктов и приготовления пищи;
  • расширить и обобщить знания о пищеварении.

Проблемный вопрос:

  • Что поможет предупредить желудочно-кишечные заболевания?

Оборудование:

  • таблицы “Органы пищеварения”,
  • “Схемы строения органов пищеварения”,
  • торс человека, таблицы с изображением продуктов питания.

 Методические рекомендации:

I. Проверка знаний и умений.

1.1. Работа с терминами словаря – устный словарный диктант.

Пищевые продукты, питательные вещества, пищеварение, ферменты, желудочный сок, пищеварительный сок, витамины, авитаминоз.

1.2. Самостоятельная работа по таблице; обсуждение ее результатов.

Отделы пищеварительной системы, их функции

Основные отделы пищеварительной системы Органы, их составляющие Их функции
     
     
     
     
     

II. Изучение нового материала “Гигиена питания” (сообщение “Кодекс питания” с использованием презентации).

Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет: “Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть”.

Никто еще не оспорил Сократа, но и следуют его совету немногие. Ведь еда – наслаждение: после хорошей трапезы мозг вырабатывает эндорфины – особые вещества, приносящие чувство покоя и повышающие настроение. На страже здоровья, чтобы погоня за эндорфинами не нанесла вреда, стоит режим питания.

Правильное питание не такая простая вещь, как поначалу кажется. Надо учитывать энергетическую ценность продуктов, химический состав, разнообразие и экологическую безопасность, время и продолжительность трапезы, интервалы между ними. Разумный режим обеспечивает слаженную, без перебоев и перегрузок, работу желудочно-кишечного тракта, хорошее усвоение пищи и нормальное течение обмена веществ, а в результате прекрасное самочувствие.

Нашему организму больше всего подходит трех или четырехразовое питание с перерывами между едой по четыре – пять часов. Этот порядок естествен: если шесть часов ничего не брать в рот, в крови резко снижается содержание глюкозы – универсального “топлива” организма. Если же питаться часто, съеденное в промежутках между завтраком, обедом, полдником и ужином только перебивает аппетит, нарушает ритм работы органов пищеварения.

Мудрецы прошлого учили: завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу. Современная наука считает, что такой подход слишком радикален. Но зерно истины в нем есть. Завтрак, во время которого следует потреблять 35% дневного рациона, должен быть богат углеводами, главным образом природными – из овощей и крупы, но не беда, если к ним добавится и немного сахара. Природные углеводы медленно расщепляются, энергия из них начинает высвобождаться лишь через какое-то время, зато процесс продолжается долго. А сахар дает энергию почти сразу, как мы отхлебнем из кружки сладкий чай. Благодаря этому можно тут же после завтрака приступить к активной деятельности, не опасаясь, что в начале или в конце работы будет ощутима нехватка энергии.

Немного переесть утром не страшно. Эксперименты показали: 2000 лишних калорий, полученные на завтрак, не увеличивают вес тела – в отличие от пополнивших запас организма вечером. Обед, несущий человеку 45% суточного рациона, обязан обеспечить организм и углеводами, и белками, и жирами. А вот ужину действительно следует быть облегченным – 20% рациона. Чтобы не перегружать желудочно-кишечный тракт, в конце дня лучше избегать продуктов, вызывающих вздутие кишечника (горох, капуста) и тяжелых для переваривания жиров.

В вечерние часы вырабатывается особенно много гормона инсулина, а из-за него каждая лишняя калория мгновенно превращается в капельку жира на бёдрах. Нежирные молочные продукты, овощи, фрукты, крупы – самое подходящее меню за 2-3 часа перед сном. Обильная еда на сон грядущий увеличивает риск болезней сердца, повышения давления крови, воспаления поджелудочной железы, язвенной болезни желудка.

Большинство обрядов и правил приёма пищи, распространённых у разных народов, ведут к здоровому, упорядоченному питанию без спешки и суеты. Ныне же люди всё чаще склонны “перехватывать” на бегу. Всё бы ничего, будь обед из забегаловки полноценным. Однако предлагаемые там всевозможные “бюргеры”, пирожки, другие блюда, хотя и вкусны, представляют, если употреблять их регулярно, серьёзную опасность для здоровья. В такой еде слишком много холестерина, она чересчур калорийна. К тому же сама атмосфера подобных заведений подталкивает к тому, чтобы есть, только не пережёвывая. А это вредно. Ведь человек глотает неизмельчённые и не смоченные слюной куски, с которыми желудку без большого напряжения не справиться. Кроме того, при торопливой еде медленнее наступает насыщение и можно сильно переесть, наскоро заталкивая в рот всё новые порции пищи. Наконец, в “быстрой еде” мало витаминов, а о сбалансированности белков, жиров и углеводов можно лишь мечтать. Поэтому лучше маминого борща, котлет и блинов ничего нет.

Ещё одно средство от “болота” забегаловок, засасывающих здоровье человеческих желудков, – “Высокая” кухня. “Храмы Высокой” кухни – рестораны. В ресторанах соблюдаются те же правила, что были традиционны для русских крестьян в прежние времена: всё делается по порядку, чинно, без спешки. Еда вкусная, хорошо приготовлена, подаётся на красивых блюдах. Столовые приборы, интерьер зала, вышколенность официантов тоже на высшем уровне. Обстановка и приличествующие неторопливые беседы способствуют лучшему пищеварению, удовольствию от того, что человек ест.

Разные народы питаются по-разному. Невозможно, чтобы у эскимосов национальные блюда готовились из риса, а японцы и китайцы питались бы олениной. Люди всюду если то, что могли вырастить или добыть в своих краях, и желудкам приходилось приспосабливаться к быту хозяев. Резко менять пищевые привычки вредно. Это доказал, в частности, опыт индейцев-дакотов. В последние несколько десятилетий прежде крепкий народ одолели болезни. Учёные выяснили, что дело в резкой смене пищевых пристрастий: раньше дакоды ели преимущественно бобы, но постепенно начали питаться, как остальные американцы. И вот печальный результат. Когда же по совету врачей некоторые индейцы вернулись к традиционному питанию, их здоровье резко улучшилось. Ничего удивительного: за столетия набор ферментов, участвующих в переваривании пищи, у каждого народа стал отличаться от того, каким обладают соседи. Сложилась и специфика кухни: одни и те же продукты повара из разных стран приготовят по-разному. Человек, решивший отведать непривычные чужеземные яства, рискует испытать огромное разочарование. Прежде всего, незнакомая пища может ему не понравится. Не исключено так же, что неожиданному новшеству воспротивится пищеварение, и дело кончится расстройством кишечника, болью в желудке.

Гастрономические пристрастия народов приносят им не только выгоды, но и беды. Например, русские иногда сверх меры налегают во время еды на алкоголь (хотя в небольших дозах он помогает переварить жиры). Японцы – приверженцы всего острого, пряного – чаще других страдают из-за этого раком желудка. А у взращённых на биг-маках американцев больше вероятности заболеть раком толстой кишки: их любимые жирные блюда из переработанных дальше некуда продуктов плохо воздействуют на стенки этого отдела кишечника. Если есть жирную пищу и мало двигаться, что очень часто происходит в современном мире, человек начнёт полнеть. Столкнувшись с этой проблемой, учёные просто вынуждены были подсчитать энергическую ценность каждого продукта и определить, кому, сколько есть, чтобы не отощать и не слишком раздобреть. Оказалось, что люди, занимающиеся работой, не требующей физических усилий, нуждаются в 2200-3300 ккал в сутки. Тем, кто хоть немного физически напрягается, необходимо 3500 ккал, а прилагающим значительные физические усилия – до 3700 ккал. У людей, занятых тяжёлым трудом, норма 2900-4200 ккал. Случается, человек не переедает, а лишний вес его всё равно преследует. Причиной может стать чересчур большое количество употребляемого сахара, так как он высококалорийный. Рафинированный сахар как наркотик. Он легко усваивается, и организм требует, чтобы ему предоставляли всё больше и больше этого продукта. Таким образом, зловредный сахар лучше заменить натуральными сладкими веществами: глюкозой, фруктозой, сахарозой. Они содержатся в ягодах, фруктах, мёде.

Похожа на сахар, хотя и совсем другая по вкусу, соль. Когда-то она была роскошью, деликатесом. У человека без этого простого вещества-соединения атомов натрия и хлора – возникнут большие проблемы: не будет постоянства состава крови, нарушается процессы обмена веществ, нервы откажутся проводить импульсы. В древности за соль люди гибли точно так же, как за золото. Тогда не догадывались, что и сама она может убить – правда, медленно и незаметно. Если соль поглощать очень много, то содержащийся в ней натрий начинает удерживать в организме воду. Это приводит к отёкам и повышенному давлению крови. Привыкнуть к солёному легко: чем чаще человек опустошает солонку, тем меньше его вкусовые рецепторы реагируют на соль. Поэтому в меру солёные продукты соляной гурман совершенно искренне считает пресными. А ведь, как свидетельствует большинство исследований, того количество натрия и хлора, что содержится в животных и растительных продуктах, человеческому организму должно вполне хватать. Определенным доказательством этому служит опыт многих людей, которые вовсе не солят пищу и чувствуют себя великолепно. Чтобы не причинить здоровью вреда, специалисты-диетологи советуют каждому человеку употреблять соли не более 3-5 г. в сутки. Без овощей и фруктов наш рацион беден. Однако чтобы урожай удался на славу, современные производители сельскохозяйственной продукции часто применяют большие дозы удобрений на основе нитратов. Эти добавки не только помогают растениям быстрее созревать, но и проникают внутрь, накапливаясь в их мякоти. При кулинарной обработке и переваривании пищи в желудке нитраты превращаются в нитрозамины, которые разносятся по всему организму. Они отравляют каждую клеточку, вызывают её удушье, блокируя действие кислорода. В некоторых странах защитить собранный урожай от ядов, продлить срок его хранения помогают гамма-лучи – те же, что применяют в медицине для борьбы с раковыми клетками. От облучения гибнут бактерии, и предотвращается гниение. Но всё равно в овощах и фруктах остаются токсины – опасные для здоровья продукты жизнедеятельности бактерий, а кроме того, проявляются свободные радикалы – полуразрушенные молекулы, способные вызвать рак.

Век химических технологий принёс ещё одно новое понятие – “пищевые добавки”. В небольших количествах они сохраняют продукты от порчи, придают им приятный аромат, привлекательный цвет, обеспечивают пище нужную консистенцию. Безвредны ли пищевые добавки? Во всём мире, прежде чем попасть на заводы пищевой промышленности, они проходят строгую проверку. Но, несмотря на контроль, у некоторых людей при употреблении пищи с добавками возникают признаки аллергических реакций: сыпь, зуд, удушье. Бывает, что пищевые добавки, признанные когда-то безопасными, теряют свою добрую репутацию. Чтобы полностью оградить себя от связанных с прогрессом неожиданностей, многие предпочитают просто не покупать продукты, содержащие добавки, хотя в наше время избежать этого очень сложно. Ещё один подводный камень научно-технического прогресса. Используя достижения генной инженерии, учёные пересаживают гены из одних клеток в другие. Поскольку для этого используются половые клетки живых организмов, гены встраиваются в наследственный аппарат нового хозяина, становятся своими и при размножении передаются потомкам. Пересадка дала возможность вывести новые сорта, которые не боятся вредителей, устойчивы к холодам к засухе, дают повышенные урожаи. Но если всё так здорово, почему же бьют тревогу “зелёные”? Дело в том, что отдалённые последствия внедрения в практику трансгенных растений ещё не изучены. Самое страшное, чем пугают противники новшества, – содержащихся в продуктах такого типа гены повлияют на наследственный аппарат человека и мир заполнят ужасные мутанты. Однако люди издавна едят куриные яйца, рыбью икру, т.е. чистый наследственный материал других биологических видов, но ни у кого ещё не выросли ни перья, ни плавники.

Чтобы гены из продукта проникли в человеческую клетку, “растолкали хозяйские и заняли среди них собственное место, съесть продукт недостаточно, говорят ученые. Для этого нужна сложная генно-инженерная операция, которая не может произойти в природе сама по себе. Но есть и реальные проблемы. Что, если трансгенные растения и животные со временем начнут вырождается? Смысл в том, что внедрение чужеродного гена повреждает наследственный аппарат растения или животного, но не сразу, а через несколько поколений. В результате живой организм потеряет способность давать потомство. Другая опасность состоит в развитии устойчивости болезнетворных микроорганизмов к действию антибиотиков. Это может случиться, если на полях будет расти слишком много трансгенных растений, которым пересажены “противомикробные” гены. Не исключено, что в таком случае человечество столкнется со вспышкой инфекционных болезней. Есть и угроза возникновения супер сорняков и насекомых – супер вредителей – побочных продуктов выведения растений, нечувствительных к химикатам, применяемых в сельском хозяйстве. Ещё одно опасения: а вдруг трансгенный картофель, ставший губительным для колорадского жука, окажется вредным для человека?

Как бы там ни было, остановить распространение трансгенных продуктов уже никто не в силах. Так происходит с любым важным достижением науки, какие бы сложные вопросы оно ни ставило перед человечеством.

Какими бы экологическими чистыми ни были овощи и фрукты, они всё равно могут подвести человека, если пренебрегать простым и важным правилом: мыть нужно не только руки перед едой, но и все продукты, которые употребляют в пищу сырыми. Ведь на их поверхности нередко обитают возбудители заразных болезней. Мыть необходимо всё, что растёт на кусте, дереве или грядке, даже если это сорвано секунду назад.

Всего лишь за одну немытую ягодку придётся расплачиваться неделями кишечного расстройства. А есть риск подхватить и кое-что похуже: например, кишечного паразита – примитивного червя, который вырастет из маленького яичка, проглоченного вместе с клубничкой или листиком салата. Поэтому еда и чистота – понятия неразделимые. Как же сделать свой стиль питания правильным? Вот некоторые советы. Выбирайте продукты, которые выглядят и пахнут приятно. Овощи и фрукты не должны быть вялыми, мятыми, с треснувшей кожурой. Знайте, белое мясо (птица, рыба) содержит менее вредные жиры, чем говядина и свинина. Неочищенный рис, непросеянная мука, хлеб с отрубями полезнее очищенных: в них больше витаминов и клетчатки, облегчающей работу кишечника. Неплохо съедать хотя бы один салат в день и не готовить пищу на жире, т.е. варить её, а не жарить. Время от времени пробуйте вегетативную пищу. И делайте всё это с удовольствием. Вот тогда можно будет по праву процитировать слова великого французского просветителя и гуманиста Вольтера: “Я не имею возможности есть всё, что люблю. Но я люблю всё, что ем”.

 

Ещё хотелось сказать несколько слов об особенностях питания человека в условиях Севера. Так как основой жизнедеятельности человека в любых климатических условиях является постоянный обмен веществ между организмом и окружающей средой обитания, то питание играет важную роль в адаптации человека к условиям Севера.

Проблему питания на Севере нельзя рассматривать только с позиции повышения энергозатрат организма – в процессе адаптации на Севере изменяются все виды обмена: белковый, углеродный, жировой, витаминный, микроэлементовый.

Для организации рационального питания необходимо максимально использовать местные природные ресурсы. Для этого в большинстве районов Севера имеются все условия. Запасы многих растений (кедровый орех, калина, голубика, черника, черёмуха, брусника и др.) в этих районах определяется очень большими цифрами. Мясо диких животных обладает не только высокой биологической ценностью, но и является великолепным диетическим продуктом.

Озёра и реки богаты высококачественной рыбой, причём в северной рыбе очень высоко содержание жирных полиненасыщенных кислот, имеющих большое значение для профилактики атеросклероза. По всей видимости, введение в рацион питания мигрантов местных продуктов и некоторых традиций питания аборигенов (многочисленные съедобные растения, строганина из рыбы, сырое мясо диких животных, в том числе и внутренних органов – сердца, печень, почки) могло бы оказать положительное влияние на состояние их здоровья.

 

Несмотря на вышесказанное, приходится констатировать, что было бы невозможно попытаться перевести всё приезжее население на аборигенный тип питания. Это невозможно и в силу существенных генетических отличий обмена веществ в организме приезжих и аборигенов, и в силу невозможности достаточного производства местных продуктов питания для огромного количества мигрантов в регионах нового промышленного освоения. Природа Севера не обладает такими потенциальными возможностями. Необходимо обратить внимание ещё на одну особенность питания северного аборигенного населения – отсутствие в их регионе питания поваренной соли. В значительной степени этим объясняется крайне низкое распространение среди аборигенного населения, сохранившего традиционный тип питания, гипертонии. Натуральные продукты содержат поваренную соль в достаточном для организма количестве, и нет необходимости добавлять соль при приготовлении пищи.

 

Каковы же принципы питания человека на Севере?

  1. Соблюдения умеренности в количестве съедобной пищи.
  2. Правильное распределение приёма пищи в течение дня.
  3. Необходимо учитывать конституциональные, генетические особенности каждого человека, его возраст, режим труда и климатогеографические условия.
  4. Время приёма пищи здоровому человеку нужно регулировать не столько по каким то правилам, сколько по самочувствию.

Хотелось бы остановиться на вопросе качественного состава пищи. Прежде всего, необходимо решить, какой пище – растительной или животной – отдавать предпочтение?

Известно, что вегетарианцы на несколько лет превосходят мясоедов в продолжительности жизни. Уже давно стало очевидным, что избыток мяса вреден для здоровья.

Но как же тогда живут некоторые народы, употребляющие большое количество мяса? Во первых, эти народы (южане) употребляют только свежее мясо и с большим количеством зелени и овощей, или (в случае питания почти одним мясом – северные аборигены) они употребляют мясо только в сыром виде, в том числе и внутренние органы (печень, почки и др.), что обеспечивает их витаминами, антиоксидантами и веществами, помогающими усваивать мясную пищу. Жир северных животных имеет низкую температуру плавления, богат жирными ненасыщенными кислотами и предотвращают развитие атеросклероза. Северное местное население употребляют много северных растений и ягод.

А присмотреться, чем питаемся на Севере мы! Это мясо, давно забитых животных (как правило, без внутренних органов). Большое количество жиров, мучные изделия, всевозможная консервация (с большим количеством соли или других консервантов) и крайне мало овощей, фруктов, зелени, соков. Хлеб в основном белый, но в нем отсутствует клетчатка, необходимая для нормального пищеварения, а дрожжи, использующиеся в большом количестве при выпечке этого хлеба, убивают кишечную палочку – санитаров нашего кишечника. Частое употребление лекарств, дрожжевого теста, молока обуславливает заселение желудочно-кишечного тракта чужеродными микроорганизмами. В связи со всем вышеизложенным рекомендуем для приезжего населения Севера соблюдать следующие принципы питания.

 

1. Максимально ограничивайте употребление соли, лучше вообще отказаться от неё. Для улучшения вкусовых качеств блюд больше используйте различные пряности, травы (укроп, петрушка и т.п.), при отсутствии свежих трав, их можно использовать в подсушенном виде; не забывайте заготавливать их летом во время отпуска.

2. Шире применяйте в питании различную зелень, богатую микроэлементами, витаминами и другими биологически активными веществами; используйте возможность выращивания некоторых из них в своём домашнем огороде: лук, петрушка, салат и др. Многие из них можно выращивать на подоконнике или с дополнительной подсветкой.

3. Регулярно употребляйте проращенные зёрна злаков, в них содержится большое количество особо ценных биологически активных веществ.

4. Не забывайте употреблять лук, чеснок, они сохраняют зубы, нормализуют пищеварение.

5. По возможности увеличивайте в рационе количество овощей, плодов, фруктов, являющихся важнейшими источниками витаминов.

6. Водите в свой рацион блюда (в виде каши) из цельных зёрен – овса, пшеницы, перловой крупы, гречки, риса.

7. На вашем столе ежедневно должно быть небольшое количество орехов, масличных семян, миндаль.

8. Ежедневно вводите в меню до 50 г., сухофруктов (курага, чернослив, изюм, груши, яблоки).

9. Чрезвычайно полезными свойствами обладает пчелиный мёд. Это концентрат всевозможных биологически активных веществ и сахаров.

10. Из молочных продуктов целесообразнее употреблять кисломолочные продукты (творог, кефир, простокваша.)

11. Употребление двух яиц в неделю приносит пользу.

12. Мясо и мясные продукты необходимо максимально ограничить, особенно подвергавшиеся интенсивной тепловой обработке.

 

III. Заключение.

Вопросы и задания для обсуждения.

Примечание: класс можно разделить на три группы для выполнения работы с предложенными вопросами и заданиями.

3.1. Обоснуйте физиологический смысл пословиц “Аппетит приходит во время еды”, “Когда я ем, я глух и нем”.

3.2. Почему не всякую пищу можно есть сырой?

3.3. Какое значение для пищеварения имеют сервировка стола и хорошее настроение?

3.4. Почему надо соблюдать режим питания и в чем его смысл?

3.5. Почему надо тщательно пережевывать пищу?

3.6. Почему не рекомендуется много есть на ночь?

3.7. Полезно ли питание в сухомятку? Ответ обоснуйте.

3.8. Почему надо соблюдать правила гигиены питания?

3.9. Как предупредить пищевое отравление?

IV. Подведение итогов.

4.1. Оценивание работы учащихся в группах;

4.2. 2–3 учащихся получают оценки за ответы по повторению.

V. Задание на дом.

Повторить материал темы “Пищеварение”.