Конспект урока "Развитие речи", "Как сохранить душевное здоровье"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Работать над развитием устной и письменной речи учащихся,
  • Обогащать словарный запас.
  • Учить передавать мысли через чувства.
  • Воспитывать внимание к окружающим, доброту и отзывчивость.
  • Учить сохранять душевное спокойствие, правильно реагировать на обиду, сохраняя душевное здоровье.

1. Сегодня на уроке мы будем работать над развитием устной и письменной речи. А тему урока вы должны определить в процессе урока сами, а для этого должны быть очень внимательны. Ваша задача не только определить тему, но и прочувствовать ее, чтобы в конце написать сочинение.

Любой поэт или писатель, прежде чем создать свое произведение, прочувствует его, а потом свои мысли и чувства передает словами.

Перед вами сегодня тоже такая задача.

2. Медитация \ под музыку\.

Закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте легкость своей головы, плеч, рук, всего тела, ног, вы как пушинка легкая, не чувствуете себя, представьте себя снежинкой, летящей в воздухе, кругом свежо, бело, красиво, а вы путешествуете. Помечтайте и попутешествуйте, а потом расскажете, что видели.

- Поднимите руки, кто смог себя представить снежинкой? \ Рассказы детей/

Вот поэтому и говорят: “ Человек есть то, о чем он думает”. Представили себя снежинкой - и стали ею, Представите себя отличным учеником и станете им.

Вывод.

Восточная мудрость гласит: человек есть то, о чем он думает.

Народная медицина: все болезни от дурных мыслей.

Целители: от чего появляется плохая кровь? От того, что человек страдает, часто впадает в гнев. От частых сильных проявлений злости, кровь закипает, движется очень быстро и образуется черная кровь.

Хором : Посеешь привычку – пожнешь характер

Посеешь характер – пожнешь судьбу

Плохое настроение – плохое здоровье

Посеешь плохое здоровье, пожнешь постоянную болезнь.

3. Работа со словарем.

Мы с вами прекрасно попутешествовали, а когда спустились на землю, то увидели два домика.

БОЛЕЗНЬ в другом ему антоним, это….. ЗДОРОВЬЕ

- Какие чувства вызывают болезнь?

- Посмотрите и выберите другие чувства, вызывающие болезнь. \ Запись на доске\

- Давайте найдем им антонимы, противоположные чувства будут вызывать здоровье.

- Давайте распределим согласно чувствам людей, какие люди в каком замке будут жить:

грубый, чуткий, отзывчивый, вежливый, бесчувственный, обходительный, почтительный, воспитанный, любезный, тактичный, безжалостный, бессердечный, бездушный, бесчеловечный, беспощадный,

кровожадный, жестокий \ слова распределяются в два столбика\

- Каким одним существительным можно объединить слова 1 столбика, слова 2 столбика?

З Л О    Д О Б Р О

\ подводится итог домашнего задания, где дети рисовали рисунки о добре и зле, писали сочинение\

Чувства, которые помогают сохранить здоровье нам понятны.

Давайте глубже разберемся с понятиями, которые могут привести к болезни.

- Что такое обида?

- Когда она возникает?

Показывается сценка :

- Кто тебя обидел?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Кто тебя ударил?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- В чем причина вашей ссоры?

- Я не знаю …

- И я не знаю…

Действительно, стоит подумать и обижаться не на что.

-Как прореагировать на обиду, чтобы сохранить здоровье?

-Какое лекарство нужно найти?

4. Работа над пословицами.

Чтение с доски хором: ДОБРОЕ СЛОВО ДОМ ПОСТРОИТ, А ЗЛОЕ  СЛОВО РАЗРУШИТ.

СЛОВО ГОРЫ ВОРОЧАЕТ

СЛОВО – КЛЮЧ, КОТОРЫМ ОТКРЫВАЮТ СЕРДЦА

ЛАСКОВОЕ СЛОВО И ЛАСКОВЫЙ ВИД И СВИРЕПОГО ЗВЕРЯ К РУКАМ ПРИМАНИВАЮТ.

СКАЗАННОЕ СЛОВО – ПУЩЕННАЯ СТРЕЛА.

НЕДОБРОЕ СЛОВО БОЛЬНЕЙ ОГНЯ ЖЖЕТ,

ХУДОЕ СЛОВО ДОВЕДЕТ ДО ДЕЛА ЗЛОГО

ОТ ХУДОГО СЛОВА ВЫХОДИТ ССОРА.

\ Предварительно пословицы собираются из рассыпанных слов по группам\

Если будет затруднение, то открываются пословицы на доске, дети ищут их у себя., найденные пословицы отмечаются на доске. Хором прочитываются.

\ Инсценировки в костюмах. Когда слово веселит, огорчает, утешает, хвалит.\

В. Берестов

“Петрушка”

Эй, белобрысый из первого ряда,
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь. Что за игрушка?
А я - Петрушка!
Остер колпачок –
Еще острей язычок.
Ох и посмеюсь я сейчас над вами,
Да так, что и вы захохочете сами!

\ Слово веселит \

- Что ты знаешь о Петрушке?

А. Толстой

- Ах ты, старый плавучий чемодан, глупая тетка Тортила, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапу и голову… я бы продал твою крышку на гребешки…

- Клянусь – ни ты и никто другой не получит волшебного ключика.

Клянусь- его получит только тот человек, кто заставит все население пруда просить меня об этом…

\ Почему обиделась Тортила? \

П . Ершов

“ Что, Иванушка, невесел?
Что головушку повесил? –
Говорит ему конек, -
Аль, мой милый, занемог?
Аль попался к лиходею?”
Пал Иван к коньку на шею,
Обнимал и целовал.
“ Ох, беда, конек! – сказал.-
Царь велит в свою светлицу
Мне достать, слышь, Царь – девицу.
Что мне делать, горбунок?”
Говорит ему конек:
“ Велика беда , не спорю;
Но могу помочь я горю.
Ты к царю теперь поди
И скажи: “ Ведь для поимки
Надо, царь, мне две ширинки,
Шитый золотом шатер
Да обеденный прибор –
Весь заморского варенья –
И сластей для прохожденья”

\ Слово утешает\ - как конек утешает Иванушку?

А. Линдгрен

- Не плачь , маленькая! – сказал малыш. – Ты ведь такая милая…

Девочка затихла, посмотрела на Малыша серьезными блестящими глазами, затем снова улыбнулась своей беззубой улыбкой и что –то тихонько залепетала.

- Как Малыш успокоил плачущую девочку?

Увидела лисичка бычка и запела :

- Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

- А ты косматая, и глаза у тебя круглые!

И в море ты жить не можешь!

- Почему бычок обиделся ?

Вывод : как может слово воздействовать на человека? \ обидеть, порадовать, успокоить, восхитить, разозлить и т.д.\

Ученица читает стихотворение “ О Слове ” З. Александровой.

“ Доброта”

Добрым быть совсем – совсем непросто.
И не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем – совсем непросто.
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям счастье
И в замен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

Чтобы сохранить здоровье, есть еще одно лекарство. Отгадайте его:

А Б У К Л Ы \ улыбка\

Хором : УЛЫБКА – ЛЕКАРСТВО ПРОТИВ ОБИДЫ

УЛЫБКА – ПРОЩЕНИЕ

УЛЫБАЮСЬ – ЗНАЧИТ ПРОЩАЮ

- Какую еще роль может выполнять улыбка?

Улыбка – жизнь! Без цветов какая природа?

Без улыбок какая жизнь?

Кто улыбается, тот живет, кто не улыбается, тот сохнет.

Улыбкой мы выражаем свое отношение, свои чувства, свои мысли.

Какие бывают улыбки? \ Искренние и неискренние \

Искренние улыбки идут от сердца \ Дети по группам придумывают прилагательные, характеризующие улыбку. При проверке распределяются на две группы.\

Искренняя злобная
Сердечная притворная
Добрая фальшивая
Спокойная злорадная
Теплая равнодушная
Светлая снисходительная
Дружеская ехидная
Приветливая   предательская
Радостная лукавая
Ободренная ироническая
Ласковая насмешливая
Согласия подлая
Единения самодовольная
Понимания ненавистная
Восхищения завистливая
успокоения предательская
сожаления
сочувствия
сострадания

Улыбка может содержать мощь, силу. Если идет от сердца.

- Что она может делать?

Она может согревать, защищать, воодушевлять. подбадривать

Поэт Ян Райнис писал :

Улыбнись над своими горестями – горечь исчезнет
Улыбнись над своим противником – исчезнет его озлобленность
Улыбнись над своим озлоблением – не станет и его

Улыбка – лекарство. его нашли дети, поэт Пляцковский написал детские стихи, Шаинский написал музыку.

\ Дети поют песню “ Улыбка ”\

- Как применять лекарство против обиды?

БУДЬ МЕДЛЕННЫМ НА ОБИДУ, А НА ПРОЩЕНЬЕ СКОР.

- Какой вы выбираете домик, в котором будете жить в течение своей жизни?

- Какова же тема нашего урока?

-Как бы вы назвали свое сочинение, в котором высказали бы все мысли и чувства, которые возникли у вас во время урока?

7. Расслабьтесь.

Именно сегодня я прощаю вам все обиды, причиненные мне.

Именно сегодня я прошу прощения у всех, кому я причинил обиду.

Повторяйте такой настрой каждый день. Он поможет сохранить здоровье. Напишите на листочке все свои обиды, горести, печали, проблемы, трудности и давайте их сожжем, чтобы они не мешали нам жить с улыбкой.

8. Какие три пункта обязательно должны быть в сочинении?

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

Можно сочинить стихотворение:

Пусть ------------------- не войдет

Пусть-------------------- взойдет

Без --------------------- здоровей

От ---------------------- день светлей

Я ---------------------- отношусь

И ------------------------ научусь

Я ------------------------- не коплю

Я ------------------------- каждому дарю

Я ------------------------- не дружу

Я ------------------------- дорожу

При --------------------- прощу

Об ----------------------- разыщу

\ Зачитываются стихотворения, сочинения/

Выскажите свое отношение к сегодняшнему уроку. Понравился вам урок? Какие чувства возникли в процессе урока?  Какое настроение? Полезен для вас этот урок? Чему он вас научил? Что бы вы еще хотели узнать ?

Основные условия, которые необходимо соблюдать при подготовке к современному уроку:

  1. Эмоциональный настрой \ речь, мимика, окраска поэзией, музыкой…
  2. Задеть чувства ребенка, заставить его переживать, волноваться, радоваться.
  3. На уроке пусть дети : сравнивают, наблюдают, обобщают, мечтают, воображают, играют, общаются.
  4. Добиваться, чтобы дети шли на урок с желанием.
  5. Видеть каждого ученика, способствовать развитию природных задатков.
  6. Тщательный отбор содержания, продумывать деятельность учащихся на уроке. Каждый ребенок развивается на своем уровне.
  7. Важен успех детей на уроке. Скучать некогда. Надо сменять объяснение мечтаниями, рисование размышлением, полет фантазии – творчеством рук.
  8. Главный вопрос урока : “ Почему?”
  9. Учитывать психологические особенности каждой личности, опираясь на знания психотипов и составив психологический портрет каждого ученика.

/ Психотипы прилагаются\

1. П С И Х О Т И П Ы .

\ 1 часть к выступлению “ Личностно – ориентированный подход в общении”

\ ученик – родитель – учитель \

ВЫСОКО – ЭНЕРГИЧНЫЕ

1. Эпилептоид
2. Паранойяльный
3. Гипертим
4. Истероид

НИЗКО – ЭНЕРГИЧНЫЕ

5. Шизоид
6. Психастеноид
7 .Гипотим
8. Сензитив

НЕПОСТОЯННЫЕ

9. Циклоид
10. Конформный
11. Неустойчивый

ХАРАКТЕРИСТИКА:

1.Любовь к порядку
2.Целеустремленность
3.Постоянно повышенный фон настроения
4.Демонстративность
5.Жизнь “ внутри себя”
6.Неуверенность
7.Постоянно пониженный фон настроения
8. Повышенная чувствительность
9. Смена настроения, то повышенное, то пониженное
10.Зависимость от окружения.
11.Полное непостоянство проявлений.

ЭПИЛЕПТОИД – УЧЕНИК: целеустремленность в учении, обычно отличники в в школе.

ЭПИЛЕПТОИД – РОДИТЕЛЬ: выполняет родительский долг, ответственны за судьбу  ребенка, но безразличны к личности ребенка. Делается все не для ребенка, а для выбранной системы   воспитания. Не содействуют развитию того, чем   интересуется ребенок, а навязывают свои взгляды.

ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ – УЧЕНИК : Учеба идет “ рвано ”. Учат то, что считают нужным, и совсем не обращают на то, что считают для себя не нужным.  Свое мнение считают единственно правильным. Требование учителей придирками.

ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ – РОДИТЕЛЬ : Воспитание жесткое, подавляющее личность.  Всегда уверены в непогрешимости своего  мнения. Любое непослушание ребенка воспринимают как предательство и склонны порывать отношения с   такими “ не оправдавшими надежды ” детьми.

ГИПЕРТИМ – УЧЕНИК: Способный, но ленивый, ему кажется, что он все знает, но знания у него бессистемные. Часто опаздывает,  искренне раскаивается и опять опаздывает, прогуливает, увлекая за собой других. Быстро наверстывает упущенное.

ГИПЕРТИМ – РОДИТЕЛЬ: Дети безнадзорные, отношения приятельские. Не ограничивают ни в чем ни себя, ни детей. Дети растут неорганизованными, нервными, но самостоятельными.

ИСТЕРОИД – УЧЕНИК: Школа - повод для общения. Способный, но ленивый. Любит себя показать. Многое зависит от того, в каком  коллективе находится, что считается в коллективе престижным. Может быть как отличником, так и   отъявленным хулиганом.

ИСТЕРОИД – РОДИТЕЛЬ: Любят когда по детям судят о талантливости родителей. Если дети не талантливы, то они воспринимают  их как чужих, иногда подчеркивают недостатки,  чтобы на их фоне лучше выглядеть самим.

ШИЗОИД - УЧЕНИК: Талантливый и способный, но может хорошо учиться только при индивидуальном подходе. Занимается  много, но бессистемно. Решает всегда оригинальным  способом, не любит писать, оформлять, поэтому если  будут учитывать оформление и поведение, то он   всегда будет двоечником. Если будут учитывать  оригинальность и сообразительность, умение  самостоятельно мыслить, тогда он будет учиться  хорошо.

ШИЗОИД - РОДИТЕЛЬ: Холоден со своими детьми, отстранен, нет эмоционального контакта. Не уделяет внимания распорядку дня, потребностям ребенка, уходу за ним. Дети не  ухожены, не развиты, не активны. Они заброшены и   физически, и психологически.

ПСИХАСТЕНОИД - УЧЕНИК: Целеустремленен, желает заниматься целыми днями, не пропускает занятия. Не хочет огорчать учителей и родителей. Кроме учебы ни на что не оставляет времени. Письменные работы у него намного лучше устных.

ПСИХАСТЕНОИД - РОДИТЕЛЬ: Прекрасные родители. Находятся в глубоком эмоциональном контакте. Дети очень привязаны, неприспособлены к самостоятельности. Это затруд няет в создании собственной семьи.

ГИПОТИМ - УЧЕНИК: Может учиться неплохо. Выполняет задания от страха недовольства родителей, учителей. Само содержание материала не интересует.

ГИПОТИМ – РОДИТЕЛЬ: Сосредоточен на недостатках. Выполняет роль постороннего критика. Детям кажется , что родители их не любят.

СЕНЗИТИВ – УЧЕНИК: Учится неплохо, испытывает страх перед преподавателями. При доброжелательном подходе  “расцветает”.

СЕНЗИТИВ – РОДИТЕЛЬ: Любящий, мягкий, тревожный, мнительный. Дети ухожены, инфатильны, иногда неуправляемые из-за мягкости родителей.