Цели:
- Работать над развитием устной и письменной речи учащихся,
- Обогащать словарный запас.
- Учить передавать мысли через чувства.
- Воспитывать внимание к окружающим, доброту и отзывчивость.
- Учить сохранять душевное спокойствие, правильно реагировать на обиду, сохраняя душевное здоровье.
1. Сегодня на уроке мы будем работать над развитием устной и письменной речи. А тему урока вы должны определить в процессе урока сами, а для этого должны быть очень внимательны. Ваша задача не только определить тему, но и прочувствовать ее, чтобы в конце написать сочинение.
Любой поэт или писатель, прежде чем создать свое произведение, прочувствует его, а потом свои мысли и чувства передает словами.
Перед вами сегодня тоже такая задача.
2. Медитация \ под музыку\.
Закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте легкость своей головы, плеч, рук, всего тела, ног, вы как пушинка легкая, не чувствуете себя, представьте себя снежинкой, летящей в воздухе, кругом свежо, бело, красиво, а вы путешествуете. Помечтайте и попутешествуйте, а потом расскажете, что видели.
- Поднимите руки, кто смог себя представить снежинкой? \ Рассказы детей/
Вот поэтому и говорят: “ Человек есть то, о чем он думает”. Представили себя снежинкой - и стали ею, Представите себя отличным учеником и станете им.
Вывод.
Восточная мудрость гласит: человек есть то, о чем он думает.
Народная медицина: все болезни от дурных мыслей.
Целители: от чего появляется плохая кровь? От того, что человек страдает, часто впадает в гнев. От частых сильных проявлений злости, кровь закипает, движется очень быстро и образуется черная кровь.
Хором : Посеешь привычку – пожнешь характер
Посеешь характер – пожнешь судьбу
Плохое настроение – плохое здоровье
Посеешь плохое здоровье, пожнешь постоянную болезнь.
3. Работа со словарем.
Мы с вами прекрасно попутешествовали, а когда спустились на землю, то увидели два домика.
БОЛЕЗНЬ в другом ему антоним, это….. ЗДОРОВЬЕ
- Какие чувства вызывают болезнь?
- Посмотрите и выберите другие чувства, вызывающие болезнь. \ Запись на доске\
- Давайте найдем им антонимы, противоположные чувства будут вызывать здоровье.
- Давайте распределим согласно чувствам людей, какие люди в каком замке будут жить:
грубый, чуткий, отзывчивый, вежливый, бесчувственный, обходительный, почтительный, воспитанный, любезный, тактичный, безжалостный, бессердечный, бездушный, бесчеловечный, беспощадный,
кровожадный, жестокий \ слова распределяются в два столбика\
- Каким одним существительным можно объединить слова 1 столбика, слова 2 столбика?
З Л О Д О Б Р О
\ подводится итог домашнего задания, где дети рисовали рисунки о добре и зле, писали сочинение\
Чувства, которые помогают сохранить здоровье нам понятны.
Давайте глубже разберемся с понятиями, которые могут привести к болезни.
- Что такое обида?
- Когда она возникает?
Показывается сценка :
- Кто тебя обидел?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто тебя ударил?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- В чем причина вашей ссоры?
- Я не знаю …
- И я не знаю…
Действительно, стоит подумать и обижаться не на что.
-Как прореагировать на обиду, чтобы сохранить здоровье?
-Какое лекарство нужно найти?
4. Работа над пословицами.
Чтение с доски хором: ДОБРОЕ СЛОВО ДОМ ПОСТРОИТ, А ЗЛОЕ СЛОВО РАЗРУШИТ.
СЛОВО ГОРЫ ВОРОЧАЕТ
СЛОВО – КЛЮЧ, КОТОРЫМ ОТКРЫВАЮТ СЕРДЦА
ЛАСКОВОЕ СЛОВО И ЛАСКОВЫЙ ВИД И СВИРЕПОГО ЗВЕРЯ К РУКАМ ПРИМАНИВАЮТ.
СКАЗАННОЕ СЛОВО – ПУЩЕННАЯ СТРЕЛА.
НЕДОБРОЕ СЛОВО БОЛЬНЕЙ ОГНЯ ЖЖЕТ,
ХУДОЕ СЛОВО ДОВЕДЕТ ДО ДЕЛА ЗЛОГО
ОТ ХУДОГО СЛОВА ВЫХОДИТ ССОРА.
\ Предварительно пословицы собираются из рассыпанных слов по группам\
Если будет затруднение, то открываются пословицы на доске, дети ищут их у себя., найденные пословицы отмечаются на доске. Хором прочитываются.
\ Инсценировки в костюмах. Когда слово веселит, огорчает, утешает, хвалит.\
В. Берестов
“Петрушка”
Эй, белобрысый из первого ряда,
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь. Что за игрушка?
А я - Петрушка!
Остер колпачок –
Еще острей язычок.
Ох и посмеюсь я сейчас над вами,
Да так, что и вы захохочете сами!
\ Слово веселит \
- Что ты знаешь о Петрушке?
А. Толстой
- Ах ты, старый плавучий чемодан, глупая тетка Тортила, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапу и голову… я бы продал твою крышку на гребешки…
- Клянусь – ни ты и никто другой не получит волшебного ключика.
Клянусь- его получит только тот человек, кто заставит все население пруда просить меня об этом…
\ Почему обиделась Тортила? \
П . Ершов
“ Что, Иванушка, невесел?
Что головушку повесил? –
Говорит ему конек, -
Аль, мой милый, занемог?
Аль попался к лиходею?”
Пал Иван к коньку на шею,
Обнимал и целовал.
“ Ох, беда, конек! – сказал.-
Царь велит в свою светлицу
Мне достать, слышь, Царь – девицу.
Что мне делать, горбунок?”
Говорит ему конек:
“ Велика беда , не спорю;
Но могу помочь я горю.
Ты к царю теперь поди
И скажи: “ Ведь для поимки
Надо, царь, мне две ширинки,
Шитый золотом шатер
Да обеденный прибор –
Весь заморского варенья –
И сластей для прохожденья”
\ Слово утешает\ - как конек утешает Иванушку?
А. Линдгрен
- Не плачь , маленькая! – сказал малыш. – Ты ведь такая милая…
Девочка затихла, посмотрела на Малыша серьезными блестящими глазами, затем снова улыбнулась своей беззубой улыбкой и что –то тихонько залепетала.
- Как Малыш успокоил плачущую девочку?
Увидела лисичка бычка и запела :
- Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
- А ты косматая, и глаза у тебя круглые!
И в море ты жить не можешь!
- Почему бычок обиделся ?
Вывод : как может слово воздействовать на человека? \ обидеть, порадовать, успокоить, восхитить, разозлить и т.д.\
Ученица читает стихотворение “ О Слове ” З. Александровой.
“ Доброта”
Добрым быть совсем – совсем непросто.
И не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем – совсем непросто.
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям счастье
И в замен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Чтобы сохранить здоровье, есть еще одно лекарство. Отгадайте его:
А Б У К Л Ы \ улыбка\
Хором : УЛЫБКА – ЛЕКАРСТВО ПРОТИВ ОБИДЫ
УЛЫБКА – ПРОЩЕНИЕ
УЛЫБАЮСЬ – ЗНАЧИТ ПРОЩАЮ
- Какую еще роль может выполнять улыбка?
Улыбка – жизнь! Без цветов какая природа?
Без улыбок какая жизнь?
Кто улыбается, тот живет, кто не улыбается, тот сохнет.
Улыбкой мы выражаем свое отношение, свои чувства, свои мысли.
Какие бывают улыбки? \ Искренние и неискренние \
Искренние улыбки идут от сердца \ Дети по группам придумывают прилагательные, характеризующие улыбку. При проверке распределяются на две группы.\
Искренняя | злобная |
Сердечная | притворная |
Добрая | фальшивая |
Спокойная | злорадная |
Теплая | равнодушная |
Светлая | снисходительная |
Дружеская | ехидная |
Приветливая | предательская |
Радостная | лукавая |
Ободренная | ироническая |
Ласковая | насмешливая |
Согласия | подлая |
Единения | самодовольная |
Понимания | ненавистная |
Восхищения | завистливая |
успокоения | предательская |
сожаления | |
сочувствия | |
сострадания |
Улыбка может содержать мощь, силу. Если идет от сердца.
- Что она может делать?
Она может согревать, защищать, воодушевлять. подбадривать
Поэт Ян Райнис писал :
Улыбнись над своими горестями – горечь
исчезнет
Улыбнись над своим противником – исчезнет его
озлобленность
Улыбнись над своим озлоблением – не станет и его
Улыбка – лекарство. его нашли дети, поэт Пляцковский написал детские стихи, Шаинский написал музыку.
\ Дети поют песню “ Улыбка ”\
- Как применять лекарство против обиды?
БУДЬ МЕДЛЕННЫМ НА ОБИДУ, А НА ПРОЩЕНЬЕ СКОР.
- Какой вы выбираете домик, в котором будете жить в течение своей жизни?
- Какова же тема нашего урока?
-Как бы вы назвали свое сочинение, в котором высказали бы все мысли и чувства, которые возникли у вас во время урока?
7. Расслабьтесь.
Именно сегодня я прощаю вам все обиды, причиненные мне.
Именно сегодня я прошу прощения у всех, кому я причинил обиду.
Повторяйте такой настрой каждый день. Он поможет сохранить здоровье. Напишите на листочке все свои обиды, горести, печали, проблемы, трудности и давайте их сожжем, чтобы они не мешали нам жить с улыбкой.
8. Какие три пункта обязательно должны быть в сочинении?
1. Вступление.
2. Основная часть.
3. Заключение.
Можно сочинить стихотворение:
Пусть ------------------- не войдет
Пусть-------------------- взойдет
Без --------------------- здоровей
От ---------------------- день светлей
Я ---------------------- отношусь
И ------------------------ научусь
Я ------------------------- не коплю
Я ------------------------- каждому дарю
Я ------------------------- не дружу
Я ------------------------- дорожу
При --------------------- прощу
Об ----------------------- разыщу
\ Зачитываются стихотворения, сочинения/
Выскажите свое отношение к сегодняшнему уроку. Понравился вам урок? Какие чувства возникли в процессе урока? Какое настроение? Полезен для вас этот урок? Чему он вас научил? Что бы вы еще хотели узнать ?
Основные условия, которые необходимо соблюдать при подготовке к современному уроку:
- Эмоциональный настрой \ речь, мимика, окраска поэзией, музыкой…
- Задеть чувства ребенка, заставить его переживать, волноваться, радоваться.
- На уроке пусть дети : сравнивают, наблюдают, обобщают, мечтают, воображают, играют, общаются.
- Добиваться, чтобы дети шли на урок с желанием.
- Видеть каждого ученика, способствовать развитию природных задатков.
- Тщательный отбор содержания, продумывать деятельность учащихся на уроке. Каждый ребенок развивается на своем уровне.
- Важен успех детей на уроке. Скучать некогда. Надо сменять объяснение мечтаниями, рисование размышлением, полет фантазии – творчеством рук.
- Главный вопрос урока : “ Почему?”
- Учитывать психологические особенности каждой личности, опираясь на знания психотипов и составив психологический портрет каждого ученика.
/ Психотипы прилагаются\
1. П С И Х О Т И П Ы .
\ 1 часть к выступлению “ Личностно – ориентированный подход в общении”
\ ученик – родитель – учитель \
ВЫСОКО – ЭНЕРГИЧНЫЕ
1. Эпилептоид
2. Паранойяльный
3. Гипертим
4. Истероид
НИЗКО – ЭНЕРГИЧНЫЕ
5. Шизоид
6. Психастеноид
7 .Гипотим
8. Сензитив
НЕПОСТОЯННЫЕ
9. Циклоид
10. Конформный
11. Неустойчивый
ХАРАКТЕРИСТИКА:
1.Любовь к порядку
2.Целеустремленность
3.Постоянно повышенный фон настроения
4.Демонстративность
5.Жизнь “ внутри себя”
6.Неуверенность
7.Постоянно пониженный фон настроения
8. Повышенная чувствительность
9. Смена настроения, то повышенное, то пониженное
10.Зависимость от окружения.
11.Полное непостоянство проявлений.
ЭПИЛЕПТОИД – УЧЕНИК: целеустремленность в учении, обычно отличники в в школе.
ЭПИЛЕПТОИД – РОДИТЕЛЬ: выполняет родительский долг, ответственны за судьбу ребенка, но безразличны к личности ребенка. Делается все не для ребенка, а для выбранной системы воспитания. Не содействуют развитию того, чем интересуется ребенок, а навязывают свои взгляды.
ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ – УЧЕНИК : Учеба идет “ рвано ”. Учат то, что считают нужным, и совсем не обращают на то, что считают для себя не нужным. Свое мнение считают единственно правильным. Требование учителей придирками.
ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ – РОДИТЕЛЬ : Воспитание жесткое, подавляющее личность. Всегда уверены в непогрешимости своего мнения. Любое непослушание ребенка воспринимают как предательство и склонны порывать отношения с такими “ не оправдавшими надежды ” детьми.
ГИПЕРТИМ – УЧЕНИК: Способный, но ленивый, ему кажется, что он все знает, но знания у него бессистемные. Часто опаздывает, искренне раскаивается и опять опаздывает, прогуливает, увлекая за собой других. Быстро наверстывает упущенное.
ГИПЕРТИМ – РОДИТЕЛЬ: Дети безнадзорные, отношения приятельские. Не ограничивают ни в чем ни себя, ни детей. Дети растут неорганизованными, нервными, но самостоятельными.
ИСТЕРОИД – УЧЕНИК: Школа - повод для общения. Способный, но ленивый. Любит себя показать. Многое зависит от того, в каком коллективе находится, что считается в коллективе престижным. Может быть как отличником, так и отъявленным хулиганом.
ИСТЕРОИД – РОДИТЕЛЬ: Любят когда по детям судят о талантливости родителей. Если дети не талантливы, то они воспринимают их как чужих, иногда подчеркивают недостатки, чтобы на их фоне лучше выглядеть самим.
ШИЗОИД - УЧЕНИК: Талантливый и способный, но может хорошо учиться только при индивидуальном подходе. Занимается много, но бессистемно. Решает всегда оригинальным способом, не любит писать, оформлять, поэтому если будут учитывать оформление и поведение, то он всегда будет двоечником. Если будут учитывать оригинальность и сообразительность, умение самостоятельно мыслить, тогда он будет учиться хорошо.
ШИЗОИД - РОДИТЕЛЬ: Холоден со своими детьми, отстранен, нет эмоционального контакта. Не уделяет внимания распорядку дня, потребностям ребенка, уходу за ним. Дети не ухожены, не развиты, не активны. Они заброшены и физически, и психологически.
ПСИХАСТЕНОИД - УЧЕНИК: Целеустремленен, желает заниматься целыми днями, не пропускает занятия. Не хочет огорчать учителей и родителей. Кроме учебы ни на что не оставляет времени. Письменные работы у него намного лучше устных.
ПСИХАСТЕНОИД - РОДИТЕЛЬ: Прекрасные родители. Находятся в глубоком эмоциональном контакте. Дети очень привязаны, неприспособлены к самостоятельности. Это затруд няет в создании собственной семьи.
ГИПОТИМ - УЧЕНИК: Может учиться неплохо. Выполняет задания от страха недовольства родителей, учителей. Само содержание материала не интересует.
ГИПОТИМ – РОДИТЕЛЬ: Сосредоточен на недостатках. Выполняет роль постороннего критика. Детям кажется , что родители их не любят.
СЕНЗИТИВ – УЧЕНИК: Учится неплохо, испытывает страх перед преподавателями. При доброжелательном подходе “расцветает”.
СЕНЗИТИВ – РОДИТЕЛЬ: Любящий, мягкий, тревожный, мнительный. Дети ухожены, инфатильны, иногда неуправляемые из-за мягкости родителей.