Рисуем на компьютере: средства работы с растровой графикой. Элективный курс для девятиклассников

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить.

Стендаль

Пояснительная записка.

Основная функция курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки по информатике – выявление средствами предмета информатики нравственности личности, ее профессиональных интересов. Для того, чтобы у учащихся была реальная возможность выбора, число таких курсов должно быть значительным, а содержание – не дублировать базовый курс. Его необходимо дополнить элементами, которые могут быть использованы для подготовки школьников к выбору профиля обучения. С этой точки зрения большое значение приобретают курсы, расширяющие базовый курс информатики, дающие возможность познакомиться учащимся с интересными нестандартными вопросами.

Предметно-ориентированные курсы являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам по информатике, которые имеют более высокий уровень. Присутствие таких курсов в учебном плане учащегося повышает вероятность того, что выпускник после 9 класса сделает осознанный и успешный выбор профиля, связанного с информатикой.

Программы предметно-ориентированных курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ по информатике, а также изучение некоторых вопросов, выходящих за их рамки. Поэтому целесообразно включить предметно-ориентированный элективный курс “Рисуем на компьютере: средства работы с растровой графикой” в систему предпрофильной подготовки учащихся по информатике. Этот курс дополняет базовую программу, не нарушая ее целостности.

Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры.

На любом предприятии время от времени возникает необходимость в подаче рекламных объявлений в газеты и журналы или просто в выпуске рекламной листовки или буклета. Без компьютерной графики не обходится ни одна современная мультимедийная программа. Основные трудозатраты в работе редакций и издательств также составляют художественные и оформительские работы с графическими программами.

Необходимость широкого использования графических программных средств стала особенно ощутимой в связи с развитием Интернета и, в первую очередь, благодаря службе World Wide Web, связавшей в единую “паутину” миллионы отдельных “домашних страниц”. Даже беглого путешествия по этим страницам достаточно, чтобы понять, что страница, оформленная без компьютерной графики, не имеет шансов выделиться на фоне широчайшего круга конкурентов и привлечь к себе массовое внимание.

Именно растровую графику применяют при разработке электронных (мультимедийных) и полиграфических изданий. В Интернете пока применяются только растровые иллюстрации.

Те возможности, которыми несколько лет назад обладали лишь самые крупные студии компьютерной графики, сегодня доступны рядовому обладателю компьютера. Надо лишь знать средства, обеспечивающие эти возможности, и уметь грамотно ими распорядиться.

Программы, предназначенные для работы с растровыми изображениями, называются растровыми графическими редакторами. С помощью этих программ создают изображения, выполняют их ретушь и монтаж художественных композиций. Работа с редактором растровой графики – один из самых интересных видов работ на персональном компьютере.

Задачи, предлагаемые на данном курсе, интересны и часто непросты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить их способности к информатике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы доступные и интересные всем учащимся.

Технологии, используемые в организации предпрофильной подготовки по информатике, должны быть деятельностно-ориентированными. Это способствует процессу самоопределения учащихся и помогает им адекватно оценить себя, не занизив уровень самооценки.

Основой проведения занятий могут служить проектно-исследовательские технологии, которые обеспечивают системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения нового знания и позволяют проводить разноуровневое обучение.

Организационно-методический раздел.

Цель курса: в обширном классе растровых графических редакторов особой популярностью пользуется программа Photoshop компании Adobe. Курс “Рисуем на компьютере: средства работы с растровой графикой” поможет освоить основные технические приемы работы с растровыми графическими редакторами на примере русскоязычной версии программы Adobe Photoshop 4.0.

Задачи курса:

  • Познакомить учащихся с видами и основными понятиями компьютерной графики.
  • Исследовать достоинства и недостатки растрового изображения.
  • Познакомить учащихся с основными инструментами растровых графических редакторов на примере русскоязычной версии программы Adobe Photoshop 4.0.
  • Рассмотреть форматы файлов растровой графики.
  • Изучить методику сканирования изображений.
  • Исследовать приемы обработки изображений.
  • Познакомить учащихся с некоторыми правилами компьютерного дизайна.
  • Развивать способности учащихся к информатике.
  • Предоставить учащимся возможность проанализировать их способности в области информатики и информационных технологий.

Место курса в системе предпрофильной подготовки.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по информатике. Он расширяет базовый курс по информатике и информационным технологиям, является практико- и предметно-ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами информатики, с весьма распространенными методами обработки изображений, проверить способности к информатике.

Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по информатике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Требования к уровню освоения содержания курса.

Административной проверки усвоения материала курса “Рисуем на компьютере: средства работы с растровой графикой” не предполагается. Соответствующие задания не будут включаться в административные проверочные работы, выноситься на экзамены. В технологии проведения занятий присутствует элемент перекрестной и самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. В свою очередь учитель может провести обучающие зачетные работы, которые позволят оценить уровень усвоения следующих вопросов:

  • понятие графических редакторов;
  • основание классификации и основные группы графических редакторов;
  • основание классификации и основные группы растровых графических редакторов;
  • основное назначение растрового редактора Photoshop;
  • знание основных технических операций при работе с изображениями;
  • умение использовать основные инструменты редактора Photoshop.

Формой итогового контроля может стать защита группового или индивидуального проекта учащегося по теме курса.

Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

1. Введение в компьютерную графику.

1

2. Основные понятия компьютерной графики.

1

3. Классы программ для работы с растровой графикой.

1

4. Графический редактор Adobe Photoshop.

2

5. Сканирование.

1

6. Приемы обработки изображений.

3

7. Основные средства и принципы композиции.

1

8. Некоторые эффекты в Adobe Photoshop.

2

9. Разработка и защита собственных индивидуальных или групповых проектов.

2

Итого

14

Содержание.

Тема 1. Введение в компьютерную графику.

Компьютерная графика. Компьютерная графика в Интернете. Виды компьютерной графики. Растровая графика. Векторная графика. Соотношение между векторной и растровой графикой. Понятие о фрактальной графике.

Тема 2. Основные понятия компьютерной графики.

Разрешение изображения и его размер. Цветовое разрешение и цветовые модели. Цветовая модель RGB. Цветовая модель CMYK. Цветоделение. Цветовая модель HSB. Преобразование между моделями. Цветовая палитра. Индексная палитра. Фиксированная палитра. “Безопасная” палитра.

Тема 3. Классы программ для работы с растровой графикой.

Средства создания изображений. Средства обработки изображений. Средства каталогизации изображений. Форматы файлов растровой графики.

Тема 4. Графический редактор Adobe Photoshop.

Интерфейс программы. Загрузка и импорт файлов. Получение информации о файле. Инструменты редактора Adobe Photoshop. Инструментальные палитры. Функции палитр.

Тема 5. Сканирование.

Характеристики сканеров. Виды оригиналов. Методика расчета разрешения сканирования. Процесс сканирования. Коррекция отсканированного изображения.

Тема 6. Приемы обработки изображений.

Динамический диапазон. Гамма-коррекция. Местная коррекция и ретушь изображения. Фильтры. Обтравка изображения. Понятие канала. Монтаж изображений.

Тема 7. Основные средства и принципы композиции.

Средства композиции: линия, пятно, контраст, силуэт, пробел, заголовки, акценты. Принципы построения композиции. Единство. Последовательность. Ритмичность. Четкость и простота. Равновесие. Перемещение. Соразмерность. Контрастность. Движение. Многоплановость. Ассоциативность.

Тема 8. Некоторые эффекты в Adobe Photoshop.

“Золото”. “Лед”. “Мириады звезд”. “Молния”. “Вдавленный” текст и “объемные” кнопки. “Пламенные” слова. Создание “водяной глади”. “Каменные” буквы. Фигурная “деревянная” рамка. Создание объемных изображений. Оформление фотографий.

Тема 9. Разработка и защита собственных индивидуальных или групповых проектов.

Темы проектов могут быть, например, такими.

1. Разработка рекламной листовки.
2. Разработка логотипа.
3. Создание визитки.
4. Разработка макета газетной рекламы.
5. Создание статического банера.

В конце изучения курса проводится анкетирование, позволяющее учащимся осознать, чем завершился для них данный курс.

Задания для самостоятельной работы учащихся.

  • Работа с рекомендованной литературой.
  • Изучение некоторых вопросов курса с последующей презентацией.
  • Разработка собственного проекта (или одного из предложенных) с последующей защитой.
  • Конструирование задач на изучаемую тему курса.
  • Анализ своей деятельности.

Рекомендуемые информационные ресурсы.

Учебная и справочная литература

  1. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2005.
  2. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000.
  3. Тимофеев Г.С., Тимофеева Е.В. Графический дизайн. Серия “Учебный курс”. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  4. Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

Электронные книги и энциклопедии

  1. А.А.Дуванов. Азы информатики. Рисуем на компьютере (интерактивный электронный учебник). Переславль-Залесский, 2004.
  2. Энциклопедия искусства.
  3. Мифы Древнего мира.
  4. Эрмитаж (в 2-х частях).
  5. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.
  6. Великие музеи Европы.

Сайты в сети Internet

http://www.psd.ru  – сайт с подзаголовком “Анатомия Adobe Photoshop”.

http://psd.h10.ru  – каталог статей об Adobe Photoshop.

http://photoshop.nasmnogo.ru  – подробное описание и объективная оценка новых возможностей Adobe Photoshop 7.

http://www.archi.museum.ru  – Музеи.

http://www.chateaversailles.fr  – Версаль.

http://www.louvre.fr  – Лувр.

http://www.petersburg.newmail.ru   – Дворцы. Энциклопедия. Дворцы эпохи петровского барокко.

http://www.kibr.spb.ru/resh  – Ограды и решетки набережных, мостов, дворцов, соборов, памятников и скверов. Свыше 60 подробных описаний с фотографиями и рисунками.

http://www.metro.spb.ru – Метро: история, оформление станций.