Урок ознакомления с окружающим миром во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: Невидимые нити.

Цели

1. Заложить фундамент знаний о взаимосвязях между организмами, входящими в состав природного сообщества, о характере и последствиях вмешательства человека в природное равновесие.
2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, их воображения и духовного мира.
3. Формирование у детей восхищения природой во всех ее проявлениях, потребности общения с природой и навыков поведения в ней.

Оборудование:

1. Видеокассета “У края чарующей бездны”.
2. Аудиокассета “Голоса птиц”
3. Оформление доски:

фотографии Байкала;
контур Байкала;
рисунки к схеме;
таблица “Цепи разложения”.

4. Оборудование для игры:

рисунки животных, насекомых, растений;
карточки для участников игры;
4 стула;
нитки 4-х цветов.

5. “Красная книга”

6. Цветок дурман

7. Тесты “Невидимые нити”

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Вводное слово.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.

Сегодня на уроке мы подумаем над тем, как человек связан с природой, какими невидимыми нитями.

3. Сценка. (Звучат голоса птиц)

К нам в гости пришли Ромашка и Травяная ведьма. Давайте послушаем, о чем они спорят.

Ромашка:

Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.

Ведьма:

Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет еще цветок.
(Протягивает дурман)

Ромашка:

Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман-
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего.
Забирай назад его!
(Ведьма убегает)

Ох, уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость. То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.

Ведьма:

Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдем,
Соберем шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвем.
Дома их поставим в воду.

Ромашка:

Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел ее.
(Загораживает ребят от ведьмы. Ведьма убегает.)

Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем.
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.

Рассмотрите рисунки на доске. (Венерин башмачок, лотос, женьшень, мак, белый журавль, зубр, байкальский осётр). Разделите их на 2 группы (растения и животные). Какое растение лишнее? (Мак). Какие это растения? (Они входят в Красную книгу.) А среди этих растений есть лекарственные? (Женьшень).

Ребята, а кто знает,что такое Красная книга природы?

(Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять нужно особенно бережно.)

Мы не должны забывать лекарственные травы, которые помогают сберечь наше здоровье.

4. Новый материал.

Послушайте историю о том, как в давние времена люди вздумали навести порядок в одном большом лесу.

Главный лесничий рассуждал так. Лес – это деревья, всё остальное лишнее. И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу…

Прошёл год, второй, третий. И видит главный лесничий, что в его чистом, аккуратном лесу что-то неладно. Куда ни посмотришь, везде торчат высохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: “Что же тут случилось? Отчего деревья сохнут?”

А как вы думаете, ребята?

А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье. Развелось их видимо-невидимо. Вот деревья и стали сохнуть оттого, что насекомых развелось слишком много: одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых.

О каких невидимых нитях природы говорится в этой истории?

(Пищевые связи)

Рассмотрите рисунки на доске. Продолжите цепи питания Берёза-тля-? (божья коровка), капуста-слизни-? (лягушка), пшеница-мыши-? (коршун), вставьте нужное: шмель-клевер-?-человек (корова).

В природных сообществах выделяются следующие типы взаимоотношений:

1) поедание растений животными;
2) поедание животных животными;
3) использование в пищу отмерших растений и животных;
4) опыление растений насекомыми;
5) распространение семян растений животными.

Чтобы выяснить как действуют “цепи разложения”, давайте заглянем в лесное сообщество и смоделируем его.

5. Игра “Паутина жизни” (Приложение 1)

Часть 1. Обитатели почвы сядут на пол. Крот прочитает свой текст, оставляет себе кончик коричневой нити, передает клубок по цепи питания Дождевому Червю, затем Червь соединяется с Грибом, тот с Грибным Комариком, личинки которого могут попасть на обед Кроту.

Обитатели травянистого яруса садятся на стулья. Соединяются друг с другом зеленой нитью: Горностай, Куропатка, Бор развесистый, Муравей.

Обитатели кустарникового яруса стоят около стульев, соединяясь между собой желтой нитью: Орешник, Мухоловка, Орешниковый Плодожил, Орешниковая Соня.

Обитатели древесного яруса стоят на стульях, соединяются друг с другом серой нитью: Сосна, Береза, Походный Шелкопряд, Белка, Дятел.

Часть 2. Соединяются между собой обитатели различных ярусов по принципу: если существо из травянистого яруса нуждается в существе почвенного яруса, то протягивается коричневая нитка; если же существа различных ярусов взаимосвязаны, то протягивают ниточки двух цветов.

Итог. Потяните свои ниточки на себя и почувствуйте эти связи: мы здесь, мы вместе, мы все - единое целое.

Что произойдет, если лесоруб срубит дерево? (Выпустить нить)

6. Физминутка “ Ветер дует…”

7. Беседа о Байкале.

Отгадайте загадку:

Эталон воды чистейшей
Водяной он пьедестал.
Догадался, мой милейший?
Говорю я про…( Байкал)

Мы живем в удивительном месте – на берегу священного озера Байкал. Байкал – это уникальное творение природы, нигде на земле нет ничего похожего по красоте, по чистоте воды, богатству видов животных и растений.

Давайте полюбуемся нашим Байкалом!

8. Просмотр фрагмента из видеофильма “У края чарующей бездны”

А почему нам нужно сохранить озеро?

9. Составление схемы и экологического прогноза.

Давайте составим экологический прогноз.

Какие беды могут грозить Байкалу?

Какие нарушения природного равновесия могут произойти по вине человека?

(Дети выходят к доске, объясняют и прикрепляют знак)

10. Заполнение теста “ Невидимые нити”

11. Итог.

Человек тысячами нитей связан с окружающей его природой. Мы не должны нарушать эти связи. Мы все в ответе за нашу планету.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!