Интегрированный урок по истории и внеклассному чтению на тему: "Страницы, опалённые войной"

Разделы: Начальная школа


Цель: сформировать представления учащихся о Великой Отечественной войне и её героях на основе исторических фактов и художественных произведений; воспитывать патриотизм; совершенствовать навык чтения.

Оборудование: карточки: даты войны, темы урока, названия страниц; таблички городов-героев; портреты юных героев; звукозапись песни "Священная война"; историческая карта и красные звёздочки для городов-героев; литературные произведения; словари Ожегова; поделки из бумаги.

Оргмомент.

(На доске дата: 9 мая 1945 года)

У. Что вы знаете об этой дате?

Д. 9 мая 1945 года — это день победы советского народа в Великой Отечественной войне.

У. Каждый год наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память людей, отдавших жизнь за нашу свободу. И хотя прошло почти 60 лет со Дня Победы, время не властно над памятью людей разных поколений. Этот учебный год по всей стране и в нашем лицее проходит под девизом "Салют, Победа!". И сегодня наш урок мы посвящаем этому дню. Мне бы хотелось, чтобы в заключение урока вы ответили на вопрос: "Почему же люди помнят об этой победе, хотя прошло 60 лет?"

А для этого мы перелистаем страницы, опалённые войной, используя исторические факты и художественные произведения.

Первая страница: "Вставай, страна огромная!"

Д.

Время героев, обычно ты кажешься прошлым:
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно!

Д. Война! Тяжелейшее испытание для любого народа. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для нас, но и для многих народов других стран. Фашизм заливал кровью Европу: растерзана Чехословакия, захвачена Бельгия и Франция. Военная мощь армии Гитлера невиданно возрастала. И вскоре её остриё оказалось направленным на нашу страну.

У. 22 июня 1941 года — это один из самых трагических дней в истории России.

Д. 90 сухопутных дивизий, 5000 самолётов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке — от Баренцева моря на севере до Чёрного моря на юге (работа по карте).

Одними из первых приняли на себя удар защитники Брестской крепости.

У. Грохот предательского обстрела Бреста донёсся до каждого города и деревни нашей страны. Запричитала, застонала вся наша земля. Заголосила раненая Родина. И встали, поднялись на защиту её сыновья и дочери. Как вы думаете, в каком из прочитанных вами произведений наиболее точно отражены эти события?

Д. Мне кажется, что это рассказ С.П.Алексеева "Брестская крепость".

У. Зачитайте отрывок, который доказывает вашу точку зрения.

У. Дома вы разбивали этот рассказ на три смысловые части. Прочитайте первую часть. Из этой части мы узнаём, где происходят события, какие трудности испытывают защитники Брестской крепости. Обратимся ко второй части.

У. Для чего пулемётчик достал воду?

Д. Пулемётчик, рискуя жизнью, доставал эту воду, чтобы залить её в пулемёт.

У. Удалось ли ему сразу по назначению использовать эту воду?

Д. Нет, т.к. он увидел ссохшиеся губы бойцов и предложил воду им.

У. Почему бойцы отказались?

Д. Они вспомнили про раненых.

У. Досталась ли вода раненым?

Д. Нет, т.к. раненые решили, что она нужна детям, но и те от неё отказались.

У. Почему же вода вновь оказалась у пулемётчика? Зачитайте этот отрывок. В чём же была сила защитников Брестской крепости?

Д. Их сила была в сплочённости, т.к. все защищали свою Родину.

У. Этот рассказ о стойкости, мужестве русского народа. Все люди защищали свою Родину от мала до велика. Подтверждение этой мысли можно найти и в песне "Священная война", которая была создана в первые годы войны. Послушайте первый куплет этой песни стоя.

Почему же эта война была названа народной?

Д. Весь народ поднялся на защиту своей Родины.

У. А как вы понимаете "священная" война?

Д. Это значит важная, святая.

У. Давайте посмотрим толкование этого слова в словаре Ожегова.

Священный, -ая, -ое.

  1. В религии: человек, обладающий святостью, божественный.
  2. Чрезвычайно почётный и исключительный по важности, святой. Святой долг.

У. Какое же значение подходит больше?

Да, действительно, эта война исключительна по важности, т.к. если бы наш народ не одержал победу, то оказался бы в рабстве у фашистских захватчиков. Вернёмся к тем суровым годам Великой Отечественной войны.

Д. Отражая вероломное и внезапное нападение гитлеровских захватчиков на Советский Союз, защитники Брестской крепости проявили выдающуюся воинскую доблесть, массовый героизм и мужество. Указом Президиума Верховного Совета Брестской крепости присвоено почётное звание "Крепость-герой".

Вторая страница: "Города-герои".

У. Мы переходим ко второй странице, которая расскажет нам о городах-героях.

Д.

В дни грозных битв и мирного труда
Моя Отчизна славилась героями,
Но вписаны особою строкою
В историю герои-города.

(Работа с картой: дети прикрепляют звёздочки к городам-героям).

Д. Это город-герой Москва, принявший на себя основной удар фашистских захватчиков.

Д. Это город-герой Ленинград, выстоявший невиданную в мировой истории 900-дневную блокаду.

Д. Среди городов отличились стойкостью и мужеством: Тула, Смоленск, Мурманск, Киев, Керчь, Новороссийск, Минск, Волгоград, Одесса, Севастополь.

( Учитель фиксирует на доске таблички с названиями городов-героев).

У. Пусть же наши потомки, стоя у памятников, скажут: "Вот город-герой, у стен которого гордость хищников пала перед неустрашимостью сынов Советской Родины!"

Третья страница: "Юные герои".

У. Третья страница расскажет нам о судьбе юных героев. В те горестные годы войны дети быстро взрослели. Сегодня на уроке мы уже наблюдали тесную связь истории и литературы. Обратимся к рассказу К.Курашкевича "Бессмертие". Какие исторические факты легли в основу этого произведения?

Д. В этом рассказе описывается партизанская война, т.к. главным героем является отец-партизан со своими сыновьями.

У. Дома вы готовили краткий пересказ этого текста. Послушаем…

У. Какие слова помогают раскрыть смысл названия рассказа? Прочитайте их.

Д. Фашистский лейтенант воспринял как чудо воскрешение мальчика, которого он убил.

У. Давайте найдём толкование слова "бессмертие" в словаре Ожегова.

Бессмертный, - ая , - ое.

  1. Не подверженный смерти, живущий вечно. Народ бессмертен.
  2. Остающийся навсегда в памяти людей. Бессмертное имя.

У. Что же можно сказать о значении этого слова?

Д. К слову "бессмертный" подходит как первое, так и второе значение.

У. Да, действительно подвиги народа бессмертны (обратите внимание на строение этого слова). Они навсегда остались в памяти людей.

Д.

"Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо —
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: "Вставайте на помощь", — Родина.
Мы от свинцовых розг
Падали в снег с разбега,
Но — подымались в рост
Звонкие, как Победа!
Как продолжение дня,
Шли тяжело и мощно…
Можно убить меня,
Нас убить — невозможно!"

У. Вот и в рассказе "Бессмертие" фашисты убивают одного мальчика, а на смену ему приходит его брат. За смерть этих мальчишек отомстят другие. Нас убить — невозможно!

Д. Эта жестокая война оставила след почти в каждой семье. Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Миллионы жизней советских людей унесла война. Немало детей за героические подвиги получили ордена и медали, а также другие правительственные награды.

Д. Более 35 тыс. ребят Москвы и Ленинграда были награждены медалями "За оборону Москвы" и "За оборону Ленинграда". Многие юные герои войны навечно занесены в Книгу Почёта.

Смертью храбрых погибли юные партизаны Володя Дубинин под Керчью, Коля Зверев и Володя Павлов в Великолукской области, Витя Коробков в фашистской тюрьме города Феодосии, в открытом бою с врагом пал Саша Ковалёв — юнга боевого катера Северного флота.

Д. За беспредельный героизм при защите Родины четверо ребят удостоены звания Героя Советского Союза. Это Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик и Зина Портнова.

У. Память павших за свободу и независимость нашей Родины почтим минутой молчания.

Д.

Слава вам, храбрые, слава бесстрашные,
Вечную славу поёт вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие!
Память о вас никогда не умрёт!

У. Этих ребят давно нет, но память о них в наших сердцах будет всегда. Каждый день Великой Отечественной войны и на фронте, и в тылу — это подвиг беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.

Четвёртая страница: "Салют, Победа!".

У. И вот она, долгожданная страница "Салют, Победа!".

Д. Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 млн. советских людей. Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тыс. городов, посёлков и деревень, разрушили 84 тыс. школ, взорвали 65 тыс. км железнодорожных путей. Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа.

Д. Миллионы людей томились и погибли в лагерях смерти, погибли непокорёнными, с твёрдой уверенностью в победу своей матери-Родины.

У. И он пришёл, этот день — 9 мая 1945 года — День Победы! Этого праздника люди ждали долгих 1418 дней и ночей. Во имя победы были пролиты реки крови и перенесены тяжелейшие испытания.

Д. 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведён Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади воины-победители. К подножию Мавзолея были брошены знамёна разгромленных фашистских войск.

У. Май 1945 года… Разве можно забыть события тех далёких дней? Они памятны каждому человеку нашей необъятной Родины.

Д.

"Войны не хотим мы нигде, никогда,
Пусть мир будет в мире везде и всегда.
Пусть птицы щебечут, и пчёлы гудят,
И дети на мирное небо глядят.
Пусть мирное солнышко утром встаёт
И мирных людей на работу зовёт".

Итог урока.

У. Я хотела бы вернуться к нашему вопросу, который прозвучал вначале урока: "Почему же люди помнят об этой Победе, хотя прошло почти 60 лет? "

(Ответы детей).

У. Верно, это была победа, но победа со слезами на глазах, ведь она досталась нам очень дорогой ценой. В Великой Отечественной войне советский народ отстоял свою независимость, благодаря стойкости, мужеству, храбрости, сплоченности. Все, от мала до велика, поднялись на защиту своей Родины. Мы будем помнить об этой жестокой войне, чтобы больше такого ужаса не допустить никогда.

В память о нашей встрече разрешите подарить всем гостям этих бумажных голубей — символ мира.