Социально-психолого-педагогическая поддержка семей в условиях детского сада

Разделы: Работа с родителями


Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе “Об образовании” сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольные учреждения создаются им в помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия. Разрабатывая стратегию сотрудничества с семьями воспитанников, мы проанализировали особенности воспитания детей в детском саду и семье. У обеих сторон своя специфика, свои достоинства и преимущества, но есть и недостатки.

Воспитание в семье отличается эмоциональной насыщенностью отношений между родителями и ребенком: вниманием, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ним. Именно в семье удовлетворяется фундаментальная потребность ребенка быть принятым и любимым. В детском саду преобладают: деловая форма общения педагога с детьми, обращение воспитателя ко всем детям, дозированность индивидуального общения с каждым ребенком. В тоже время, процесс воспитания в детском саду носит целенаправленный характер, используются научно обоснованные программы, педагоги умело применяют различные методы воспитания и обучения, адекватные особенностям и возможностям детей-дошкольников, используют оценку как стимул их развития. В семье воспитание и обучение носит стихийный характер, родители имеют отрывочные представления об особенностях дошкольного детства.

Мы пришли к выводу, что детский сад и семья могут создать единое пространство развития ребенка, но только в гармоничном взаимодополнении друг друга.

Этим объясняется выбор приоритетного направления деятельности МДОУ д/с “Золушка”- социально-эмоциональное развитие ребенка в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.

В процессе реализации программы развития ДОУ, мы столкнулись с рядом проблем:

  • педагогическая пассивность родителей - это непонимание родителями своей воспитательной функции; нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками;
  • несформированность у родителей “педагогической рефлексии” - неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами;
  • преобладание рационализма в общении педагогов с родителями - педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду, и зачастую относятся к родителям как к объектам воспитания.

С целью решения вышеперечисленных проблем, определения форм и содержания сотрудничества детского сада с семьями, для развития преимуществ и нивелирования недостатков этих двух воспитательных систем, мы разработали программу социально-психолого-педагогической поддержки семьи.

Цель программы – формирование в ДОУ системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи, через:

  • установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
  • активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Содержание программы определяется необходимостью совместного решения следующих задач:

  • объединение усилий детского сада и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом их интересов и особенностей, прав и обязанностей;
  • осуществление индивидуального подхода, как главного условия развития и воспитания личности ребенка;
  • совместная забота о здоровье детей (психическом, физическом, психологическом);
  • предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками и взрослыми (педагогами, родителями);
  • совместная деятельность по созданию в ДОУ благоприятной воспитательно-образовательной среды, здорового нравственно-психологического климата в семьях воспитанников.

Решить данные задачи можно только на основе доверительных отношений педагога и членов семьи ребенка и при осознанности родителями своей воспитательной роли, своего опыта взаимоотношений с ребенком.

Организация взаимодействия с семьями в нашем д/с осуществляется через работу структурных центров:

  1. Центр социализации “Зеленая дверца” - целью работы, которого является подготовка детей и родителей к поступлению ребенка в ДОУ
  2. Центр культурных и социальных традиций способствует формированию ценностно-значимого содержания для всех форм взаимодействия детского сада с семьями с учетом социокультурных традиций.
  3. Физкультурно-оздоровительный центр способствует приобщению дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни, организации оздоровительной и коррекционной работы в детском саду.
  4. Социально-психологический центр призван содействовать полноценному психическому, психологическому и личностному развитию всех субъектов взаимодействия - педагогов, детей, родителей, способствует развитию диалогического общения между ними.

Обеспечить равноправное взаимодействие с родителями нам помогают следующие принципы:

  • не поучать, а приглашать к сотрудничеству;
  • находиться в партнерской позиции с родителями;
  • показать родителям свое положительное отношение к их ребенку;
  • вести конструктивный диалог с родителями.

Мы используем следующие формы организации сотрудничества детского сада с семьями:

  • Изучение семей воспитанников (медико-социально-педагогическое анкетирование родителей) с целью выявления проблем и трудностей современной семьи, максимального использования ее воспитательного потенциала, использования позитивного опыта семейного воспитания.
  • Родительский всеобуч:
  • просвещение родителей.
  • обучение
  • консультирование родителей
  • Совместная деятельность детей, педагогов, родителей в различных формах:

- познавательная деятельность - совместное экспериментирование, чтение книг, участие в познавательных традициях и занятиях;

- трудовая деятельность - совместные мероприятия по благоустройству групповых комнат и игровых участков;

- игровая деятельность - дни совместных игр ;

- совместный досуг - семейные праздники и фестивали, КВНы, туристические походы, творческие конкурсы;

- оздоровительная работа – практикумы по вопросам физического воспитания, согласование и реализация с родителями индивидуальных программ оздоровления детей, традиции ДОУ по проведению совместно с родителями спортивных соревнований, Дней здоровья.

  • Участие родителей в управлении ДОУ через работу комиссий:

- педагогическая комиссия рассматривает вопросы организации участия родителей в различных формах совместной деятельности, создание объединений родителей по интересам и потребностям;

- информационная комиссия выявляет, обобщает и пропагандирует позитивный опыт семейного воспитания;

- хозяйственная осуществляет контроль качества питания, оказывает помощь в организации условий для укрепления здоровья детей;

- участие родителей в работе ПМП-к, Совета профилактики.

Такие формы работы способствуют привлечению внимания родителей к детскому саду, установлению неформальных контактов с педагогами, познанию родителями своего ребенка. Благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве, родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми для восприятия помощи.

Дискуссии, разбор педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, наблюдение за детьми во время занятий, тренинги - помогают родителям увидеть свои ошибки и наметить пути их преодоления, способствуют развитию “педагогической рефлексии”, актуализации полученных знаний.

После такой целенаправленной работы педагогов, специалистов и администрации детского сада с семьями, позиция родителей как воспитателей своего ребенка становится более гибкой и осознанной в выборе методов и приемов при взаимодействии с детьми внутри семьи.

В своей работе с семьями ДОУ постоянно поддерживает связь с социальными институтами города, без помощи которых мы не смогли бы решить проблемы некоторых категорий семей - неблагополучных, семей “социального риска”, малообеспеченных, семей, имеющих детей-инвалидов: Комитетом социальной защиты населения, ПСП центром “Семья”, КДН, начальной школой № 6.