Игра — путешествие "Дорога к доброму здоровью"

Разделы: ОБЖ, Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Цель: закрепить знания детей о том, что в природе все взаимосвязано, что здоровье человека зависит не только от его отношения к самому себе, но и от отношения к окружающей среде.

Оборудование: магнитофон, аудиокассеты с записями для проведения оздоровительных минуток, иллюстрации ядовитых растений и грибов, выставка детских рисунков ядовитых растений, плакат “Так я мою руки”, Красная книга природы России и Башкортостана, костюмы для детей: Волк, Красная шапочка, Поганки, Здоровье, Грязнуля, Полезная бактерия, Вредная бактерия, Мойдодыр, Боровик, Ромашка, Травяная ведьма, Витамины: А, B, С.

Мойдодыр:

Все Чуковского читали и меня давно узнали.
Я – Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник и мочалок командир

(Поворачивается к другим ведущим)

Со мной мои хорошие надежные помощники:
Старый друг проверенный - Полезная Бактерия.
Она и просто и легко превращает молоко
В простоквашу и кефир.

(Бактерия протягивает Мойдодыру стакан кефира)

Бактерия: Поправляйся, Мойдодыр!

(Мойдодыр выпивает кефир, благодарит Бактерию)

Мойдодыр: Познакомьтесь витамины: А - вот этот, С и В.

Витамин С: Нынче к доброй медицине мы покажем путь тебе.

Витамин А: Чтобы были вы красивы!

Витамин В: Чтобы были вы красивы!

Витамин С: Чтоб в руках любое дело дружно спорилось, горело!

Полезная бактерия: Чтобы громче пелись песни, жить чтоб было интересней!

Все вместе: Нужно сильным стать, здоровым.

Мойдодыр:

Эти истины не новы, только вы ответьте мне:
Путь к загадочной стране, где живет здоровье ваше,
Все ли знают? Дружно скажем…
(Дети хором отвечают: “Да!”)

Полезная Бактерия:

В путь- дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся!
Но дорога не проста из-за каждого куста
Может недруг появиться.
Вам придется с ним сразиться!

Ведущий: Итак, ребята, отправляемся в путешествие по дороге к доброму Здоровью. Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье.

Оздоровительная минутка “Этюд души”.

Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу и вслух произнесите: “Я приветствую тебя, Земля!” Вытяните руки перед собой ладонями вперед: “Я приветствую тебя, Вода!” Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: “Я приветствую тебя, Воздух!” Поднимите руки вверх ладонями вперед: “Я приветствую тебя, Солнышко!”

1 остановка “Станция Чистюлино”

Мойдодыр:

В вашем классе я живу уже который год.
Откровенно вам скажу: славный вы народ!
Никогда у вас ребята не едят немытых ягод,
Чистят зубы, моют уши…

Грязнуля: (вылезает из под стола, берет за рукав одного из детей и таинственно говорит)

Лучше ты меня послушай, я живу и бед не знаю:
Мыло в глаз не попадает, щётка десны не дерет,
Губка мокрая не трет, огурцы, морковь не мою…
Хочешь, друг, пойдем со мною…

(Грязнуля тянет одного из детей в свою сторону. Мойдодыр хватает мальчика за руку и тянет к себе)

Мойдодыр:

Не ходи ты с ней, не пробуй! Загрызут тебя микробы,
Разорвут тебя на части! Не видать грязнулям счастья!

(Мальчик встает рядом с Мойдодыром. Выскакивают Вредные бактерии и тянут Грязнулю к себе)

Мойдодыр:

Что ж, поможем ей, друзья?
Ведь бросать в беде нельзя!

(Грязнуля плачет и протягивает к ребятам руки).

Нам тебя, Грязнуля, жалко. Дарим мыло и мочалку.

(Грязнуля берет подарки, поворачивается спиной к ребятам, снимает с себя грязные пятна и с головы парик. Вредные бактерии, увидев мыло и мочалку убегают)

Учитель. Ребята, пока Грязнуля приводит себя в порядок, давайте повторим, как правильно мыть руки. (Дети повторяют правила по плакату “Так я мою руки”.)

1.Сильно намочите руки.

2.Пользуйтесь мылом.

3.Намыливайте руки с обеих сторон.

4.Намыливайте руки между пальцев.

5.Полощите руки чистой водой.

6.Вытирайте руки насухо полотенцем.

Вывод: (все дети хором)

От простой воды и мыла у микробов тают силы.

(Грязнуля поворачивается лицом к детям)

Грязнуля: (глядится в зеркало)

Я себя давно забыла, а теперь лицо умыла,
Да и стала вспоминать (оглядывает свой наряд)
Платье, что ли, постирать?

Мойдодыр: Постирай его скорее, может, все-таки успеешь

Ты на праздник в классе нашем.

2 остановка “Станция Ягодная”

(Ягодная ведьма держит в руках корзиночку. Она протягивает ее ребятам)

Ягодная ведьма:

Как же я вам рада!
Слаще шоколада и вкусней, чем ананас.
Эти ягоды для вас!

(Выскакивает Земляничка, отнимает у нее корзинку)

Земляничка:

Не сошла ли ты с ума? У тебя здесь бузина!
Да еще и белладонна! Гибель ты несёшь в ладонях!
Убери свою корзинку! (Возвращает ее ведьме)
Посмотрите на картинку.
Эти ягоды, друзья, собирать в лесу нельзя!
В каждой яд опасный есть.
Если их однажды съесть,
Можно сильно отравиться,
И придется вам лечиться.

Задание детям: Какие вы знаете несъедобные ягоды? (Белладонна, волчьи ягоды, волчье лыко, вороний глаз)

3 остановка “Станция Растяпино”

Красная Шапочка:

Все, как было в старой книжке,
Повстречался мне Волчишка.
Он про бабушку проведал,
Нас решил перехитрить
А пришлось его лечить (волк воет)
Хоть и злой, а жаль беднягу!
Побежал он по оврагам,
Там за корень зацепился,
Подскользнулся, повалился,
И теперь он инвалид!

Волк:

У меня нога болит!
Я расскаиваюсь горько!
Забинтуй меня восьмеркой!
Обещаю: никогда я не сделаю вреда,
Есть я бабушек не буду, и скажу я всем и всюду:
Коль собрался ты идти, будь внимателен в пути!

(Бабушка берет тампон и жидкость, окрашенную под цвет йода. Хочет намазать Волку царапину на “лапе”. Он отдергивает “лапу”)

Волк: Убери скорее йод! Так болячка заживет!

Бабушка: Как не стыдно! Трус Волчишка!

Все девчонки и мальчишки знают с ранних детских лет:
Там микробам хода нет, где, как стражник, у ворот
Их встречает грозный йод!
Чуть пощиплет-не беда! Заживет-то навсегда! (Мажет волка)

Красная Шапочка:Что ж, в порядке все? Пойдем?

(Волк встает и с воплем хватается за другую ногу.)

Красная Шапочка: Может, это перелом?

Школьный фельдшер:

Это вам в больнице скажут, шины мы пока привяжем,
Чтобы кости укрепить и в дороге не сместить.

(Фельдшер показывает ребятам, как накладывать шины при вывихе или переломе ноги.)

(Волк тихо воет)

Бабушка:

До чего же ты крикливый и какой нетерпеливый!
Чтобы помощь оказать, рот придется завязать.

(Завязывает Волку рот косынкой. Обращается к ребятам.)

Ну теперь, друзья, идите, только под ноги глядите!

Учитель: Ребята, давайте поможем Волку выздороветь и стать немного добрее.

Оздоровительная минутка “Сотвори солнце в себе”

В природе есть солнышко, оно всем светит и всех любит и всех греет. Давайте сотворим солнышко в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь, звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность и ласку. Теперь звездочка становится большой, огромной, как солнце оно несет тепло всем-всем. Покажите, какой стала ваша звездочка.

4 остановка “Станция Крепышкино”

(Сидят два мальчика. Один чихает, другой, кашляет. Рядом стоит Мальчик-Крепыш)

Крепыш:

Говорил я им зимой: закалялись бы со мной!
Утром бег и душ бодрящий, как для взрослых, настоящий!
На ночь - окна открывать, свежим воздухом дышать,
Ноги мыть водой холодной, и тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет. Не послушались, болеют…

Мальчики:

Поздно поняли мы, братцы, как полезно закаляться.
Кончим кашлять и чихать,
Станем душ мы принимать из водицы ледяной.

Крепыш:

Погодите, ой-ё-ей!
Крепким стать нельзя мгновенно! Закаляйтесь постепенно!

Задание детям: Ребята, при какой температуре воды нужно начинать закаливание (32  градуса, температуру снижают на один градус в неделю.)

Оздоровительная минутка “Деревце” (для осанки)

Стоя или сидя за столом, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется 15-20 сек.) Опустите руки и расслабьтесь.

5 остановка “Станция Зарядкино”.

Спортсмен:

Со здоровьем дружен спорт.
Стадион, бассейны, корт, зал, каток - везде вам рады.
За старание в награду будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши тверды.
Только помните: спортсмены
Каждый день свой непременно начинают с физзарядки.
Не играйте с дремой в прятки, быстро сбросьте одеяло,
Встали – сна как небывало!

(Дети выполняют физминутку под современную музыку).

6 остановка “Грибная”.

Боровик:

Эй, ребята, подходите, хорошенько посмотрите!
В белых точечках убор надевает мухомор,
А поганка бахрому. Вдруг понравится кому?
Этот вот опенок ложный. Отравиться ими можно.

(Поганки берут Боровик за руки и тянут каждая в свою сторону)

Боровик:

Как же мне прогнать Поганок, этих шустрых хулиганок?
Помогите мне, друзья!

Ведущий:

Слушай, средство знаю я! (Обращается к детям)
Назовите-ка, друзья, имена грибов съедобных.

(По мере того, как ребята называют съедобные грибы, Поганки разбегаются).

Боровик:

Много знаете грибов! Победили всех врагов!
А теперь прошу сказать, как их надо собирать?

(Ребята отвечают, что грибы нужно собирать осторожно, срезая ножом, чтобы не повредить грибницу, тогда на месте срезанных грибов вырастут новые)

Боровик:

До свиданья, в добрый час,
Жду в лесу под елкой вас.

7 остановка “Станция Лекарственная”

Ромашка:

Много трав растет полезных на земле страны родной.
Могут справиться с болезнью мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма: Я хочу тебе, дружок, дать в букет еще цветок (Протягивает пучок дурмана)

Ромашка:

Разгадала твой обман! Посмотрите, вот дурман - ядовитая трава.
Разболится голова от подарка твоего.
Забирай назад его! (Травяная ведьма убегает)

Ведущий: Ох уж эта Травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость! То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.

Задание детям: Ребята, скажите, у каких растений ядовиты не только ягоды, но и цветы, листья, стебель, корень. (Дети отвечают) Не рвите и не ешьте эти растения.

Травяная ведьма:

Я одумалась, ребята. Лучше вместе в лес пойдем,
Соберем шалфей и мяту, нежных ландышей нарвем.
Дома их поставим в вазу…

Ромашка:

Поняла, ребята, сразу хитрый замысел ее.
Нет, с тобой мы не пойдем (Травяная ведьма грозит Ромашке пальцем)
Мы растенья эти знаем, бережем и охраняем.
От таких лихих, как эта, собирательниц букетов.
В книгу Красную они уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху, отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства люди делают лекарства.

Задание детям: Ребята, скажите, что такое Красная книга природы?

(Это книга, в которую занесены редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять нужно особенно бережно)

Учитель показывает детям Красную книгу природы России, Красную книгу природы Башкортостана.

8 остановка “Здоровье” (подведение итогов игры - путешествия)

Мойдодыр:

Мы про здоровье вам сейчас прекрасно толковали.
Расстаться нам пришла пора и среди вас едва ли
Найдется кто-то (собирается уходить)

Витамин С: Нет, погоди-ка, Мойдодыр, меня гнетет забота:

Есть у меня шестерка слуг проворных, удалых,
И все что вижу я вокруг, всё знаю я от них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.
Но у меня есть милый друг, особа юных лет (Появляется девочка)
Ей служат сотни тысяч слуг и всем покоя нет.
Она гоняет как собак в ненастье, дождь и тьму
Пять тысяч “где”, семь тысяч “как”,
Сто тысяч “почему”.

Девочка:

Что едят пингвины летом, где ночует Дед Мороз,
Как достать на день карету, почему вы не матрос?
Сколько девочек на свете? Сколько гор и сколько рек!
А еще вы мне ответьте, как устроен человек?

Витамин В:

Самый легкий из вопросов! Быстро справимся мы тут,
Но тебя, дружок, попросим: помолчи хоть пять минут!

Витамин А: (Рисует человечка мелом на доске)

Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая.
Палка, палка, огуречик. Вот и вышел человечек.

Девочка:

Ест ли он морковку с грядки? Как он делает зарядку?
Где он спит? Во что играет?
Книжки он про что читает? Как зовут его друзей?
Где, зачем, когда? Скорей!

Витамин В:

Может, есть у вас шпаргалка? Мы попали в переплет!
Посмотри, им нас не жалко и ответа каждый ждет.

Витамин А: Человек на свет родился, встал на ножки и пошел.

Грязнуля:

С ветром, солнцем подружился,
Чтоб дышалось хорошо! (Рисует румянец человечку)

Витамин В: Приучал себя к порядку, рано утром он вставал.

Грязнуля:

Бодро делал он зарядку,
Душ холодный принимал (Рисует солнышко над головой человечка)

Полезная бактерия:

Он к зубным врачам, представьте,
Не боясь совсем, пришел.

Грязнуля:

Он ведь чистил зубы пастой,
Чистил зубы порошком (Рисует человечку улыбку)

Ромашка: Человечек за обедом чёрный хлеб и кашу ел.

Грязнуля:

Вовсе не был привередой,
Не худел и не толстел.

Витамин С: Спать ложился ровно в девять, очень быстро засыпал.

Грязнуля: С интересом шел учиться и пятерки получал.

(Рисует человечку пятерку в руке)

Спортсмен: Каждый день он бегал, прыгал, много плавал, в мяч играл.

Грязнуля: Набирал для жизни силы, и не ныл, и не хворал.

(Выходит мальчик, похожий на нарисованного человечка. На груди его написано: “Здоровье”. Грязнуля берет мальчика за руку, ведет к пьедесталу почета)

Мойдодыр Грязнуле: Да кто ты, не пойму я!

Грязнуля: Я - бывшая Грязнуля.

Мне стало нынче ясно, что чистой быть прекрасно!

Полезная бактерия Мойдодыру: Смотри, она отмылась и как переменилась!

Мойдодыр: Что ж бывшую Грязнулю мы будем звать Чистюлей!

И по такому случаю тебе мы поручаем.

Вручить призы всем детям. Они ведь так старались!

(Детям вручается витамин “аскорбиновая кислота”)

Проведение с детьми анкеты “Как твое здоровье”

Как ты считаешь, хорошее у тебя здоровье? Давай попробуем в этом разобраться. Внимательно прочитай каждое из 11 предложений. Напиши напротив каждого предложения “да” или “нет”.

1.У меня болит горло.

2.Уменя нередко бывает насморк.

3.Иногда у меня болит ухо.

4.У меня больные зубы.

5.Часто у меня болит живот.

6.Иногда у меня болит голова.

7.Нередко меня тошнит.

8.Некоторые продукты и лекарства вызывают у меня аллергию.

9.Каждый год я болею гриппом.

10.Ко мне легко прилипают всякие болезни.

11.Из-за болезней я часто пропускаю уроки в школе.

Чего больше получилось - “да” или “нет”? Подумайте, как улучшить своё здоровье. Ведь вы уже знаете, отчего появляются болезни.