Использование изонити в предметно-развивающей среде в учебно-образовательных учреждениях

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


На протяжении нескольких лет работы с детьми младшего и среднего школьного возраста (от 7 до 14 лет) накоплен положительный опыт работы в дополнительном образовании объединения “Рукодельники” Областного детско-юношеского центра г. Омска по использованию изонити в предметно – развивающей среде ребенка.

Истоки творчества изонити принадлежат английским мастерам. Основной материал для работы – картон, бархатная бумага, нитки различных цветов и оттенков. Иногда основой для работы служит наждачная бумага. Основные элементы натяжения нитей – угол, круг, эллипс и заполнение фигур частями со смещённым центром.

Освоение техники изонити, позволяет выполнять поздравительные открытки, сувенирные обложки, декоративные панно. Работа не требует дорогостоящих материалов, проста в исполнении и оригинальна. Ребёнок, увидевший изонить впервые, сразу же задается вопросом – как это делается?

При выполнении работ по изонити у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук. Дети, занимающиеся изонитью, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремлённость, развивают собственный творческий потенциал. В ходе работы ребёнку необходимо запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы натяжения нитей – всё это стимулирует, совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда. В познавательном плане: расширяется круг знаний, умений, навыков в технике изонити; расширяется кругозор, повышается интерес к культуре декоративно – прикладного искусства.

Подробный материал, по освоению изонити, можно получить из публикаций (см. список литературы).

На основе разработанного урока по теме “Изонить – волшебные круги”, рассмотрим пример об использовании изонити в предметно-развивающей среде в учебно-образовательных учреждениях.

Тема: Изонить - волшебные круги.

 Цели:

  • Познакомить детей с разнообразными способами заполнения круга изонитью.
  • Научить выполнять классическую модель натяжения ниток.
  • Продолжать работать со схемами, пользоваться условными знаками, принятыми в изонити.
  • Развивать у детей чертёжные навыки, способность следовать устным инструкциям учителя.
  • Стимулировать и развивать зрительную и слуховую память.
  • Создать спокойную психологическую обстановку, снять тревожность. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к другим (друзьям, взрослым). Достичь того, чтобы, дети получили максимальное удовольствие от своей работы.

Демонстрационный материал:

- Различные виды образцов круга.

- Магнитофон, музыка для занятий.

Раздаточный материал:

- Картон или бархатная бумага.

- Швейная игла, шило для прокалывания картона.

- Цветные катушечные нитки.

- Циркуль, карандаш, линейка.

- Ножницы.

- Динамические карты со схемами заполнения круга.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети встают в один большой круг.

Учитель:

Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы с вами поговорим о настроении. Каким может быть настроение?

Дети отвечают (хорошее, бодрое, плохое, игривое, чудесное, весёлое и т.д.).

Учитель:

Внимательно посмотрите, друг на друга и попробуйте определить, у кого самое хорошее настроение.

Дети определяют, называя имя ребёнка (например, Наташа)

Учитель:

Наташа, я попрошу тебя, чтобы ты подала руку своему соседу Максиму, а Максим – Ксюше. И так, сомкнулся круг. А теперь, постарайтесь почувствовать тепло рук ваших друзей. Чувствуете?! Это Наташа передала нам своё настроение. Ребята, а ещё как можно поднять настроение, улучшить своё состояние.

Дети предлагают свои варианты.

2.Основная часть.

Учитель:

Сегодня мы с вами узнаем ещё один способ, как можно улучшить своё настроение, снять свою усталость. И в этом нам помогут эти волшебные круги, такие праздничные, оригинальные и доступные для выполнения каждому из вас.

Дети рассматривают различные виды заполнения кругов.

Учитель:

Круг – один из основных элементов в искусстве изонити. Он служит великолепным украшением для открыток, обложек и декоративных панно.

На этом занятии мы познакомимся с простым, классическим вариантом заполнения круга.

3. Практическая часть.

Дети садятся за круглый стол. Распределяют раздаточный материал.

Учитель:

Придерживаясь традиции в рукоделии, давайте мы совершим свой ритуал. Поприветствуем свои руки. Разведите руки в стороны и поздоровайтесь сними:

- Здравствуй, левая рука!

- Здравствуй правая рука!

- Поработаем вместе?!

Учитель:

Ребята, давайте рассмотрим основные правила заполнения круга. Посмотрите внимательно на схемы и условные обозначения на карточках.

Идёт показ последовательности выполнения работы.[1]

Дети работают на своём картоне по динамическим картам.

Учитель:

Посмотрите, какие получились красивые, ажурные круги. Перед тем, как начать самостоятельное изготовление своих кругов, давайте немного отдохнем. Поиграем в игру.

Звучит спокойная музыка.

Дети встают в круг. Проходит игра “Назови цвет”. Ребята по очереди называют цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный и т.д.), тот кто не назвал – проигрывает.

4. Самостоятельная работа.

Звучит спокойная музыка.

Дети выполняют свой круг: цвет ниток и картона, количество точек на окружности выбирают самостоятельно

Индивидуальная работа.

3. Итог занятия.

Дети рассматривают выполненные круги. Делятся впечатлением.

Учитель:

Ребята, давайте подумаем и решим, куда можно поместить наши круги?

А давайте мы подарим их своим самым близким друзьям, родителям и пожелаем им хорошего, весёлого настроения. И пусть, как только они почувствуют грусть, вспомнят про наши “Волшебные круги”, и они помогут им. Всего вам доброго!

Ссылки:

1. Стр. 58-62 “ Изонить //Школа и производство 1995 № 6” Симакова Е.В. Уварова О.В.

Используемая литература:

  1. Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство 1998 № 4 с. 62.
  2. Архангельская М. Вышивка по картону //Школа и производство 1996 № 3 с. 58.
  3. Симакова Е.В. Уварова О.В. Изонить //Школа и производство 1995 № 6 с. 58.
  4. Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное творчество 1998 № 5 с. 77.