Урок биологии по теме: "Выделение у беспозвоночных животных"

Разделы: Биология


Задачи урока:

  • Сформировать у учащихся представление о выделении веществ как важном процессе жизнедеятельности живых организмов, способах удаления ненужных веществ у беспозвоночных животных; продолжить формирование умений узнавать органы и системы органов животных на рисунках и таблицах, точно излагать свои мысли, задавать вопросы, отвечать на вопросы.

Оборудование:

  • Таблицы “Тип простейшие”.
  • Таблицы “Тип членистоногие”.
  • Таблицы “Майский жук”.
  • Таблицы “Тип кольчатые черви. Дождевой червь”.

Основные понятия и термины:

  • обмен веществ,
  • сократительная вакуоль,
  • выделительные канальцы, нефридии,
  • среда обитания,
  • продукты жизнидеятельности,
  • хлорагогенные клетки.

Ход урока

Введение

Проверка домашнего задания (кроссворд)

  1. Сосуды, несущие кровь к сердцу.
  2. Кровь состоит из бесцветной жидкости…
  3. Кто целый век в клетке?
  4. Сосуды, несущие кровь от сердца
  5. Мельчайшие кровеносные сосуды пронизывающие всё тело животного.
  6. У насекомых кровеносная система…
  7. У дождевого червя кровеносная система…
  8. У насекомых, моллюсков по сосудам течёт бесцветная или зеленоватая жидкость, выполняющая функции сходные с кровью, которая называется…..
  9. Красные клетки придают крови красный цвет, т.к. в их состав входит особое вещество-пигмент…

Ответы:

  1. Вены.
  2. Плазмы.
  3. Сердце.
  4. Артерии.
  5. Капилляры.
  6. Незамкнутая.
  7. Замкнутая.
  8. Гемолимфа.
  9. Гемоглобин.

По кроссворду учащиеся называют тему урока. “Выделение”.

Постановка познавательной задачи

Для нормальной жизнедеятельности организма необходимо постоянство состава жидкостей внутренней среды: цитоплазмы, тканевой жидкости, гемолимфы, крови. Как беспозвоночные животные обеспечивают поддержание относительно постоянного химического состава своего организма при поступлении из окружающей среды различных веществ и их превращений в новые соединения?

Решение познавательной задачи.

Рассказ с элементами беседы по таблицам.

Выделение- выведение из организма конечных продуктов обмена веществ, избытка воды, солей, ядов, образовавшихся в организме или поступивших с пищей.

Механизм выделения зависит от уровня организации организма (одноклеточный, многоклеточный, беспозвоночный или позвоночный, растение или животное) и среды обитания организма.

Из организма выводятся вещества, накопление которых мешает нормальной жизнедеятельности организма, это не всегда отходы, т.е. вещества, которые не могут быть дальше использованы организмом.

Некоторые из образующихся веществ в результате пищеварения или тканевого дыхания до или после выведения из организма ещё могут служить определённым целям.

Основные продукты, подлежащие удалению, их дальнейшая судьба.

Продукт Источник Функция
Кислород Фотосинтез Используется при дыхании
Углекислый газ Дыхание у всех организмов Используется при фотосинтезе
Вода Дыхание у всех организмов Растворитель для всех реакций в организме.
Соли Пища Используются при фотосинтезе.

Повторно используются при почвенном (минеральном) питании растения

Органические кислоты Азотистый и углеводный обмен у некоторых растений и насекомых Горькие и ядовитые вещества защищают растение и насекомых от поедания животными.
Соединения азота (мочевина, мочевая кислота, аммиак) Обмен белков и нуклеиновых кислот Расщепляются бактериями и повторно используются растениями в виде солей

Вывод: Продукты жизнедеятельности поступают в окружающую среду и становятся источником пищи и энергии для других организмов. Так происходит круговорот веществ в природе.

Примеры: кислород, которым дышат ученики шестого класса (как и все остальные организмы) является продуктом жизнедеятельности растений, от которого они вынуждены избавляться для нормального протекания фотосинтеза.

Работа с учебником, с. 80, гл. 13 “Выделение”.

Задание: прочитать текст на с. 80. Заполнить таблицу.

Представители Органы выделения Для удаления, каких “отходов” жизнедеятельности они предназначены
Пресноводные простейшие сократительные вакуоли воду
Плоские черви выделительные канальца регулируют содержание воды, продуктов обмена веществ
Дождевой червь нефридии продукты обмена.
Насекомые Мальпигиевы сосуды продукты обмена

Устный отчёт по работе. Комментарии учителя, демонстрация таблиц.

Закрепление материала

Работа по биологическим терминам. (Термины находятся на магнитной доске.)

  1. Выделение.
  2. Сократительная вакуоль.
  3. Нефридии.
  4. Хлорагогенные клетки.
  5. Выделительные канальцы.
  6. Мальпишевые сосуды.

Решение биологических задач.

1. У морских и паразитических простейших ,родственников пресноводной амёбы, сократительные вакуоли отсутствуют. Объясните причину этого. Какая опасность грозит пресноводной амёбе в случае отсутствия у неё сократительной вакуоли?

2.”Содержимое выделительных трубочек выводится в заднюю кишку, где смешивается с не переваренными частицами пищи. Стенки кишки осуществляют обратное всасывание воды, в результате чего из организма выводятся совершенно сухие экскременты в виде шариков” – о каких животных идёт речь?

Вывод: содержание воды в жидкостях тела и его регуляция одна из основных проблем процесса выделения у организмов, живущих в разных средах (водная, почвенная, воздушная).

Задание на дом

Изучить гл. 13 “Выделение”, с. 80. Ответить на вопрос: “Всегда ли целесообразно удалять из организма все продукты жизнедеятельности?”

Оценки за урок: 5 оценок за работу в тетради и устные ответы.