Организация проверки знаний на уроках природоведения

Разделы: Начальная школа


Овладение каждым школьником глубокими и прочными знаниями возможно при условии повседневной информированности учителя о результатах обучения. Только в этом случае можно своевременно устранить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, предупредить их отставание.

Основной источник информации учителя об овладении учениками программным материалом - различные виды проверки знаний, умений и навыков. Совершенствование их является одним из важных направлений совершенствования всей постановки учебного процесса.

Проверка знаний учащихся имеет большое значение при работе в современной школе, где обучение должно обеспечить не только высокий научный уровень знаний школьников, сознательное и прочное усвоение, умение использовать их для самостоятельного приобретения новых знаний, но и в развитии познавательных способностей учащихся.

Необходимо подчеркнуть, что контроль знаний, в том числе и природоведческих, должен быть систематическим, последовательным и глубоким. Таким образом, перед учителем стоит проблема всесторонней проверки знаний.

Цель данного исследования - выявить актуальность форм и методов проверки знаний учащихся ; условия их наибольшей эффективности.

Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:

  • выявить индивидуальные особенности детей;
  • определить уровень развития детей;
  • применить методы и формы проверки знаний;
  • выявить наиболее эффективные методы и формы проверки знаний учащихся, условия, при которых достигается эффективность методов и форм проверки знаний учащихся.

Объект исследования - это процесс обучения природоведению, с использованием систематической проверки знаний учащихся, включенной в этот процесс наряду с другими компонентами обучения и воспитания.

Предмет исследования - это система проверенных знаний, как средство совершенствования этого процесса.

В процессе исследования выявилась следующая гипотеза - если учитель целенаправленно включает в различные звенья урока систему проверочных заданий, что будет интенсивно активизировать познавательную деятельность учащихся и совершенствовать методы и приемы проверки знаний учащихся, при правильной ее организации, то повысится эффективность и качество обучения в целом.

Образовательное значение проверки знаний состоит в том, что и для учителя, и для ученика становится ясным, какими знаниями и умениями овладел ученик. Учителю становится ясно, что ученик знает, и чего он не понимает, какой материал усвоен хорошо, а какой - в недостаточной степени или вовсе не усвоен. Учитель критически оценивает преимущества и недостатки своей работы. Он вносит дополнения, изменения в методы работы, успешнее находит пути и средства индивидуального подхода к своим ученикам. Очень важно и то, что учитель глубже понимает и оценивает программный материал с точки зрения познавательных возможностей учащихся. Ему становится очевидным, какие вопросы и понятия усваиваются с трудом, а какие легче. Это является основанием для творческой подготовки учителя к урокам.

Проверка выявляет степень понимания, запоминания, осознанности учащимися изучаемого материала. Ученик получает качественную характеристику своих знаний, возможность совершенствовать свой стиль работы, - в школе и дома, развивать положительное, ликвидировать недостатки в знаниях, умениях и навыках.

Проверка знаний оказывает на развитие личности учащихся большое воспитывающее влияние, особенно в начальных классах.

Проверка знаний непосредственно связана с оценкой. Младшие школьники смотрят на отметку, как на основной и решающий показатель результатов обучения. Оценка всегда вызывает, особенно в начальной школе, определенное отношение к себе, как к ученику, как к личности. Поэтому проверка и оценка методов обучения имеют прямое отношение к анализу изучаемого школьниками учебного материала и играют существенную роль в воспитании положительной мотивации к учению, интересов и склонностей, развивают чувства коллективизма и товарищества в учебной работе. Учащиеся радуются, когда их товарищи получают хорошие и отличные отметки, стараются помочь неуспевающим. Учитель при проверке знаний всегда должен следить за тем, как переживается оценка в классе, как учащиеся относятся к успехам товарищей.

Проверка знаний развивает умственные силы ребенка, раскрывает логику усвоения знаний, младший школьник знакомится с последовательностью рассуждений, логическими операциями и приемами, способами усвоения учебного материала.

В начальных классах разнообразные способы и формы проверки усвоения детьми учебного материала. Школьники больше думают о том, как правильно выполнить задание, а не о том, в какой манере отвечать учителю.

Правильно организованная проверка знаний позволяет учителю постоянно видеть, знать и оценивать, как происходит формирование природоведческих представлений и понятий у всего класса, каждого учащегося в отдельности, а учащимся осознавать, как они продвигаются вперед в процессе усвоения учебного материала. В результате проверки накапливаются объективные оценки знаний детей, что имеет большое воспитательное значение.

Требования, предъявляемые к организации проверки знаний, умений и навыков по природоведению, сводятся к:

  • индивидуальному подходу к проверке знаний учащихся, во время которого преподаватель учитывает разный уровень их развития, не завышая и не занижая требований.
  • тщательной подготовке проверки знаний детей, определению ее цели, видов и форм на разных этапах урока.
  • подготовке вопросов для проверки знаний учащихся.

С целью формирования основ мировоззрения в процессе проверки знаний, надо устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Например, только анализируя и сопоставляя полученные знания, учащиеся могут ответить на следующие вопросы учителя: почему птицы улетают на юг? Почему мать-и-мачеха цветет ранней весной? Почему белка не засыпает на зиму? Почему медведь зимой спит? И т.д.

Необходимо, чтобы вопросы будили мысль учащихся, развивали их познавательные способности, заставляли думать, анализировать, обобщать и сравнивать. Например, учитель может дать следующие задания: сравните растения степей и пустынь; выделите черты их сходства и различия; объясните, почему листья осенью у деревьев и кустарников опадают и т.п.

При работе с картой необходимо ставить вопросы, требующие чтение карты: где проходит Северный морской путь? Какой океан омывает Евразию с запада? В каком направлении тянутся Уральские горы? И т.д.

Полезно использовать вопросы, связанные с непосредственными наблюдениями учащихся, с практическими работами на местности: как определяют на местности направление течения реки? Как определяют правый и левый берега реки? Какие птицы прилетают в нашу местность в октябре и ноябре? Какие растения первыми зацветают в нашей местности? И т.д.

Требования к организации проверки знаний.

  1. Учитель проверяет и оценивает качество усвоения программного учебного материала. Знания, умения и навыки школьников проверяются и оцениваются с точки зрения выполнения учебных программ. Качество усвоения содержания программы – основной критерий оценки знаний. Конечно, учитель должен интересоваться и знать, какой дополнительный материал изучают дети. Однако, школьные способы проверки и оценки знаний служат целям выполнения принятых в школе государственных программ, а дополнительные знания проверяются с точки зрения их влияния на изучение программного материала.
  2. Проверка знаний должна быть систематичной, регулярной, обязательной в течение всех лет школьного обучения. Нарушение этого требования ухудшает отношение учащихся к учебе, отрицательно влияет на качество знаний. Нельзя допускать, чтобы проверка знаний ученика по предмету была бы эпизодом в его жизни. Школьники должны готовиться к урокам ежедневно, всегда должны быть готовы к ответу. К этому и побуждает регулярность контроля учителя. Отсутствие системы и порядка в проверке знаний позволяет ученику иногда не готовить задания в надежде на то, что его не спросят.
  3. Проверка и оценка знаний должна носить индивидуальный характер. Каждый ученик должен понимать, что проверяются и оцениваются его знания, его умения и навыки. Никто из товарищей не может и не должен разделять с ним ни хорошую, ни плохую отметку. Состояние готовности к ответам на вопросы учителя возникает, если проверка и оценка знаний является необходимым компонентом учебного процесса, входит составным элементом в его структуру.
  4. Проверка и оценка знаний должны способствовать развитию умственных способностей учащихся, воспитанию моральных и волевых качеств, связанных с преодолением трудностей учения. Они должны влиять на общее развитие учащихся, на формирование качеств личности, на отношение школьников к учебе. Проверка знаний помогает учителю видеть процесс развития и формирования умственных, моральных, волевых и эмоциональных качеств личности.
  5. Формы проверки знаний, умений и навыков учащихся должны быть самыми разнообразными. Иногда учитель применяет длительное время одни и те же способы проверки знаний. У него формируется определенная привычка спрашивать, задавать вопросы, мотивировать отметку. Учащиеся приспосабливаются к такой проверке, им заранее известно, в какой форе будет спрашивать учитель. Они начинают отвечать только для учителя, чтобы удовлетворить его. Разнообразие форм проверки сосредотачивает учащихся на своих знаниях, на их воспроизведении. Ученик в этом случае меньше всего думает о том, как бы угодить учителю, ответить для него. Особенно важно разнообразить формы проверки знаний в начальных классах, когда у младших школьников формируется отношение к проверке и оценке знаний.

Всякий учитель стремиться к выполнению этих требований, однако, индивидуальные качества его личности и различие в уровне профессиональной подготовки приводят к своеобразию способов проверки и оценки знаний. Ученики, особенно младшие школьники, отражают эту систему, приспосабливаются к манере проведения учителем опроса и контроля. Преимущества при проведении опроса становятся и преимуществами ответов детей; недостатки в способах проверки ведут к недостаткам в усвоении знаний школьниками. Поэтому способы проверки знаний учащихся не должны быть трафаретными и однообразными. Здесь необходимо проявление творчества и инициативы со стороны учителя.

В практике обучения наиболее распространенными являются текущий, итоговый и тематический виды проверки. Они проводятся в форме устных и письменных работ, индивидуального и фронтального опросов, поурочного балла.

Текущая проверка знаний проводится на каждом уроке, учитель проверяет подготовленность учащихся к усвоению новых знаний, контролирует, как дети усваивают содержание учебного материала в течение всего урока. Она является необходимым компонентом учебного процесса при объяснении, закреплении, повторении материала.

Текущая проверка знаний проводится в форме опроса в специально отведенное время, проверки домашнего задания, во время выполнения самостоятельной проверочной работы. Иногда в форме вопросов и заданий в ходе объяснения, повторения или закрепления для воспроизведения имеющихся знаний. В других случаях – в форме наблюдений за познавательной активностью учащихся, их желании работать на уроке, их работоспособностью, за проявлением самостоятельности в умственных действиях и в поведении или избирательной проверки качества выполнения упражнений и другой учебной работы у отдельных учащихся.

Сочетание отдельных форм текущей проверки позволяет активизировать воспроизводящую познавательную деятельность учащихся.

Тематическая проверка заключается в обеспечении контроля за усвоением всей темы. Проверяется содержание одной из изученных тем учебной программы. Этот вид проверки имеет большое значение для систематизации материала. На уроке задача состоит в том, чтобы проверить понимание учеником всей темы, а не содержания отдельных уроков и заданий. Такая проверка способствует систематизации и обобщению знаний по теме.

Итоговая проверка и оценка знаний проводиться за каждую четверть и за учебный год. Ее значение в том, чтобы дать правильную объективную оценку достигнутым успехам ученика, уровня его развития. Здесь учитываются все аспекты учебной деятельности.

Эти виды проверки могут быть устными и письменными. Основными формами устной проверки знаний на уроке является индивидуальный и фронтальный опрос.

При фронтальном опросе вопрос, требующий краткого ответа, учитель задает всему классу. Дети отвечают с места, сидя или стоя. Получив несколько ответов на один вопрос, учитель формулирует следующий вопрос, предоставляя ученикам возможность воспроизвести в системе определенную часть учебного материала.

При индивидуальном опросе вопрос также задается всему классу, учитель сосредотачивает на нем внимание всего класса. Не нужно вызывать ученика для ответа тотчас после формулировки вопроса. Некоторое время все дети думают, а затем один из учеников отвечает. При индивидуальном опросе ученик отвечает у учительского стола, пользуясь (при необходимости) классной доской.

Ответ ученика выслушивает весь класс. Учителю не следует прерывать ответ учащегося. Необходимо приучить весь класс внимательно слушать рассказ и не поднимать рук во время ответа товарища. Нельзя допускать, чтобы один ученик отвечал, а другие были невнимательны к ответу. Мастерство учителя состоит в том, чтобы, спрашивая одного ученика, работать со всем классом. Учитель включает учащихся всего класса в слушание ответа, давая такое задание:

  • внимательно слушать,
  • после ответа учащегося задавать вопросы ему по тому материалу, который им не был освещен,
  • дополнить и исправить ответ.

Иногда учитель дает время ученику для подготовки ответа, опрашивая в это время других учащихся фронтально.

После ответа учащегося у доски ему могут быть заданы учителем дополнительные вопросы, которые помогают выявить глубину понятий и знаний учащимся содержания основного вопроса. Дополнительные вопросы для сильного ученика должны носить анализирующий характер, например: "Почему зимой идет снег, а осенью - дождь?" Ученику послабее можно предложить задание воспроизводящего характера, например: "Перечислить виды раннецветущих растений".

Для индивидуального опроса подбираются вопросы, требующие подробного изложения. Для фронтального опроса важна система вопросов. В них должна быть определенная последовательность, которая позволяет увидеть основные понятия, положения, зависимости в учебном материале. Очень важно, чтобы все учащиеся класса слушали своих товарищей, тогда в ответах школьники увидят систему знаний.

Как было отмечено, каждый вид опроса в отдельности имеет свои преимущества и недостатки, поэтому на каждом уроке природоведения опрос проводят комбинированно.

В редких случаях могут быть проведены небольшие письменные проверочные работы. В 2-ом и, особенно, в 3-ем классах можно проводить индивидуальные и фронтальные опросы, которые не требуют развернутого письменного объяснения и связаны со знанием фактического материала. Продолжительность таких работ не должна превышать 5 минут. Можно дать учащимся письменную работу, которая позволит проверить, как они ведут наблюдения. Так, во 2-ом классе по теме "Весенние явления в природе" учитель записывает на доске вопросы-задания, а учащиеся, не переписывая, сразу отвечают на них, например: назовите птиц, которые первыми прилетают в наши края весной. Такая письменная работа не отнимает много времени, но позволяет проверить знания сразу у всех учащихся.

Можно предложить учащимся проверочную работу в виде теста. Дидактические тесты являются сравнительно новым методом проверки результатов обучения. Смысл работы на уроке заключается в выборе учеником правильных ответов на предложенные задания. Опыт многих учителей показывает, что большинство школьников успешно справляются с этой работой.

Однако, как и во всяком новом деле, могут потребоваться определенные установки и навыки, о чем тактично должен позаботиться учитель. Эта форма работы должна не вытеснять, а дополнять другие формы.

Например: "Как ты поступишь, если увидишь дерево, из которого вытекает сок?"

  1. Пройду мимо.
  2. Закрою ранку глиной (пластилином).
  3. Попью соку и пойду дальше.

"Какие насекомые собирают сладкий сок-нектар с цветущих растений?"

  1. Муравьи.
  2. Бабочки.
  3. Пчелы.

Весьма важны вопросы, выявляющие и оценивающие умение учащихся применять свои знания на практике. На уроках природоведения имеются большие возможности для организации такого опроса по результатам систематических наблюдений за сезонными изменениями в природе. "Дневник наблюдений" позволяет систематически проводить такую работу, применяя приобретенные практические умения и навыки.

Так, в 3-ем классе, в сентябре можно предложить учащимся следующие задания:

  1. Определите с помощью компаса, в каком направлении от школы находится ваш дом, сквер.
  2. Начертите схему реки с притоками, озера.

Система практических работ и заданий имеет большое значение в проверке умений учащихся применять полученные знания на практике.

Во 2-ом классе учащиеся могут показать части растений на живых объектах, продемонстрировать умение пользоваться термометром. В 4-ом классе учащиеся могут находить и показывать на карте географические объекты, читать карту по условным знакам, измерять расстояния между объектами. Давая в классе топографический диктант, учитель проверяет умение изображать направление на чертеже, знание условных обозначений и умение изображать их на бумаге. Учитель проверяет знания детей при демонстрации опытов: индивидуально, когда опыт делает один из учеников, а остальные следят за его действиями, или фронтально, когда опыт проводит весь класс.

Во время проверки знаний учитель применяет работы графического характера, которые выражаются в умении изобразить объекты природы схематично. Проверка знаний при помощи графических работ позволяет определить качество усвоения пройденного, осмысленность и умение выразить это наглядным образом.

Важно проводить проверку умений работать с простейшими приборами: компасом, термометром. Проверка таких умений проводиться не только в классе при выполнении практических заданий, но и во время домашней учебной работы, при проведении экскурсий, практических занятий на открытой местности, во время внеклассной работы.

Необходимо помнить, что в начальных классах нужно сочетать все виды проверки, отдавая на том или ином уроке наибольшее предпочтение одному из них, исходя из цели урока, его содержания и методов работы.

Выставляя оценку за четверть или год, учитель учитывает результаты своих наблюдений за повседневной работой школьника на уроках природоведения, устного его опроса, общий уровень теоретических знаний и умений, применять их на практике.

Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс, оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля последних. Условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах. В настоящее время в нашей стране принята пятибальная система отметок.

"5" (отлично) ставится за глубокое и полное понимание программного материала, за умение самостоятельно разъяснять изучаемые положения, за логический и литературно правильно построенный ответ, за убедительность и ясность ответа, когда ученик не допускает ошибок.

"4" (хорошо) ставится за правильное и глубокое усвоение программного материала, однако в ответе допускаются неточности и незначительные ошибки, как в содержании, так и в форме построения ответа.

"3" (удовлетворительно) выставляется за то, что ученик знает основные, существенные положения учебного материала, но не умеет их разъяснить, допускает отдельные ошибки и неточности в содержании знаний и в форме построения ответа.

"2" (плохо) выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный ответ показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основных положений, допускает существенные ошибки, которые искажают смысл изученного материала. Как правило, такие ответы неубедительны ни для самого ученика, ни для учителя. На таком уровне знаний нельзя строить дальнейшее изучение программного материала и умственного развития ребенка.

"1" (очень плохо) ставится тогда, когда ученик не знаком с учебным материалом.

В первом классе при обучении шестилетних детей особенности проверки знаний состоят в том, что оценка в баллах ребенку не выставляется. Во-первых, потому что шестилетний ученик может не понять смысл балла или дать ему свое субъективное толкование. Во-вторых, потому что у шестилетнего ребенка нужно формировать и поддерживать положительную мотивацию учения, чему не всегда соответствует получаемая ребенком отметка.

Проверка знаний у шестилетнего ученика осуществляется в виде одобрительных оценочных суждений, поощрений, конкретных указаний на то, что у ребенка хорошо, а что не получается. Учитель помогает ребенку советами. Важно не вызывать у ребенка отрицательных эмоций. Доброе отношение, внушение, что он хороший ученик, или будет таким - главное в работе с шестилетними учениками.

Овладение методикой проверки знаний и умений - одна из важных и трудных задач, стоящих перед учителем. Проверка знаний - необходимое звено в процессе обучения и является обязательным его компонентом. Основная цель этой составной части урока - определение качества усвоения учащимися учебного материала. Учитель имеет возможность убедиться в том, насколько эффективны организация урока, его содержание, методика проведения.

Планируя проверку знаний учащихся, учитель должен знать:

  • цель проверки,
  • что следует проверить,
  • каким образом проверять (методы, приемы).

Контроль или проверка результатов обучения имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. От правильной ее организации и степени объективности существенно зависит эффективность и качество обучения в целом.