Технологические карты уроков химии по теме: "Урок — это мои крылья…"

Разделы: Химия


Тема урока: АЛЮМИНИЙ

Класс: 9б.

Тип урока:постановка и решение учебных задач.

Цель урока

Для учителя

Для ученика

1.Образовательная. Создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений учащихся по данной теме. Знать характеристики алюминия на атомарном и макроуровне.
2.Развивающая. Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью. Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, речевую деятельность.
3.Воспитательная. Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку. Формировать умения работать по культуре умственного и практического труда, адекватной оценке своей деятельности.

Ожидаемый результат

Каждый ученик должен уметь давать характеристику алюминия на атомарном и макроуровне, находить причинно-следственные связи, выявить закономерности по составу, строению, свойствам, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.

Оборудование

Лабораторная работа.

Алюминий (стружка, фольга, проволока, гранулы), цинк, соляная кислота (1:2), гидроксид натрия, спиртовка, спички, держалка, 3 пробирки, образец алюминиевой руды (боксит).

Демонстрация.

Вода в стакане, вилка алюминиевая, штатив с лапкой, проволока алюминиевая, спиртовка, спички, хлорид меди (II),азотная кислота (концентр), соляная кислота (1:2)

Таблицы.

Металлическая кристаллическая решетка, получение алюминия электролизом, справочные таблицы по физическим свойствам алюминия, руководство по выполнению эксперимента.

Кодоскопи пленка к кодоскопу (химические свойства, нахождение алюминия в природе, получение алюминия)

Литература:

  • Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учебник – М.: Дрофа, 1998 г.;
  • Шалинец А.Б. Провозвестники атомного века. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1975 г.;
  • Таубе П.Р., Руденко Е.И. От водорода до…? М.: «Высшая школа», 1968 г. Чернышевский Н.Г. Что делать?

Структура и содержание урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Контроль

1.Организационный момент. Вступление: мир каких веществ мы изучаем? Мир металлов.  
2.Мотивация и целеполагание.

 

Читается отрывок из произведения Чернышевского Н.Г. "Что делать?" и показывается ксерокопия образца мебели из данного метала (приложение 1). Слушают и формулируют тему урока, подтверждают логику выбора этой темы.  
3.Планирование. Обращение к девизу урока (приложение 2) и нацеливание на планирование. Составляют план изучения данной темы путем переноса ранее изученного материала на новый, сравнивают план с эталоном (приложение 3).  
4.Реализация плана через решение частных задач.
Атомарный уровень.
Вызывается ученик к доске по характеристике алюминия на атомарном уровне (состав – строение –свойства). Дают характеристику алюминия на атомарном уровне с краткой записью в тетради и отвечают на контрольные вопросы.

 

 

1)К каким элементам (s, p, d, f)относится алюминий?
2)Какую необычную степень окисления может иметь алюминий? (Обратитесь к графической формуле)
3)Как изменяется восстановительная способность в периоде? Почему?
Макроуровень:
  • состав
  • строение
  • свойства:
  • физические свойства;
  • химические свойства
Организация фронтальной парной работе по характеристике макро уровня. Характеризуют состав вещества, строение кристаллической решетки алюминия. Характеризуют состав вещества, строение кристаллической решетки алюминия.
Вывод учеников на основании анализа справочных данных (приложение 4) и образцов алюминия по характеристике физических свойств алюминия. Анализируют и делают выводы с записью в тетрадь. 5)Охарактеризовать физические свойства алюминия.
Выход на проблему химической активности алюминия:
просит сравнить химическую активность с щелочными и щелочноземельными металлами по положению в периодической таблице и в электрохимическом ряду напряжения.
работая в парах, сравнивают активность алюминия и делают выводы. 6)Какова химическая активность алюминия?
просит сформулировать проблему (противоречие) между знаниями и жизненными наблюдениями. работая в парах, предлагают проблему и формулируют ее, делают вывод почему она возникла (химическая активность – применение в быту). 7)Какая проблема возникла?
выход на предложение решения данной проблемы. проводят мысленный сбор данных и мысленный эксперимент, используя оборудование и реактивы урока. 8)Какой эксперимент вы предлагаете?
организует проведение выбранного эксперимента (приложение 5 –опыт 1). по вариантам проводят эксперимент по сравнению химической активности алюминия и цинка
Iвариант. Zn + HCl
IIвариант. Al + HCl
Рисуют схему покрытия алюминия оксидной пленкой.
7)Какой вывод по итогам эксперимента вы сделали?
выполнение демонстрационного опыта (нагревание алюминиевой проволоки в пламени). смотрят и делают выводы, отвечают на контрольные вопросы, используя данные эксперимента. 8)Почему расплавленный алюминий не капает?
9)Подвергается ли коррозии алюминий?
Задает вопрос по химическим свойствам алюминия, очищенного от оксидной пленки. Отвечают и сравнивают ответ с пленкой через кодоскоп
(приложение 6).
10)Что необходимо сделать, чтобы изучить химические свойства алюминия?
Вызывает двух учеников к доске с целью написания уравнений реакций по химическим свойствам. Два ученика у доски пишут уравнения химических реакций:
1 –взаимодействие алюминия с простыми веществами;
2 –взаимодействие алюминия со сложными веществами.
(Заполняют пропуски и показывают переход электронов).
11)Каковы общие химические свойства алюминия?
Проводит демонстрационный опыт по пассивации алюминия концентрированной азотной кислотой. Смотрят и делают выводы по применению алюминия, отвечают на контрольный вопрос. 12)Какое применение находит алюминий в связи с этим свойством?
Вопрос: каковы особенные свойства алюминия? (учебник стр.52). Предлагают варианты из ранее имеющегося опыта (взаимодействие с щелочами и восстановитель). 13)Какие продукты образуются при восстановлении оксида алюминия? Как называется процесс? Записать уравнение реакции.
Предлагает выполнить опыт 2 (приложение 5). Выполняют опыт, записывают схему
Al + NaOH + H2O > H2 + ?и доказывают наличие водорода.
14)Можно ли пользоваться алюминиевой посудой при хранении щелочей и кислот?
5.Домашнее задание Возвращает к плану урока § 13, стр.57-61, повторить амфотерность § 2, сплавы алюминия § 7. Для желающих опыты (инструкции – приложение 7). Выделяют оставшиеся вопросы из плана, переходят к теме следующего урока и делают вывод, что необходимо повторить дома.  
6.Рефлексия. Рефлексивные листочки. Дописывают предложения
(приложение 8).
 
В зависимости от темпа работы учащихся, можно продолжить рассмотрение плана.
7. Нахождение в природе, получение, открытие. Организует работу по рядам, учебник стр.59, 60, 62. При ответах учащихся использует пленки через кодоскоп (приложение 9), таблицу «Получение алюминия электролизом». Зачитывает стр.90, "От водорода до…?", Руденко Е.И., Таубе П.Р. Iряд – нахождение в природе.
IIряд – получение.
IIIряд – открытие.
Делают выводы по поставленным разделам.
1)В виде чего находится алюминий в природе?
2)Руда из которой получают алюминий?
3)Способ получения алюминия из руды?
4)Почему используют криолит?
5)С каким открытием связано получение активных металлов?
Итог урока: «Этому металлу суждено великое будущее.»  Н.Г. Чернышевский.

Приложения к уроку "Алюминий"

Тема урока: СПИРТЫ

Класс: 10б.

Тип урока: решение частных задач.

Дидактическая цель: создать условия для закрепления и систематизации учебного материала, выявить уровень овладения системой знаний и умений, применением их в сходных и нестандартных ситуациях средствами технологий развивающего обучения.

Цели по содержанию:

Образовательная - способствовать закреплению и обобщению системы знаний по теме.

Развивающая –продолжить формирование умений выявления проблем, их решения через применение знаний в сходных и нестандартных ситуациях, установлению причинно-следственных связей, формулированию новых проблем.

Воспитательная – способствовать формированию интереса к знаниям, умениям, адекватной оценке своей деятельности.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и парная.

Средства обучения:

  • Химия 10 – учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С. Габриеляна – М., Дрофа, 2000 г.
  • Кодоскоп и пленки к кодоскопу.
  • Демонстрационный эксперимент:
    этиловый спирт;
    бутиловый спирт;
    натрий.
  • Информационные карты по теме «Спирты».

Структура и содержание урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент. Предлагает проверить готовность учащихся к уроку, приветствует учащихся. Готовятся к уроку, приветствуют учителя.
2.Целеполагание и мотивация. Предлагает учащимся вернуться к девизам первых двух уроков: (кодоскоп). Учитель записывает все проблемы на доске. Зачитывают девизы и отвечают на вопросы (приложение 1).
Устанавливают связи между выписанными проблемами и их классифицируют.
3.Планирование по решению проблем. Выслушивает предложения по решению этих проблем. Предлагают варианты решения выявленных проблем.
4. Реализация плана через решение частных задач:
а) систематизация и обобщение материала; (5минут)
б) применение учебного материала в знакомой и нестандартной ситуации.
Организую парную работу по передаче информации, используя карту.
1) Вызывает к доске 6 учащихся для индивидуальной работы по карточкам (приложение 3).
2) Организует фронтальную работу в тетради с учащимися по выполнению химического диктанта (приложение 4).
3) Вызывает к доске 3-х учащихся для проверки работы по карточкам.
4) Просит в парах обсудить итоги диктанта.  
5) Выясняет результативность работы по итогам диктанта (оценивает верные результаты).
6) Организует подведение итогов по индивидуальной работе у доски.
7) Предлагает учащимся упражнение 9 стр. 132 (учебник), помогает в формулировке вывода и подтверждает его демонстрационным экспериментом через кодоскоп.
8) Предлагает вопрос перехода (генетической связи) от углеводородов к спиртам.
Первые два пункта ученик первого варианта рассказывает ученику второго варианта, а 3, 4, 5 пункты ученик второго варианта рассказывает ученику первого варианта

1) Ученики, вызванные к доске, оформляют свой ответ письменно и садятся на место.

2) Выполняют письменно задание в рабочей тетради.

3) Вызванные ученики проверяют идентичные работы у 2-х учащихся, исправляя, дополняя ответ цветным мелком.

4) Обсуждают результат в парах, затем проверяют его по кодоскопу (приложение 4).

 6) Ответы исправленные и дополненные озвучиваются и делаются выводы по разрыву связей между атомами в функциональной группе.

7) Высказывают свою точку зрения и объясняют, формулируют выводы.

8) Предлагают переходы

и делают выводы.

5.Итог по уровню обученности. Ставит оценки за работу у доски, диктант. Заполняют выходную карту 1 пункт (приложение 5).

Высказывают собственные суждения об успешных достижениях.

6.Домашнее задание. Обращает внимание к информационной карте пункт 1 б (вторая формула) и 1 задание диктанта – продукт.

Задает домашнее задание:

§ 16.Написать уравнение химических реакций по свойствам глицерина, упр. 14, стр. 133; для желающих осуществить превращение, используя генетическую связь, предельный углеводород > сложный эфир.

Отвечают на вопросы:

1)Какое соединение здесь получилось?

2)Каковы физические и химические свойства можно предположить у многоатомных спиртов?

3)А будут ли характерны для них особые свойства? Почему? (ответить, опираясь на теорию А.М. Бутлерова).

Записывают его в тетрадь, задают уточняющие вопросы.

7.Рефлексия. Предлагает заполнить выходную карту и благодарит учащихся за урок. Заполняют 2, 3 пункты.

Приложения к уроку "Спирты"