Программа Internet-English — новые технологии и новые пути изучения английского языка

Разделы: Иностранные языки


Мы живем в новом веке, названном “временем новых технологий” и провозгласившим информацию наиболее ценным сокровищем. В настоящее время особое значение придается развитию самостоятельного критического мышления школьников и умению работать с различными источниками информации.

Современное общество характеризуется не только развитием технического прогресса, но и расширением межгосударственных отношений во всех областях деятельности человека. Владение иностранным языком становится неотъемлемым качеством всесторонне развитой личности, действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса.

Умение пользоваться компьютером и Интернет является одним из наиболее важных и необходимых качеств для успешных учебы в высшем учебном заведении и профессиональной карьеры.

Новое время принесло с собой многочисленные термины, которые необходимо знать, понимать и использовать. Большинство терминов по темам “Компьютер” и “Интернет” являются заимствованиями из английского языка.

Умения давать четки, лаконичные определения – одно из основных, развиваемых на старшем этапе обучения иностранным языкам.

Использование НИТ на уроках иностранного языка не только повышает мотивацию, создает творческую обстановку, но и предоставляет учащимся возможность постигать возможности компьютерных технологий.

Вышеперечисленные факторы привели автора не только к активному использованию компьютера и Интернет на уроках английского языка, выполнения проектов, включая международные, но и к созданию программы интегрированного курса обучения английскому языку и Интернет технологиям.

Настоящая программа рассчитана на учащихся старших классов физико-математического профиля, либо на тех учащихся, которые заинтересованы в изучении компьютерных технологий. Она может быть использована в процессе обучения студентов первых курсов языковых и неязыковых вузов, СУЗ и колледжей.

Необходимый уровень владения английским языком – Pre-intermediate или Intermediate.

Основное направление работы по программе – постепенное включение использования компьютерных и Интернет технологий в процесс обучения английскому языку, формирование языковой компетенции и технической грамотности обучающихся.

В условиях, когда нет возможности использовать компьютеры во время учебных занятий, можно изучать только теоретическую часть программы, либо вынести практическую часть в Интернет-кафе, центры открытого доступа к Интернет, библиотеки и т.д. Учащиеся могут выполнять задания дома на личных ПК и сдавать результат учителю на дискете.

Хорошо, если у учителя есть возможность общаться с учащимися по электронной почте, во время подготовки проектов создается список рассылки, с помощью которого учащиеся высказывают свои мнения и обсуждают их по тем или иным вопросам.

Так как программа предполагает обобщение грамматического материала, возможно ее использование фрагментарно для повторения наиболее сложных тем в старших классах.

Тексты пособия “Internet English” могут быть использованы как дополнительный материал на уроках английского языка для расширения тем, связанных с изобретениями, компьютерными технологиями и правом (тема “Интернет – опасное место, не так ли?”.

Структура программы и учебного пособия к ней представлена на схеме 1 и схеме 2.

Схема 1. Структура учебного пособия

Схема 2 . Структура раздела пособия

Таблица 1. Примерное тематическое планирование

Тема/подтема Аудиторные занятия Лабораторные занятия (компьютеры, Интернет) Проектная деятельность
1 Is Computer a Craze?:
  • Computer in our life.
  • Why is it so expensive?
  • Computerization.
  • Present Simple & Present Continuous.
5   2
Microsoft Office (Word).   2  
2 How It Began:
  • First computers.
  • Birth of computer.
  • Does computer change our life?
  • Present Perfect & Past Simple.
5  

 

2
Microsoft Office (Power Point).   2  
3 How It Works:
  • Hardware.
  • Software.
  • “When you switch your PC on”.
  • Adjective(word order). Adjective Clause.
6  

 

2
Internet Explorer.   2  
4 WWW DOT COM:
  • Internet English.
  • Special terms.
  • Used to. Question tags.
6  

 

2
Internet Search Engines.   2  
5 About the Web:
  • Browsers.
  • Web sites.
  • Electronic mail.
  • Infinitive & Gerund.
7   2
Hotlist. Scrapbook. Catalogue.   2  
e-mail.   2  
6 Meet the Internet:
  • Internet history.
  • Electronic books.
  • Modals.
5   2
Treasure Hunt.   2  
Web-games (languge)   2  
7 Internet Is a Dangerous Place, isn’t it?:
  • Internet security.
  • Viruses and how to avoid them.
  • Hackers & Crackers.
  • Conditionals.
7  

 

2
Webquest.   4  
Testing.   2  
8 Hi-Tech Technologies – Are We Ready For Them?:
  • New technologies.
  • Hi-tech in school.
  • Future Actions.
5   4
Chat, forum, conference.   2  

Учебный процесс построен на основе проектной методики, учащиеся активно вовлечены в совместную творческую деятельность по выполнению различных проектов, как краткосрочных, так и продолжительных. Им необходимо использовать жизненный опыт, воображение, синтез и анализ информации. При подготовке презентации продукта проекта активно используются презентации в программе Power Point, создание веб-сайтов и других веб-ресурсов при помощи веб-редакторов, драматизация, ролевые игры, защита докладов с тем, чтобы дать возможность учащимся “поиграть” различные естественные в их жизни ситуации.

Кроме того, при работе по проектной методике, уделяется внимание развитию навыка работы в команде, воспитанию корректности поведения и высказываний, планированию учебной и внеурочной деятельности.

Команды могут быть сформированы учителем или самими учащимися. Можно пойти по пути сознательного подбора членов так, чтобы группы оказались примерно равными по уровню подготовки и владения английским языком, включали в состав как сильных, так и слабых учащихся. Можно же использовать метод случайного выбора (по цвету глаз, третьей букве фамилии, домашнему животному и т.д.). Необходимо помочь учащимся адекватно распределить обязанности в каждой команде, нагрузка должна быть равномерной.

Хорошо, если учащиеся ведут дневник выполнения проекта, анализируя причины удачи/неудачи. Дневник может представлять собой не только текстовый документ, но и рисунок, например, дерево, на котором вырастают “листочки” – этапы проекта.

С целью повышения мотивации и расширения источников информации, возможна организация совместной деятельности с учащимися из других стран (http://www.epals.com)

Проблемное обучение предполагает постановку проблемы при выполнении каждого задания, включая грамматические, совместный поиск решения поставленной задачи.

Так как одна из задач, сформулированных в программе, – развитие навыка ведения дискуссии и формулировка аргументированного высказывания, в ней широко использованы дискуссии разного вида: ролевые игры, пирамидные дискуссии, оппозиционные мнения, дебаты на научной конференции. Дискуссия стимулирует учащихся высказывать свое личное мнение, совершенствует навык устной речи, развивает чувство ответственности за высказывания, корректность, вежливость не только речи, но и поведения; развивает умение отделять идею от личности; воспитывает чувство уважения к собеседнику.

Использование аргументации в сочинениях на 100-250 слов совершенствует навык письменной речи с точки зрения лаконичности, выразительности и логики построения текста.

Работа по написанию сочинения должна включать в себя следующие стадии:

  1. Идея сочинения (выбор и фокусирование; подбор соответствующей информации; включение в сочинение свежих, неординарных идей и показ перспективы развития).
  2. Организация сочинения (вступление, основная часть и заключение; вступление-приглашение; логические связки между частями сочинения; логическое развитие событий или хода мысли; собственные выводы в заключении).
  3. “Озвучивание” текста (выражение собственных мыслей и чувств четко, ясно и понятно; использование приемов поддержания интереса читателя; стимулирование мотивации ответной реакции читателя на полученную информацию; энергичность и индивидуальность речи).
  4. Выбор слов (выбор простых, обычных, но эмоционально ярких слов; использование идиоматических выражений, неологизмов, фразеологических глаголов; выбор слов должен соответствовать теме сочинения, способствовать более глубокому пониманию мыслей автора. Необходимо избегать тавтологии (работа над синонимами и антонимами).
  5. Беглость письменной речи (избегать громоздких конструкций, изложение мысли простыми, легко читаемыми предложениями; чередование коротких и длинных, сложных и простых предложений; вариативность начала предложения; использование вводных слов, союзов; сохранение естественности речи).
  6. Проверка и редактирование (проверка с точки зрения грамотности письменной речи; адекватности использования слов, словосочетаний, стилистических приемов; проверка орфографии (заглавные буквы!) и пунктуации; проверка с точки зрения логичности и лаконичности изложения; определение, насколько текст соответствует заглавию).

Во время работы со специальными терминами необходима опора на базовые знания учащихся и их жизненный опыт, навыки работы на ПК и знания его устройства и программ. Составляется тематический словарь терминов (возможно – иллюстрированный) с формулировкой определений, обучение чему является неотъемлемой частью обучения.

Данный вид деятельности также может быть внедрен в процесс обучения английскому языку как автономная часть программы для расширения знаний учащихся по темам, связанными с техническими открытиями.

Творческие задания, викторины и конкурсы могут являться как частью программы, так и материалом для дополнительных занятий по английскому языку для повышения мотивации к обучению и расширения базовых знаний учащихся.

На основе изученного материала по данной программе, возможны различные научно-практические исследовании и подготовка докладов на научно-практической конференцию. Так, например, учащимися было проведено исследование по теме интерференции английского языка в русский (компьютерные термины и сленг), проблеме компьютерных преступлений. Учащиеся 11 (гуманитарного) класса сдавали экзамен по английскому языку в форме презентации проекта в Power Point с использованием Flash технологий.

Необходимо стимулировать учащихся как можно шире использовать их творческие возможности, относиться к каждому заданию как творческому, поощрять высказывание собственного мнения, активную мыслительную деятельность, воображение, языковую догадку. Развивающий компонент является одним из основных в процессе обучения по данной программе.

Приложение