Внеклассное мероприятие – химия + музыка: "О любви к музыке и химии"(о жизни и деятельности А.П. Бородина)

Разделы: Химия, Музыка, Внеклассная работа


Цели:

  • Показать значимость науки для искусства и искусства для науки на примере выдающегося отечественного химика и композитора А.П. Бородина, учить студентов анализу, синтезу, умозаключению и применению теоретических знаний на практике, ведению химического эксперимента.
  • Развивать мышление, музыкальную память и воображение.
  • Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою отечественную науку и искусство.

Оформление зала: Портрет А.П. Бородина, рояль, клавир оперы А.П. Бородина “Князь Игорь”, эскизы декораций к опере И. Билибина, набор реактивов для ведения эксперимента по теме “Альдегиды”, раздаточные карты с заданиями.

Условия проведения

Мероприятие проводится в форме конкурса между группами одного курса. Каждая группа выделяет команду из пяти человек, которая определяет свое название и девиз. Первая – “Дети Менделеева”. Девиз: “Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только все вместе”. Вторая – “Колбочки”. Девиз: “Наш учитель нам колбочки вручит. Мы смесь наведем и реакцию получим”. Остальные студенты представляют команды зрителей, которые также выполняют конкурсные задания, принося успех своей команде. Периодически звучат музыкальные фрагменты из оперы “Князь Игорь”, воссоздавая атмосферу музыкальной среды действующих событий.

Материал для выступления студентов

Ярким примером многостороннего развития личности является личность А.П. Бородина – выдающегося отечественного химика и композитора (1833–1887 гг.)

Александр Порфирьевич Бородин родился 11 ноября 1833 года в Петербурге. Его отец, князь Лука Степанович Гедианов, происходил по одной линии от татарских, а по другой – от грузинских князей. Мать, Авдотья Константиновна Антонова, была дочерью простого солдата. Рожденный вне брака, Александр был записан сыном дворового человека Гедиановых Порфирия Бородина.

Будущий композитор воспитывался в доме матери. Благодаря ее заботам детство мальчика прошло в благополучной обстановке. Бородин получил прекрасное домашнее образование. Он занимался русским языком и историей, математикой и географией, рисованием и черчением, французским, английским и латинскими языками, учился играть на фортепиано, флейте, виолончели.

Рано проявился у Бородина и композиторский дар – в 9 лет он написал “Польку Элен”, которая сохранилась и до наших дней.

В эти же годы у Бородина появилась страсть к химии. Практически во всех комнатах их квартиры стояли различные приспособления для проведения опытов, химическая посуда, банки с растворами. Саша самостоятельно экспериментировал, устраивал химические фокусы, научился изготовлять акварельные краски, самодельные фейерверки и др. В страхе было все население дома: все боялись, как бы не случился пожар.

Бородин избрал путь естествоиспытателя, поступив в 16 лет в Медико-хирургическую академию. Он стал любимым учеником выдающегося русского химика Н.Н. Зинина и усиленно занимался в его лаборатории, продолжал он заниматься и музыкой, вызывая этим недовольство Зинина, который видел в нем своего преемника.[2]

У него могли быть времена, когда он больше занимался химией, чем музыкой, или, наоборот… У него бывали, по его собственному выражению, “недели музыкальные” и “недели химикальные”, когда он находился в “пассии лабораторных работ”.

Но не было дня, чтобы композитор переставал быть ученым, а ученый переставал быть композитором. Нельзя механически делить Бородина на химика и на музыканта.

Дни идут за днями в напряженной работе. Химия, как Шехерезада, каждый вечер обрывает свой рассказ на самом интересном месте как бы для того, чтобы не выпустить из своих рук химика, который принадлежал не только ей одной. Ведь рядом с лабораторией, стоило только пройти коридор, лежали на конторке ноты, начатая опера. В часы самого напряженного труда до лаборатории доносились звуки рояля. Это играла Екатерина Сергеевна – жена композитора, словно напоминая химику, что он не только химик.

Опера и исследование альдегидов! Что могло быть общего между ними? Но и в музыке, и в химии Бородин оставался все тем же новатором, прокладывающим путь в еще неисследованные, не освоенные опыты. Впервые в истории химии Бородин получает фтористое органическое соединение – фтористый бензоил.

Он знал вдохновение, знал яркие вспышки интуиции и за роялем, и за лабораторным столом. От каждого музыкального образа он требовал такой же четкости и чистоты, какой он добивался при проведении химических экспериментов. [5]

Ему нравилось сочинять музыку, но из скромности он своих произведений не показывал. “Мне как-то совестно сознаваться в своей композиторской деятельности, – говорил Бородин. – Оно и понятно. У других она – прямое дело, обязанность, цель жизни, а у меня отдых, потеха, блажь, отвлекающие меня от прямого постоянного дела – профессуры, науки…”

Написать оперу на сюжет о русских богатырях, об их подвигах, об их любви к Родине, русской истории было заветной мечтой Бородина. А не взять ли “Слово о полку Игореве”? Тут было все, что нужно для художественной натуры Бородина. Игорь – яркая благородная, героическая натура. Ярославна – нежная, любящая и сильная духом русская женщина. Кончак – дикий смелый предводитель половцев, столкновение русских войск с врагами-кочевниками. [3] Земледельческая Русь и варварский кочевой Восток вставали здесь во всей яркой драматичности своей вековой борьбы.

В опере на такой сюжет можно было выразить то, о чем еще никогда не говорила музыка.

На письменном столе Бородина, на книжных полках появляются исторические трактаты, летописи, различные издания “Слова о полку Игореве” и его переложения в стихах, исследования о половцах, сборники старинных песен: он, как всегда, идет не по поверхности, а глубоко вникает в материал.

Но изучение материала – это только первая стадия труда. На основе этого изучения надо было продумать план и потом написать либретто и музыку оперы. Бородин сам написал либретто оперы, проявив и яркий литературный талант. [4]

“Голоса, – писал Бородин, – должны быть на первом месте, оркестр – на втором”.

С восторгом встречали друзья каждый номер оперы – арии, хоры, танцы, хотя ждать приходилось долго, иногда годы.

Открывается опера грандиозной хоровой сценой. Музыка пронизана тем же величавым, суровым духом, который господствует в русских летописях и былинах.

Произведение готово. По большей части оно записано карандашом. Но карандаш может с течением времени стереться, смазаться. Чтобы этого не случилось, Бородин покрывает рукопись желатином или яичным белком и развешивает нотные листы для просушки, как белье на веревках по всей квартире: от рояля к двери, от двери к окну. Бородин, шутя, гордится этим своим изобретением.

Звучит Пролог из оперы А.П. Бородина, хор “Слава”. После прослушивания музыки команды начинают выполнять задания.

Задание 1. (Для команд) Соотнести имена ученых-химиков с их открытиями.

1. М.В. Ломоносов 1. Написал первый учебник по органической химии
2. А.М. Бутлеров 2. Первый русский профессор-химик
3. С.В. Лебедев 3. Впервые получил фторосодержащее органическое соединение
4. Д.И. Менделеев 4. Изучил состав нефти
5. В.В. Марковников 5. Основоположник теории химического строения органических соединений
6. А.П. Бородин 6. Впервые получил синтетический каучук

Правильные ответы: 1) 2; 2) 5; 3) 6; 4) 1; 5) 4; 6) 3.

Задание 1. (Для болельщиков) Определить тематизм (восточный или русский) звучащей музыки из оперы “Князь Игорь”.

Звучат “Половецкие пляски”.

Ответ: восточный.

Задание 2. (Для команд) Выполнить эксперимент по теме “Альдегиды”.

а) Получение альдегидов окислением спиртов.

б) Качественная реакция на альдегиды (взаимодействие метаналя с гидроксидом меди (II)).

Написать уравнения соответствующих реакций.

Задание 2. (Для болельщиков) Определите характер тематизма звучащей музыки для хора бояр “Мужайся, княгиня”.

Ответ: русский.

Воспринимая музыку, болельщики пишут общие формулы известных им классов органических веществ и приводят примеры.

Задание 3. (Для команд) Каждой команде предлагается разгадать кроссворд. Кроссворд – это игра-задача, хитросплетение слов.

Требуется определить ключевое слово по вертикали: Лебедев, Бородин.

Кроссворд № 1.

По вертикали: Выдающийся русский ученый-химик.

По горизонтали:

  1. Продукт реакции полимеризации;
  2. Родоначальник алканов;
  3. Основоположник теории химического строения органических соединений;
  4. Процесс расщепления сложных углеводородов на наиболее простые;
  5. Другое название 1,3 – бутадиена;
  6. Простейший ароматический углеводород;
  7. Один из элементов, входящих в состав углеводородов.

Ответы на кроссворд.

По горизонтали:

  1. Полимеры;
  2. Метан;
  3. Бутлеров;
  4. Крекинг;
  5. Дивинил;
  6. Бензол;
  7. Водород.

По вертикали: Лебедев.

Кроссворд № 2.

По вертикали: выдающийся русский химик

По горизонтали:

  1. Простейший ароматический углеводород;
  2. Общее название веществ с одинаковой молекулярной формулой;
  3. Частица, в которую превращается углеводород при отщеплении атома водорода;
  4. Вещества, сходные по строению и свойствам;
  5. Углеводород с десятью атомами углерода;
  6. Наука о превращении веществ;
  7. Разделение нефти на отдельные фракции.

Ответы на кроссворд.

По горизонтали:

  1. Бензол;
  2. Изомеры;
  3. Радикал;
  4. Гомологи;
  5. Декан;
  6. Химия;.
  7. Перегонка.

По вертикали: Бородин.

Задание 3. (Для болельщиков) Задать по три вопроса противоположной команде, требующих краткого ответа.

Предполагаемые вопросы:

  1. Какие органические вещества относятся к углеводородам?
  2. Какие органические вещества относятся к кислородсодержащим?
  3. Какие реакции относятся к реакциям гидрирования?
  4. Что такое изомерия?
  5. Что такое гомологический ряд?
  6. Какие реакции называются реакциями полимеризации?

Задание 4. (Для всех) Определить характер музыки из оперы А.П. Бородина “Князь Игорь”.

Звучит ария князя Игоря.

Подведение итогов конкурса.

Определение самых активных студентов.

Литература.

  1. Гара Н.Н., Зуева М.В. Химия. Школьный практикум. М., “Дрофа”, 1999.
  2. Горбачева Е.Г. Популярные истории музыки. М., “Вече”, 2002.
  3. Детская музыкальная литература. М., 1992.
  4. Детская музыкальная энциклопедия. М., 2002.
  5. Ильин М., Сегал Е. Александр Порфирьевич Бородин. ЖЗЛ.
  6. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1986.
  7. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия – 10. М., “Просвещение”, 1991.