Диалоговые формы работы — основы гуманитаризации образования

Разделы: Общепедагогические технологии


С самого рождения человек исследует, познает и завоевывает мир. И приходящий в школу ребенок уже имеет собственный опыт познания окружающего его мира людей и вещей

В школе обучение строится таким образом, что учителя мало опираются, либо совсем не учитывают тот опыт, который уже имеется у детей. Поэтому получаемые знания оторваны от жизни ребенка и никак не связаны с тем миром, в котором он находится. Но ведь задача школы не просто наполнить ребенка знаниями, а сделать так, чтобы эти знания стали действенными и могли бы применяться им в жизни. А знания становятся действенными в том случае, когда они личностно значимы для ребенка, когда они им проживаются, когда изучение чего-либо воспринимается обучающимся как средство, помогающее понять этот мир, мир вещей и людей, средство понимания себя, смысла и предназначения собственной жизни. А это одно из условий гуманитаризации образования.

Известно, что обучение строится по трем типам: “ответ-ответ”, “вопрос-ответ”, и “вопрос-вопрос”. Наиболее соответствует задачам гуманитаризации образования обучение по типу “вопрос-вопрос”. Его основы разработаны Л. С. Выгодским.

Начинается оно с постановки учащимися вопросов о мире, с выявления тех вопросов, на которые могло бы опираться содержание изучаемой темы, раздела. Такое обучение ориентировано на поиск ответов, стремление понять движение к ответу, понять сами ответы, содержащиеся в учебном материале. Но поиск ответов на вопросы, которые стоят перед человеком и человечеством, невозможны без использования диалоговых форм общения с учащимися.

Древнегреческий философ Сократ использовал диалог как способ отыскания истины. Учитель постановкой вопроса возбуждал любопытство, познавательный интерес ученика и сам, устно рассуждая, в поисках ответа на него вел мысль ученика по пути познания. В результате такой беседы (диалога, дискуссии) полученные знания были эмоционально окрашены, а значит, более действенны по отношению к заученным понятиям, правилам или каким-либо способам действия.

В настоящее время диалогический (полисубьектный) подход является гуманистическим принципом личностно-ориентированных дидактических концепций. Данный принцип обусловлен тем, что только в условиях субьектно-субьектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности.

Одно из важнейших условий решения задач гуманитаризации образования – постепенное изменение взглядов, а вслед за ними и обучающихся на содержание образования; изменение в сторону признания равноценности и множественности научных истин, “возвращение истине характера личного переживания” (тезис Г. Л. Ильина), в сторону понимания истоков тех или иных утверждений различных наук в потребностях и проблемах человека и человечества, в выработке умения понять себя и мир.

Главным содержанием учебных программ и учебников, задающих основу содержания образования, стало научное знание, понимаемое как единственно верное, не содержащее в себе противоречий и вопросов, не содержащее разных точек зрения, разных подходов.

Гуманитаризация образования – это и признание ценности жизненного опыта учащихся, допущение их мнения, их точки зрения как равноправной с точкой зрения учителя, автора учебника, причем признание не на словах, а на деле [1]. Это предоставление учащемуся возможности развивать свою точку зрения, сопоставлять ее с принятой в учебнике, обосновывать причины ее появления и обосновывать ее важность. Это возможно, если использовать на уроках диалоговые формы работы.

Гуманитаризация образования – система мер, направленных на приоритетные развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, т.о. на формирование личностной зрелости обучаемых.

Некоторые понимают гуманитаризацию образования как увеличение доли гуманитарных предметов и сокращение числа часов, отводимых на изучение предметов естественнонаучного цикла.

Другие под гуманитаризацией математического образования понимают перенос акцента с информационной на развивающую функцию обучения математике, принимая за основной тезис: не ученик для математики, а математика для ученика.

При этом подразумевается как самоочевидное, что отечественное математическое образование не уделяло должного внимания развивающей функции обучения, что ученик был для математики.

Недостатком педагогических теорий по реформированию математического образования является их неконкретность и расплывчатость. Математикам самим следует заботиться о совершенствовании математического образования, привлекая для этого соответствующие педагогические теории.

Используемая литература

С.Е. Царева. Гуманитаризация образования как социальная и педагогическая проблема. Сб. “Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя на современном этапе развития школы”. Новосибирск, 1997. C. 103–117.