Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Условное наклонение глагола. Лингвистическая сказка"

Разделы: Русский язык


Цели  урока:

  • научить определять глаголы в условном наклонении;
  • способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания;
  • воспитывать интерес к русскому языку, чувство юмора.

I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

Сегодня мы продолжим разговор о наклонении глагола, повторим известные нам сведения об изъявительном наклонении и познакомимся с условным наклонением.

Закрепить пройденное и усвоить новый материал нам поможет лингвистическая сказка, в которой вы тоже примете участие. Итак, слушайте сказку.

II. ПОВТОРЕНИЕ

В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.

Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить

Средний был мечтатель, романтик и фантазер.

Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию.

Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.

Город, в котором градоначальником был старший брат назывался …

Вопрос: Как? Помогите, ребята (Изъявительное наклонение).

– Почему вы так думаете?

Девизом жизни всех горожан были слова: “Было! Есть! Будет!”

– Как назывался город второго брата? (Условное наклонение).

Здесь мечтательные жители существовали под девизом: “Ели бы, да кабы!”

Обитатели третьего города (Повелительное наклонение) подчинялись девизу: “Так точно! Будет сделано!”.

Однажды король-отец Глагол I решил проведать своих сыновей и посмотреть, как они правят своими городами.

И мы с вами тоже отправимся вместе с королем по улицам города Изъявительное наклонение.

1. Индивидуальное задание на карточках

Двое человек, самых любопытных, засмотревшись, заблудились.

Чтобы нас догнать, они должны выполнить задание на карточках.

Синтаксический разбор предложения.

Магазин завлекал прохожих красочными вывесками.

Морфологический разбор прилагательного красочными (вывесками).

2. Работа с сигнальными карточками

Вот мы и у светофора, но у этого светофора всего два цвета: зеленый и красный.

Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный – глаголы II спряжения. Вот такие у них правила.

Предлагаю вам исполнить роль светофора. Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов.

Итак, если пишется -е (Iспряжение) – красная карточка, -и (II спряжение) – зеленая.

Ходим по городу, ездим на автобусе, автобус отправляется, держит курс, пересекает улицу, грохочет грузовик, уезжает пустой, тянется колонна машин.

Некоторые правила города мы усвоили. Вот и заблудившиеся догнали нас. (Пора сдать карточки).

3. Повторение изученного на прошлом уроке

Нас окружили жители города. Их интересует, знаем ли мы что-нибудь о жителях их города?

– Что же вы знаете о глаголах изъявительного наклонения?

И вот мы попрощались с довольными своей жизнью глаголами Изъявительного наклонения и вместе с Королем отправились в город среднего сына Условное наклонение.

III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

Мы с любопытством разглядывали жителей этого города. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголами всегда была частица бы. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди.

Образование глаголов условного наклонения

Нам захотелось узнать историю их дружбы. А они охотно рассказали, как они образовались, и показали схемы, где это зафиксировано СДЕЛАТЬ + Л + БЫ

ВЫВОД: Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределенной формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б).

Значение глаголов в условном наклонении

Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь недостроены, одежда недошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках недосажены, картины художников недописаны, больные недолечены, дети недоучены.

И нам захотелось узнать, что же происходит с жителями этого города.

Особенно был встревожен Король Глагол I. Он обратился к жителям с вопросом:

– Когда же вы, наконец, завершите свою работу? И мы услышали ответ:

– Мы сможем завершить свои дела только при определенных условиях.

Давайте составим их ответ.

Архитектор ответил (I ряд):

Я бы построил дворец, если бы …

Садовник (II ряд) сказал:

Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы…

Швея прошептала (III ряд):

Я бы сшила новое платье, если бы…

Проверяем

Назовите глаголы в условном наклонении.

– Что обозначают глаголы в условном наклонении.

Чтение учебника на стр. 176, 177.

– Как образуются глаголы в условном наклонении.

– Как изменяются глаголы в условном наклонении?

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Выборочный диктант

И хотя все в городе было недоделано, глаголы были очень довольны своей жизнью. Они пели веселые песни, с удовольствием слушали стихи о своем городе.

Послушайте, какое стихотворение, прославляющее Сослагательное наклонение (это старое название города), написал известный поэт Джанни Родари.

ЗАДАНИЕ

Выпишите через запятую все глаголы в условном наклонении.

Я решил бы …
Я сказал бы …
Поспешил бы …
Написал бы …
До чего же замечательное
Наклонение сослагательное
Никогда не чертыхается
Не скандалит, не кричит,
В кресло мягкое забьется
И мечтательно журчит:
Я б турецкий изучил …
Я бы радио включил …
Нет, постойте-ка,
Вначале
Я сыграл бы на рояле …
Я сыграл бы,
Коль умел бы,
Если мог бы,
Полетел бы,
Я бы съел вагон пирожных,
Если только их имел бы.

А на последок мы решили заглянуть на улицу самых отчаянных фантазеров и мечтателей.

ЗАДАНИЕ

Прочитаем стихотворение П. Заходера “Петя мечтает”.

Назовите глаголы в условном наклонении.

– На улицу фантазеров можно попасть только по пропуску. Градоначальник подарил нам пропуска, заполнив которые, мы тоже зачисляемся в фантазеры.

Итак, давайте помечтаем.

ЗАДАНИЕ

Допишите предложения, употребляя однородные сказуемые, выраженные глаголами в условном наклонении.

1 ряд. Если бы я был директором школы, то …

2 ряд. Если бы я выиграл миллион, то …

3 ряд. Если бы я был невидимым, то …

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ