Урок литературы в начальной школе (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Жанр: лирическое стихотворение.

Изобразительные средства:

  • метафоры: дорогой бурною, звездой кристальною
  • эпитеты: белая, лазурная, блистающих
  • олицетворение: чистая, смелая
  • повторы одного и того же слова: белая, смелая.

Тема. Зима. К. Бальмонт “Снежинка”

Цели: способствовать общему развитию учащихся через решения следующих задач:

1.Образовательные.

  • Приобщить детей к искусству, развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению.
  • Формировать умение анализировать лирическое стихотворение с точки зрения работы над языковыми средствами, настроением стихотворения, и самого поэта.
  • Формировать творческое воображение через умение представлять картины, изображаемые автором.
  • Формировать литературоведческие понятия: метафора, эпитет, олицетворение.

2. Развивающие.

  • Развивать эмоциональную сферу детей через работу со стихотворением.
  • Развивать воображение через умение обосновывать свою точку зрения.

3. Воспитательные.

  • Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову.
  • Воспитывать любовь к литературе.
  • Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

Учебник литературы 3 кл. (автор З. И. Романовская), картина А.А. Пластова “Первый снег”, сочинения детей, проигрыватель, музыкальная запись.

ХОД УРОКА

I ЭТАП

Учитель. Ребята, я очень рада снова вас всех видеть. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь соседу. Пожелайте друг другу творческих успехов.

На ваших лицах я вижу улыбки, а это значит, настроение у вас хорошее. А за окном – зима! Кому нравится это время года? Почему?

Дима. Зимой я могу пойти на каток и кататься на коньках. Я очень люблю играть в хоккей.

Люда. Я люблю зимушку-зиму. С приходом зимы все становиться белоснежным, чистым, сверкающим.

Аня. Зимой холодно, не всегда можно погулять на улице, поэтому мне не очень нравится зима. А вот деревьям зимой не холодно, потому что они укрыты снегом, как теплой шубой.

Юля. Мне нравится зима. Я считаю, что у зимы много чудес, как в сказке. И если все эти чудеса перечислить, то про зимушку-зиму не скажешь тогда ничего плохого.

Алеша. Мне нравится зима. Зимой мы с мамой и папой любим ходить на лыжах в лес. А как красив зимний лес! В другое время года такой красоты не увидишь.

Оля. А мне кажется, что каждый раз с приходом зимы, как бы рождается новая жизнь в природе.

Учитель. Да, по-своему прекрасно время года – зима. Все люди по-разному воспринимают и даже переживают приход зимы. Но первый снег никого не может оставить равнодушным. С первым снегом все в природе сразу преображается, становится светлым, чистым, праздничным.

И что белый пушок,
на осеннюю грязь
начал падать снежок.

Так ласково и нежно говорит о первом снеге И.С.Никитин, сравнивая снежок с белым легким пушком.

На доске открывается репродукция А.А.Пластова “Первый снег” (название закрыто).

Молчаливое рассматривание картины (идет процесс осмысления).

Учитель. Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?

Ася. Мне кажется, что художник в этой картине изобразил начало зимы.

Катя. Ася, я считаю, что твои мысли выражены, верно. На этой картине - начало зимы, и снег выпал впервые в этом году, так как художник на своей картине показывает, что лужа еще не замерзла, на улице грязь, кое-где видна земля, птицы не прячутся.

Гриша. Мне хочется рассказать, что я увидел на этой картине.

Я вижу дом, возле дома палисадник. В палисаднике растет береза, мелкий кустарник. Небо серое, пасмурное, сплошь покрыто тучами. Вдали виднеется улица. Дети только что выбежали на улицу, так как они стоят раздетыми. Девочка , закинув голову, смотрит на небо.

Юля. Гриша сказал, что в палисаднике растет береза. Я думаю, художник специально изобразил березу, а не другое дерево. Снег, который только, что выпал, до того белый, чистый и художник как бы сравнивает снег с березой. И хотя береза белоствольная, но первый снег все равно, кажется белее.

Денис. А у меня эта картина вызывает чувство ожидания. Когда долго всматриваешься в эту картину, то кажется, что сейчас произойдет какое-то чудо.

Оля. А у меня от этой картины – радость. Радость первого снега.

Алеша. Эта картина вызывает тихую радость первого снега. Снег спокойно падает на землю и на душе становится тихо, спокойно.

Сережа. Эта картина меня волнует и радует.

Учитель. Спасибо, дети! Мы с вами обменялись мнениями, выслушали ваши впечатления о рассмотренной картине. А как бы вы озаглавили эту картину?

Дети.

“Ранний снег”
“Начало зимы”
“Снегопад”
“Радость первого снега”
“Первый зимний месяц”
“Русская зима”
“Первый снег”

Учитель. Молодцы! А.А.Пластов назвал эту картину – “Первый снег”. И мне очень приятно, как вы точно подметили признаки первого снега, которые изобразил художник в своей картине.

II ЭТАП

Картина – одно из произведений искусств. Литература – это тоже произведение искусств. Художник выражает свои мысли, чувства с помощью красок, кисти, а писатели, поэты – с помощью слов.

Снег, снег, снег, царство снега. Об этом пишут художники, писатели и поэты в своих картинах, произведениях, стихах.

А совсем недавно и вы побывали в роли писателей.

Не желаете ли вы поделиться своими мыслями о первом снеге? (Дети зачитывают отрывки из своих сочинений)

Катя. За одну ночь все кругом побелело. Белый, пушистый снег повис на ветках деревьев. А высоко в воздухе, как будто в медленном вальсе, кружатся первые снежинки и плавно опускаются на землю.

Ярослав. Первый снег блестит и переливается на ветках деревьев и, кажется, будто эти деревья надели белые платья, усыпанные драгоценными камнями.

Женя. Первый снег, будто белая простыня, укрыл всю землю. Ели и сосны зима нарядила в иней, как в кружевные наряды.

Юля. В воздухе закружились первые снежинки. Вот они сейчас опустятся на крыши домов, деревья. И на земле от первого снега станет так чисто, светло и уютно.

Учитель. Спасибо, дети! Это была ваша проба пера. А, как и что пишут о первом снеге известные писатели?

(Дети зачитывают описание первого снега из произведений)

Г.Скребицкий “Первый снег”.
К.Паустовский “Первый снег”.
А.Чехов “Шел первый снег”.

Учитель. Первый снег к лицу Земле. Об этом пишут и поэты. Вспомните и назовите стихотворения о зиме, которые мы уже с вами читали.

Дети. Аксаков “Снег”, Пришелец “Снежинка”, Никитин “Встреча зимы”.

Учитель. А какие чувства вызывает у вас снег?

Лена. Чувство восхищения. Мне нравится наблюдать снегопад в вечернее время, когда на небе появляется луна, от такой картины, я всегда испытываю восхищение.

Сережа. С наступлением зимы, снег вызывает у меня чувство радости. Зимой мой самый любимый праздник “Новый год” и день рождения. Я очень люблю кататься на коньках.

Илона. Снег вызывает у меня чувство грусти. Хотя зима – прекрасное время года, но я люблю лето. С наступлением зимы приходят холода, и мне становится грустно от холода.

Витя. А у меня снег вызывает чувство нежности. Так приятно смотреть на поля, луга, когда снег, словно пуховое одеяло, покрывает землю.

Учитель. У многих из вас снег вызывает радость. В этом мы сейчас убедились, выслушав ваши ответы. Сейчас вы услышите музыку. (Учитель включает музыку П.Чайковского “Времена года”), представьте себя снежинкой.

Первая снежинка, словно, как пушинка, в воздухе кружится, за ней вторая, третья и вот их уже много. Они летят с неба на землю, кружатся. Им радостно, весело. Вот они плавно опускаются на землю (Дети под музыку и слова учителя выполняют непроизвольные движения, садятся за парты).

Какие мысли, чувства посетили вас, когда вы были снежинкой?

Катя. Я маленькая, беленькая пушинка. Медленно кружусь в воздухе, и люди наблюдают за моим полетом и любуются мной.

Оля. Я представила себя маленькой девочкой, которая кружится в вальсе. И мне стало так радостно.

Витя. А я весело кружился, кружился и опустился на шапку прохожему .

Дима. Мне захотелось поиграть в “Догонялки” с другими снежинками.

Алеша. Чувство гордости. Я дарю людям красоту и нежность.

III ЭТАП

Учитель. Мы немножко с вами отдохнули. А сейчас разрешите мне прочитать вам стихотворение. (Учитель читает стихотворение К.Бальмонта “Снежинка” по учебнику “Живое слово” З.И.Романовской, дети следят за чтением по учебникам).

(Прием) Учитель грустно, монотонно, невыразительно читает стихотворение.

Пауза.

Что вы поняли, услышали из моего чтения?

Дети.

Ваше чтение было неинтересным, безликим.
Вы читали безрадостно.
Нельзя было читать так грустно и печально.
Стихотворение грустное, о том, как летит снежинка на землю.
Мне было жалко снежинку.

Учитель. А как вы бы прочитали?

(Учащиеся читают, пытаются передать чувства радости, восхищения снежинкой)

Учитель. Мне нравится, что вы уловили настроение, которое спрятал за стихотворными строчками поэт.

А теперь разрешите мне снова прочитать это стихотворение.

Учитель читает второй раз стихотворение медленно, как будто все что происходит со снежинкой, он видит все своими глазами. Передает радость восхищения автора перед “смелой”, “чистой” снежинкой.

Пауза.

Перед кем я была виновата?

Дети. Когда вы читали первый раз, наверное, вы обидели автора.

Учитель. А что вы можете сказать о втором моем чтении?

Настя. Вы читали так красиво, выразительно, что я представила весь полет снежинки и, не смотря на то, что автор пишет, что путь у снежинки был не легким, мне было видно, как “легко проносится”, значит, снежинка справляется с трудностями, которые возникают у нее на пути при полете.

Денис. Я считаю, что твои мысли, Настя, выражены правильно. Хочу дополнить, что снежинка смелая, она не боится, что ее путь будет нелегким, с препятствиями.

Оля. У снежинки путь не легкий, но она справляется с полетом, ведь автор написал “легко проносится”.

Ася. А я увидела снежинку действительно живой, как будто она летит, дышит, улыбается.

Учитель. А как называется такой прием в литературе?

Витя. Олицетворение.

Катя. Когда я слушала чтение стихотворения второй раз, то увидела светло-пушистую снежинку и сразу представила ее.

Люда. Я хочу дополнить Катин ответ. Светло-пушистая – это значит мягкая, воздушная, легкая. Если взять ее в руки, то, кажется, она растает.

Женя. То, что сейчас говорила Люда, в литературе такой прием называется – эпитет.

Дима. А я так отчетливо увидел белизну снежинки, будто она чистая, светлая, как новая вещь.

Сережа. В 3-ем четверостишии К.Бальмонт описывает движение снежинки. И когда вы второй раз читали, я представил как снежинка “скользит”, значит, она плавно, медленно, как в вальсе, легко опускается на землю.

Юля. У меня чувство радости за снежинку, ведь она летит на землю из выси лазурной.

Учитель. А как это понять “ из выси лазурной”?

Дети. Из неба голубого, бесконечного, прекрасного, чистого, тихого, безмятежного.

Учитель. Видите, сколько вы подобрали слов-синонимов. А автор использовал всего лишь одно слово “лазурная”. Как вы думаете почему?

Дети. Чтобы мы, прочитав, смогли представить себе картину бездонного, нежно голубого неба.

Настя. При втором вашем чтении я поняла, почему автор называет снежинку “умелой”, это значит, что снежинка с легкостью летит, кружится, когда ее товарищи тают.

Учитель. А как автор это подчеркивает?

Дети. Автор говорит про снежинку “Сохранно-белая”. Ее товарищи гибнут, а она, преодолев такой путь, сумела сохраниться белой, чистой.

Аня. В 4-ом четверостишии при чтении вы голосом показали, что это четверостишие отличается от других содержанием, и уже видно, что снежинка достигла своей цели. Она земли касается.

Марина. Я, Аня, с тобой согласна. Я тоже это почувствовала. И хочу дополнить, в конце стихотворения автор называет снежинку “звездой кристальной”. Мне кажется, что К.Бальмонт сравнивает красоту снежинки со звездой.

Юля. Марина, я считаю, что твои мысли выражены правильно. Звезды находятся высоко в небе, они прекрасны, как и снежинка.

Учитель. Ребята, спасибо вам за работу! Мы сейчас вместе с вами, обсуждая мое чтение, выполнили анализ стихотворения.

А кто из вас желает прочитать все стихотворение?

(Конкурс чтецов) Выразительное чтение стихотворения (2-3 уч-ся)

Марина. Мне кажется, что Оля при чтении сумела так четко передать, как автор любуется снежинкой, ее полетом. Восхищается ее полетом.

Ярослав. А мне понравилось, как читал стихотворение Денис. В его чтении я увидел, как автора переполняет гордость за такую смелую снежинку, которая преодолевает все преграды на своем пути с неба к земле.

Витя. Я доволен чтением Сергея, мне кажется, что Сережа прочитал это стихотворение так, что мы смогли представить эту снежинку и ее полет такой, какой ее изобразил автор.

Учитель. Молодцы, ребята!

А как вы думаете, с какой целью автор К.Бальмонт написал это стихотворение, а З.И. Романовская включила его в свой учебник?

Женя. Я, думаю, было бы несправедливо, если бы автор один любовался снежинкой. Он захотел, чтобы и другие увидели эту красоту. А З.И.Романовская, включила это стихотворение в свой учебник, чтобы мы вместе с автором любовались этой красотой.

Катя. Чтобы мы в самом простом смогли увидеть прекрасное.

Илона. Чтобы мы учились у этой маленькой снежинки быть смелыми, целеустремленными.

Гриша. Уметь бороться с трудностями.

Денис. Уметь ценить прекрасное, радоваться самим и радовать других.

Учитель.

А сейчас минутка отдыха.
Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь.

(Кружатся)

Мы снежные пушинки
Мы танцуем день и ночь.

(Танцуют)

Учитель. А теперь нам предстоит вспомнить стихотворение А.Пришельца “Снежинка”.

(Звучит тихая музыка). Сядьте удобно, закройте глазки, голову можно положить на парту. (Учитель читает наизусть стихотворение А. Пришельца “Снежинка”, делая паузы, давая возможность детям представить картину, описанную поэтом)

Пауза.

А теперь откройте глазки, поднимите голову.

Что можно сказать об этом стихотворении? Ваши мысли.

Марина. Поэт увидел свою снежинку на городской улице. Снежинка была робкая, потревоженная.

Люда. В этом стихотворении снежинка одинокая, рядом с ней нет подруг и друзей.

Лена. Это стихотворение вызывает у меня нежность и грусть. Нежность – потому что автор пишет про снежинку, что она робкая, легкая, как пушинка. А грусть – снежинка одинокая, никто ей не может помочь, и она скоро превратится в воду.

Алеша. Мне очень жалко эту снежинку. Я грущу, ведь снежинка превратилась в слезинку.

Дима. У А.Прищельца снежинка несмелая, словно боится чего-то.

Ярослав. Я, Дима, с тобой согласен. Хочу дополнить, снежинка несмелая, потому что она предчувствует беду, ей страшно.

Катя. Когда ребенку бывает очень больно, он иногда плачет, у него появляются слезы на глазах. Вот и автор, я думаю, хотел показать, что снежинке больно от одиночества и обидно за свой страх, поэтому он сравнивает ее с крошечной слезинкой.

Учитель. А каково отношение автора к снежинке?

Сережа. Автор любуется снежинкой, называет ее красивой, восхищается.

Аня. Переживает за снежинку, боится, что грубый сапог может раздавить ее красоту.

Илона. Я считаю, что автор добрый. Он протягивает ей руку, решает ее спасти.

Денис. Илона, твои мысли выражены правильно. Хочу дополнить, у автора желание спасти снежинку так велико, что он забывает о том, что может случиться беда.

Юля. В заключительных строках стихотворения слышится печаль и тревога, автор как бы извиняется за свою ошибку.

Учитель. Ребята, мы сейчас на уроке послушали два стихотворения разных авторов, поработали над содержаниями текстов. Скажите, в чем сходство поэтического образа, созданного разными авторами?

Дети.

Каждая из снежинок падает одна.
Каждую из снежинок подстерегает опасность.
В каждом стихотворении описывается первый снег.
Обе снежинки красивые, пушистые.

Учитель. А в чем вы видите различия?

Дети. У К.Бальмонта снежинка смелая, умелая, а у А.Пришельца – беззащитная, робкая.

У Пришельца снежинка неуверенная в себе, в своем движении, а у Бальмонта снежинка целеустремленная, несмотря на возможную беду, просится на землю.

Оба автора восхищаются снежинкой, но по-разному ее описывают.

Каждый из авторов видит одно и тоже явление, но по-разному и каждый в своем стихотворении показывает свое “видение” снежинки.

Учитель. Спасибо, дети!

А какое задание на дом вы бы хотели получить?

Дети. Выучить стихотворение.

Сочинить продолжение истории про снежинку.

Сочинить свое стихотворение о снежинке.

Изобразить снежинку, о которой написал Бальмонт и Пришелец, выразить свое отношение к снежинке.

Пофантазировать, как сложится судьба этих двух снежинок.

Поучиться выразительно читать оба стихотворения и нарисовать к ним рисунки.

Сочинить танец про снежинки.

Учитель. Мне понравились все ваши задания. Выберите себе задание по душе и выполните его к следующему уроку.

Итог урока:

Учитель. Что объединяет эти стихотворения?

Дети. Их объединяет надежда на будущее.

Эти стихотворения объединяет надежда на то, что снежинки не пропадут и не погибнут.

Учитель. Что нового вы узнали на уроке? Какой эмоциональный заряд получили?

Дети. На уроке я проследил, как одно и тоже явление природы изображают композиторы, художники, поэты.

Умение видеть красоту природы и передавать ее с помощью слов-красок.

Я поняла, что в стихотворении мы видим не только изображенные поэтом картины природы, но и самого поэта.

Мы вместе сделали открытия: одно и тоже явление природы каждый из авторов видит по-разному и по-разному его описывает в своем стихотворении.

Когда мы читали стихотворение К.Бальмонта “Снежинка”, я как будто слышала голос автора. Мне очень понравилось это стихотворение. Оно такое красивое.

Оба автора призывают любить родную природу, уметь видеть красоту и беречь ее.

Сегодня на уроке я узнал: “Вот что значит поэзия!” Она дала мне возможность увидеть и почувствовать красоту.

Я сегодня увидела первый раз картину А.Пластова “Первый снег”. Эта картина вызвала у меня радостное настроение, и мне даже самой захотелось очутиться там и потрогать этот первый снег.

Учитель. В заключение мне хочется поблагодарить вас за работу. Спасибо вам, ребята!

Я думаю, что вы не раз еще в течение своей жизни откроете для себя новое в поэзии.