Макетирование как коллективно-творческая деятельность в системе экологического воспитания старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение.

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий и есть творческое поведение. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования.

“Творческая деятельность у детей имеет огромное значение для общего развития и созревание ребенка” - слова Выготского Л.С. в книге “Воображение и творчество в детском возрасте. (Санкт-Петербург, Союз, 1997).

Способность ребенка к творческому решению различных проблем, возникающих в той или иной ситуации осуществления деятельности, называется креативностью.

К показателям креативности относятся: способность к созиданию нового продукта (рисунка, конструкции, образа фантазии, движения), который отличается оригинальностью, выразительностью, гибкостью и подвижностью. Эти показатели креативности относятся как к конечному продукту, так и характеру процесса деятельности.

Новизна продукта деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка.

С креативностью неразрывно связана способность личности к инициативности. Инициативность ребенка-дошкольника - необходимое качество его личности. Оно проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, в игре, экспериментировании. Это важнейший показатель творческого интеллекта. Ее развитие в дошкольном возрасте является непременным условием совершенствования детской креативности и компетентности.

Одним из главных резервов становления личности на этапе дошкольного детства являются огромные возможности эстетического развития.

Широкое понятие эстетического развития включает в себя в качестве основных составляющих формирование эстетического отношения к миру, в том числе способности к освоению и активному преобразованию окружающего культурного пространства и художественное развитие - приобщение к искусству и художественной деятельности.

Одной из главных задач художественного развития является формирование у детей системы художественных специальных способностей к изодеятельности.

Развитию детского творчества в различных видах деятельности - познавательной, речевой, художественной и другой - уделяется большое внимание в различных комплексных и порциальных программах воспитания и обучения в детском саду. Девиз программы “Детство” обозначен авторами так: “Чувствовать - познавать - творить” (Санкт-Петербург, 1999). Задача программы - пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Программа “Детство” ориентирует на многообразие проявлений детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изодеятельности, природоведческой сфере.

Авторы программы считают, что атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самодеятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.

Программа “Детство” предусматривает “Развитие самостоятельности, инициативы, умения создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания на занятиях”. В изображении предметного мира дети добиваются определенного сходства с реальным объектом, выразительность образа достигается передачей характерных поз, жестов, существенными деталями.

Совершенствуются технические навыки и умения: умение использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности с целью создания выразительного образа.

На занятиях по ручному труду и конструированию развивается воображение детей, умение внимательно вглядываться в природный мир, окружающий мир, видеть в природном и бросовом материале интересные объекты, которые можно совершенствовать путем составления, соединения различных частей, при этом используя разнообразные инструменты. Дети учатся планировать свою работу как в индивидуальной деятельности, так и в коллективном творчестве.

В программе “Радуга” креативность связана с воздействием на ребенка народного искусства. Много внимания уделяется знакомству детей с подлинными образцами народного и декоративно-прикладного искусства. В детской работе прежде всего следует ценить то, что ребенок заранее обдумывает, что он хочет создать и настойчиво добивается результата. Конструирование открывает большие возможности для развития воображения, фантазии и умственного воспитания.

В программе “Из детства в отрочество” (Москва, 1997) одной из главных задач является обеспечение развития личности ребенка, его творческих способностей, формирование творческого воображения, развитие любознательности как основы познавательной деятельности.

В программе “Развитие” (Москва, “Гном-Пресс”, 1999) обучение конструированию предусматривает систематическое овладение детьми действиями наглядного моделирования.

Познавательная роль конструктивной деятельности заключается в определении пространственных характеристик предметного мира (форма, протяженность объектов, композиционные, размерные и пространственные отношения).

Ознакомление с природой направлено на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей о взаимосвязи растений и животных.

Работа по конструированию направлена на совершенствование имеющихся у детей действий наглядного пространственного моделирования объектов. Одновременно создаются условия для развития у детей творческого конструирования. Совершенствуются познавательные действия, появляется способность преобразовывать конструкцию в уме, создавать задуманный образ. Особое значение придается составлению и соотнесению схематических изображений построек, макетов в трех проекциях (вид спереди, соку, сверху). Это приучает видеть предмет с позиций, объединяя проекционные образы в уме.

В программе по ознакомлению с природой дети выводятся за пределы непосредственного опыта, знакомясь с природными поясами Земли и эволюцией жизни на Земле.

В новой базисной программе “Карапуз” (Москва, 2001) главное внимание уделено трем основным видам искусства - музыке, изобразительному искусству и художественной литературе и трем соответствующим системам художественных способностей.

Содержание программы по каждому виду искусства разработано в соответствии с закономерностями развития этих способностей. Так, программа по изобразительной деятельности включает как традиционные, так и новые ее виды. В рисовании, лепке, аппликации главным становится создание ребенком художественного образа, индивидуального, неповторимого. Ребенок - художник, имеющий право на свою личную позицию, свое отношение, предпочтение, самостоятельно выбирает художественный материал и экспериментирует с ним. Он выступает творцом, автором своей картины, скульптуры, декоративного панно. Этот подход не снимает обучение в изодеятельности, но делает его другим: без навязывания, подражания, ведения к навыкам и умениям, чисто техническим приемам.

Принципиально новое в программе - интеграция различных видов визуально-пространственных искусств в целях обогащения палитры средств и выразительности художественного образа.

В программе “Истоки” наряду с рисованием, лепкой, аппликацией детям предлагается заниматься декоративно-прикладным и оформительским искусством.

В последнем определены три новые деятельности детского дизайна:

  • архитектурно-художественное конструирование (макетирование);
  • моделирование одежды;
  • аранжировка из природного материала и создание композиций из бумаги.

Введение этих видов деятельности обусловлено возросшими культурными потребностями людей в современном мире, более высоким уровнем возможностей детей. Занятия ими способствуют пробуждению у ребенка интереса к красоте, разнообразию природы, обогащению опыта декоративной деятельности, формированию творческого и эстетического отношения к окружающему.

Развитие познавательных процессов представляет собой разные формы ориентировки ребенка в окружающем мире и себе самом, регулирует его деятельность.

Познание в дошкольном возрасте носит преимущественно эмоционально-образный характер и основывается на большой любознательности, пытливости ребенка.

Ориентировка в этом возрасте представлена и как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Возникают специальные способы ориентации, такие как экспериментирование с новым материалом и моделирование. Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическими преобразованиями предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи, зависимости, эти преобразования превращаются в своеобразную деятельность, в которой осуществляется познание свойств объектов. Тоже самое можно сказать о ручном труде и изготовлении макетов, конструировании.

Н.Н.Подьяков и Л.Я.Парамонова на результатах психологических и педагогических исследований разработали систему, направленную на обучение детей разным видам конструирования, включая и макетирование, аранжировку из природного материала и создание композиции из бумаги с учетом специфики каждого из них. Она ориентирована на развитие у них мышления, воображения и творчества; формирование обобщенных способов конструирования и средств построения собственной деятельности.

Важнейшей составляющей личности человека является его отношение к природе и к себе самому как ее части. У ребенка нужно воспитывать стремление быть в гармонии с собственной природой и той, которая его окружает; формировать у ребенка потребности и практику здорового образа жизни в природе, среди людей; поддерживать и развивать у него положительную мотивацию деятельности в природе и соответственно практических умений; формировать и удовлетворять познавательный интерес к различным природным объектам и явлениям.

Авторы программы рекомендуют находить возможности для “погружения” детей в удивительное царство природы. Без специальной работы многие дети не замечают ее красоты и остаются к ней безразличны. Работа в этом направлении предполагает: побуждать детей воспринимать природу как первооснову красоты и величия, целенаправленно воспитывать эмоциональную отзывчивость к природе; показывать детям разнообразие ее форм, цветов, совершенство строения; вызывать возвышенное, трепетное отношение к природе, желание оберегать и сохранять ее неповторимую красоту.

В различных порциальных экологических программах: “Наш дом - природа” Рыжовой Н.А., “Юный эколог” Николаевой С.Н., “Мы” Кондратьевой Н.Н. и других - макетирование рассматривается как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоение знаний в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. Так, Рыжова Н.А. предлагает различные макеты естественнонаучного содержания - горный ландшафт, вулкан, макеты природных сообществ.

Комарова Т.С. считает, что познавательная деятельность, направленная на познание природы, - это деятельность творческая. Мотивы практической деятельности ребенка в природе основываются на познавательном интересе к ней, понимании ее особого значения в жизни человека, эстетических переживаниях, любви и сочувствии к живому. Такие мотивы могут сформироваться только в деятельности ребенка, развертывающейся в различных природных средах. В природе для ребенка открывается возможность таких видов деятельности как наблюдение, экспериментирование, художественное отображение, проектирование, макетирование, изготовление поделок из природного материала. Познание природы, деятельность в ней, способность к эстетическому переживанию, связанному с ее красотой и величием, составляют базис экологического воспитания ребенка-дошкольника, источник его культурного поведения и бережного отношения к ней.

Все программы большое внимание уделяют формированию способности к творчеству и эстетического отношения к окружающему.

Специальное внимание уделено познанию детьми природы, возможности разных видов деятельности в ней, в том числе ручному труду, макетированию, экологическому воспитанию.

Но только в программе “Истоки” выделено макетирование как вид коллективно-творческой деятельности детей.

Знакомство с окружающими явлениями природы возможно не только посредством наблюдений, изготовлением поделок из природного материала - большую помощь может оказать макетирующая деятельность. Чаще всего прослеживание за изменениями развивающихся организмов или созданных явлений природы, социальными явлениями, природными поясами земли, зависимостью природных сообществ рождает объективные трудности для детей. Это и вызывает необходимость макетирования объектов природы, предметного мира.

Главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта.

Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок способствует выразительности речи.

Тесна связь макетирования и математики. В процессе работы дети закрепляют такие математические понятия, как пространство, количество, размер и др.

Большое значение макетирование имеет в развитии детского игрового творчества. Макет - это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты. Макет может быть: напольным, и тогда он имеет более крупные конструкционные объемы; настольным, тогда размер ограничивается размером стола или его части; подиумным (на специальных подставках-подиумах); настенным в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний - картина. Интересный и любимый вариант - макеты в специальных стеклянных шкафах и полках.

Макетирование создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с разным по фактуре, по качеству, по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.

К макетированию привлекаются родители. Они помогают собрать природный и бросовый материал. В наше время “бросовый материал” может пополниться пластиковыми упаковками из-под йогуртов, кефира, конфет, сюрпризных яиц и другой мелочью. Этого бросового материала столько, что можно оценить как экологическое бедствие.

Мы с ребятами создали экологический проект “Жизнь из мусора”. Поговорили с детьми о ненужных вещах, которые нельзя больше использовать по своему основному назначению, они загромождают жизнь людей: занимают место, портят пейзаж, интерьер. С ними нужно расставаться, отдать другим, продать, сжечь, выбросить или еще как-то избавиться от них. А можно ненужной вещи подарить новую жизнь, т.е. переделать ее в полезную вещь. Убедили родителей в том, что совсем не обязательно выбрасывать отслужившие вещи, а помочь нам сделать поделки, используем не только природный материал, но и отслужившие свой век вещи.

Уверена, что макетирование займет достойное место в процессе творческой деятельности детей в детском саду.

Перспективно-тематическое планирование работы по теме “Макетирование как коллективно-творческая деятельность в системе экологического воспитания старших дошкольников.

ОКТЯБРЬ

Тема “Лес, точно терем расписной” (макет “этажей” леса, разукрашенного осенью).

Цели: формировать представления детей об осенних признаках в лесу, знакомить со всем богатством осенних красок, учить передавать их в поделках, используя природный материал, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Материал: природный материал (сухие ветки, листья, семена и т.п.).

Познавательная деятельность:

  • Наблюдение. Экскурсия в лес, рассматривание картин русских художников Левитана, Шишкина.
  • Художественное слово. Стихи об осени В.А.Авдиенко, А.Плещеева, И.Бунина, А.С.Пушкина и др.
  • Развитие речи. Речевое упражнение “Скажи о листьях красиво” - слова-определения.

Игровая деятельность:

  • Д/игра “Чудесные цветы”, “В царстве растений”.
  • Д/упражнения “Что растет в родном краю”. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.

Трудовая деятельность: уборка мусора, листьев на участке, на территории ДОУ, за пределами ДОУ.

Работа с родителями: прогулка в лес, сбор природного материала для макета.

Тема “Осенние приключения зайчонка Длинные ушки”.

Цели: учить детей сообща трудиться над одной темой, выполняя при этом конкретное задание, развивать воображение детей, желание сделать поделку красивой, воспитывать у детей чувство коллективизма, доброжелательное отношение ребят в труде, пополнить словарный запас детей.

Материал: листья разных деревьев, разной расцветки плотная ткань.

Познавательная деятельность:

  • Наблюдение. Прогулки в лес, наблюдение за осенними листьями на участке.
  • Художественное слово. Стихи и рассказы об осени.
  • Развитие речи. Речевое упражнение “Я скажу, а ты продолжи”, “Снежный ком”, “Кто лучше скажет” и другие.

Игровая деятельность:

  • Д/игра “От какого дерева листок”, “Чьи детки”, “Узнай по описанию”, “Что растет на лугу, в лесу, на клумбе”.

Трудовая деятельность: сбор листьев для панно, составление календаря расцвечивания листьев, изготовление гирлянд из опавших листьев для украшения участка.

Варианты творчески развивающих ситуаций: день рождения зайчонка Длинные ушки. Кого он пригласит в гости (сочинить сказку).

Работа с родителями: фенологические наблюдения в родительском уголке, рекомендации по сбору осенних листьев.

НОЯБРЬ

Тема “На автостоянке. Макет транспорта”.

Цели: конкретизировать представление о приспособленности человека для жизни в различных условиях, транспорт городской, наземный, воздушный, водный, учить детей мастерить поделки, соизмеряя их по величине, развивать глазомер, точность движений, воспитывать взаимоотношения в труде.

Материал: природный и бросовый материал, бумага.

Познавательная деятельность:

  • Наблюдение. Экскурсия к перекрестку наблюдение за машинами, проезжающими мимо д/с; рассматривание картин, иллюстраций, букетов.
  • Художественное слово. Стихотворение Парутина О. “Для чего нам светофор”, чтение Маркуш В. “Человек-птица”, Беслик А. “Корабли выходят в море”.
  • Развитие речи. Д/и “Что лишнее?” (классификация транспорта).

Игровая деятельность:

  • С/р игры “Пароход”, “Мы - шоферы”.
  • Д/игра “Красный, желтый, зеленый”, рисование различных видов машин и других видов транспорта.

Варианты творчески развивающих ситуаций: мы едем в Жигули; на каком транспорте можно ехать в Жигули, чтобы не навредить природе; где можно расположить автостоянку, чтобы не навредить природе.

Работа с родителями: статьи в родительский уголок "Наглядное пособие" - мама (о правилах дорожного движения), помощь родителей в изготовлении знаков дорожного движения.

Тема “Макетирование арены цирка. Дергунчики - игрушка-забава для малышей”.

Цели: закреплять умения вырезать детали (по шаблонам) из картона, соединять их между собой без особой помощи, самостоятельно склеивать игрушки, работать с разными материалами, воспитывать желание помогать младшим.

Материал: цветной картон, проволока, клей, шаблоны.

Познавательная деятельность:

  • Наблюдение. Экскурсия в группу малышей.
  • Художественное слово. Чтение Барто А. “Игрушки”.
  • Развитие речи. Д/у “Большой-маленький” (уменьшительно ласкательные суффиксы).

Игровая деятельность: игры с игрушками-забавами (качели) и др.

Трудовая деятельность: починить сломанные игрушки у себя в группе и в группе малышей.

Варианты творчески развивающих ситуаций: к нам приехал цирк, клоун грустный, как его развеселить; тебе весело…

Работа с родителями: папка-передвижка “Что можно сделать с детьми дома?”.

ДЕКАБРЬ

Тема “В царстве льда и холода” (макетирование).

Цели: закрепить знания о животных и растениях крайнего Севера и тундры, их приспособленности к среде обитания, пробудить интерес к живым существам холодного царства; уточнить представления детей о свойствах поделочного материала, пополнить словарный запас детей (Северное сияние, ягель, айсберг).

Материал: природный и бросовый материал (проволока, ткань, бумага, пенопласт, фольга, поролон).

Познавательная деятельность:

  • Наблюдение. Рассматривание карт, атласов, иллюстраций, картин. Наблюдение за снегом, льдом.
  • Эксперименты. Чудесные превращения снега. Цветные льдинки.
  • Развитие речи. Речевое упражнение “Расскажи о Севере”.

Игровая деятельность: д/игра “Узнай, кто я?” (по частям изображения тюленя, белого медведя, северного оленя).

Трудовая деятельность: трудовые операции: сгибание, склеивание, резание, изготовление поделок способом “папье-маше”.

Варианты творчески развивающих ситуаций: Умка вырос. Придумай, каким он стал.

Работа с родителями: посоветовать чтение книг о Севере, о животных, просмотр м/с “Умка” и др.

Тема “Елка в детском парке” (макет).

Цели: закреплять умение работать с выкройкой, правильно пользоваться материалами и оборудованием для работ, подготавливать свое рабочее место и убирать его после работы.

Материал: бумага, тонкий картон, нитки, природный и бросовый материал (фольга, желуди, шишки и т.п.).

Познавательная деятельность:

  • Наблюдение. Рассматривание елочных игрушек, украшений, иллюстраций, картинок.
  • Эксперименты. Смешивание красок “Удивительные капельки”.
  • Художественное слово. Чтение и заучивание стихов о новогоднем празднике.
  • Развитие речи. Речевое упражнение “Снежный ком”, “Скажи красиво о елке”.

Игровая деятельность: “Устроим новогодний праздник для кукол”.

Трудовая деятельность: трудовые операции: сгибание, склеивание, резание, нанизывание, обклеивание плоских и объемных форм.

Варианты творчески развивающих ситуаций: придумать сказку о приключениях аттракционной лошадки в новогоднюю ночь.

Работа с родителями: подготовка маскарадных костюмов к утреннику, советы, как украсить елку. Прогулки в детском парке в предновогодние дни.

ЯНВАРЬ

Тема “Дворец морского царя” (макет морского дна).

Цели: закреплять умение подбирать детали, изображать рельефы морского дна, передавать выразительность образа, умение скреплять детали с помощью клея ПВА, уточнить представления о морских глубинах, о свойствах материи, побуждать детей рассказывать о своих действиях, развивать связную речь.

Материал: поролон, ткань, пенопласт, фольга, природный и бросовый материал, папье-маше.

Познавательная деятельность:

  • Наблюдение. Наблюдение за рыбками в аквариуме, рассматривание открыток, любование ими.
  • Эксперименты. Свойства песка (воронки, рассматривание через увеличительное стекло ракушек, камушков).
  • Художественное слово. Чтение Алмазов “Горбушка”, загадки, стихи о рыбках.
  • Развитие речи. Составление рассказов “Аквариум - дом для рыбок”. Речевое упражнение “Игра со словом”, сравнение, определение.

Игровая деятельность:

  • Д/игра “Узнай, кто я?” (изображение по частям), ТРИЗ “Что было бы, если не было бы рыб в водоеме?”.
  • П/игра “Караси и щука”. С/р игра “Путешествие на батискафе”.

Трудовая деятельность: уход за аквариумными рыбками.

Работа с родителями: наблюдения и уход за обитателями домашних аквариумов, посещение зоомагазина, просмотр м/ф “Русалочка”..

Тема “Город будущего. Экоград” (макетирование).

Цели: укреплять у детей интерес к работе с бросовым материалом, учить работать с нарисованным образцом, мастерить, формировать дружеские отношения детей, оказывая помощь нуждающимся.

Материал: бросовый природный материал, бумага, пенопласт и др.

Познавательная деятельность:

  • Наблюдение. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением улиц города, городские пейзажи. Наблюдение за строительством близлежащего дома.
  • Развитие речи. Д/игра “Снежный ком”. Речевое упражнение “Кому что нужно для работы?”.

Игровая деятельность: с/р игра “Мы - строители”, на прогулке строительство построек из песка.

Трудовая деятельность: трудовые операции: склевание, шитье, резание, обклеивание плоских и объемных форм.

Варианты творчески развивающих ситуаций: какой дом можно построить на другой планете.

Работа с родителями: прогулки с детьми к строящимся объектам, на даче полюбоваться причудливыми формами дачных домиков (если есть таковые).

ФЕВРАЛЬ

Тема “Солнечное царство-государство” (макет солнечной системы).

Цели: в доступной форме дать детям представление о том, что Земля - часть солнечной системы. Солнце - самое большое космическое тело. Упражнять в работе с бумагой, картоном, учить соотносить предмет по размеру, закреплять умение правильно пользоваться материалами и оборудованием для работы, готовить рабочее место и убирать после работы.

Материал: фольга, нитки, бумага, проволока, бросовый материал.

Познавательная деятельность:

  • Наблюдение. Наблюдение за вечерним небом во время вечерней прогулки. Рассматривание книги-карты “Атлас для маленьких”. Рассматривание модели Земного шара.
  • Эксперименты. Путешествие Земли вокруг Солнца.
  • Художественное слово. Чтение К. Чуковский “Краденое солнце”, А.Барто “Солнышко”, А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц” (отрывки).
  • Развитие речи. Составление рассказов по модели.

Игровая деятельность: с/р игры “Мы - космонавты”, “Путешествие на другие планеты”.

Варианты творчески развивающих ситуаций: закончите предложение “Чтобы меня могли назвать Маленьким принцем, я должен быть…”.

Работа с родителями: вечерние прогулки с детьми, рассматривание ночного неба.

Тема “Кукольный театр моды” (макет).

Цели: закреплять знания детей о нитках, об их свойствах, назначении, учить скреплять, формировать навыки пользования ножницами, нитками, развивать фантазию, воображение, интерес к макетированию, развивать моторику пальцев рук, воспитывать стремление помочь товарищу, уважать труд других.

Материал: нитки, образцы, ножницы, бумага, ленты, кружева и т.д.

Познавательная деятельность:

  • Наблюдение. Рассматривание на одежде детей отделки из тесьмы, косичек и т.п. Рассматривание журнала мод, буклетов, иллюстраций.
  • Художественное слово. Чтение Хакашевич Д. “Подружки-рукодельницы”, Полянская О. “Шью, вяжу, вышиваю”.
  • Развитие речи. Речевое упражнение “Придумай слова с заданными звуками” (с, з, ш, ж).

Игровая деятельность: с/р игра “Дочки-матери”, “Ателье”.

Трудовая деятельность: пришить пуговицы к платьям кукол или на своей одежде.

Варианты творчески развивающих ситуаций: драматизация сказки “Золушка”. “Бал Золушек”.

Работа с родителями: рекомендации в родительский уголок “Своими руками”. Привлечь родителей к изготовлению декораций и нарядов к постановке сказки “Бал Золушек”.

МАРТ

Тема “Жаркая Африка” (макет пустыни).

Цели: познакомить детей с особенностями жизни растений, животных пустыни, развивать умение выделять существенные признаки живых организмов к условиям среды, упражнять детей в работе с разными материалами, способствовать формированию навыков коллективного труда (совместное изготовление макета и распределение обязанностей между детьми).

Материал: поролон, бумага, проволока, природный и бросовый материал, игрушки “Киндер-сюрприз”.

Познавательная деятельность:

  • Наблюдение. Рассматривание Африки, пустыни на карте, игры с игрушками-животными, обитающими в пустыне (обсуждение их строения, окраса, тела).
  • Эксперименты. С песком, с глиной. Сравнить их свойства (сыпучесть, вязкость), воронки из песка.
  • Художественное слово. Чтение Флинт В. “В пустыне”.
  • Развитие речи. Речевое упражнение “Скажи наоборот” (слова - антонимы).

Игровая деятельность: игры с песком (сухой, мокрый, сравнение).

Трудовая деятельность: мытье игрушек после игры с песком.

Варианты творчески развивающих ситуаций: придумать сказку или историю “Путешествие Умки”. “Почему Умка загрустил?”.

Тема “Гадкий утенок на птичьем дворе” (макет).

Цели: учить подбирать детали, передавать выразительность образа, изображать фигуры в движении, закреплять умение скреплять детали с помощью пластилина, клея, умение работать с природным материалом, учить пользоваться простейшими инструкциями, формировать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Материал: природный и бросовый материал, деревянные планки для забора, игрушки “Киндер-сюрприз”.

Познавательная деятельность:

  • Наблюдение. Рассматривание картин из серии “Дикие и домашние животные”, предметные и сюжетные картинки. Экскурсия в живой уголок ДОУ №159.
  • Художественное слово. Чтение Золотова Е. “Знакомство дошкольников с миром животных”. Стихи, пословицы, загадки о животных. Путешествие по заповеднику. Чтение сказки Андерсена “Гадкий утенок”.
  • Развитие речи. Речевое упражнение “Скажи ласково” (о детенышах животных). Д/игра “Подскажи словечко”.

Игровая деятельность: д/игра “Невидимый мир” (о птицах и животных), “Летает, прыгает, ползает”. П/игра “У медведя во бору”, “Гуси-лебеди”.

Трудовая деятельность: уход за крольчихой Фенечкой и за курами на Ставропольском дворике.

Варианты творчески развивающих ситуаций: сочинить свою сказку про маленького утенка.

Работа с родителями: статьи в родительский уголок “О животных нашего края”, “Красная книга”.

АПРЕЛЬ

Тема “Труд в парке” (макет).

Цели: упражнять детей в работе с различными природными материалами, учить подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении макета, упражнять детей в умении объединять свои поделки в единое целое, воспитывать познавательный интерес, творческое отношение к труду, расширять словарный запас детей.

Материал: природный и бросовый материал, фольга, слюда, мох, мелкие игрушки.

Познавательная деятельность:

  • Наблюдение. Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, прогулка к бассейну.
  • Эксперименты. Опыты с водой (прозрачность, запас, занимаемая форма, текучесть и т.п.
  • Художественное слово. Чтение Онегов А. “На берегу озера”, Боков “Про тех, кто летает”, Мамин-Сибиряк “Серая шейка”.
  • Развитие речи. Д/игра “Кто в домике живет” (слова с заданным звуками у, р, с).

Игровая деятельность: д/игра “Найди насекомое, рыбу, водоплавающую птицу”, игры с водой.

Трудовая деятельность: подмести и собрать мусор возле бассейна.

Работа с родителями: рекомендации для родителей в родительский уголок “Как вести себя у водоема” (правила безопасности).

Тема “Дюймовочка в царстве цветов” (макет).

Цели: закреплять у детей знания о свойствах бумаги, подбор изделий нужного материала, развивать образное представление, умение сгибать, складывать бумагу, способствовать развитию детского внимания, мелкой моторики, памяти, воображения.

Материал: цветная бумага, тонкий картон.

Познавательная деятельность:

  • Наблюдение за цветами комнатных растений. Рассматривание открыток, буклетов весенних цветов.
  • Художественное слово. Чтение Онегов А. “На лесной полянке”. Стихи о цветах “Одуванчик”, “Ромашка”, чтение сказки “Аленький цветочек”.
  • Развитие речи. Речевое упражнение “Я начну, а ты продолжи”, “Скажи красиво” (о цветах). Д/игра “Снежный ком”.

Игровая деятельность: д/игры “Что растет на лугу, в лесу, на клумбе”, “Что лишнее”, “Вырасти цветы”.

Трудовая деятельность: уход за комнатными растениями, перенос и посадка рассады цветов на клумбе.

Варианты творчески развивающих ситуаций: Дюймовочка появилась в нашей группе, где мы ее поселим.

Работа с родителями: поделиться интересными комнатными растениями и семенами цветов для посадки в грунт.

Конспект занятия “На автостоянке. Макет транспорта”.

Цели: конкретизировать представление о приспособленности человека для жизни в различных условиях; познакомить с городским, наземным, воздушным, водным транспортом; учить детей мастерить поделки, соразмеряя их по величине, располагать на ограниченной территории; развивать глазомер, точность движений; воспитывать взаимоотношения в труде.

Материал: природный (желуди, крылатки, веточки и т.п.) материал, бросовый (пластмассовые бутылки, проволока, пуговицы и др.) материал, бумага, картон, клей, ножницы, шило, подиум на низких ножках, игрушки.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, буклетов с изображением различного транспорта, экскурсия к перекрестку, наблюдение за проезжающими машинами, чтение стихов, рассказов, придумывание загадок о различных видах транспорта.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Дети вместе с воспитателем выясняют и анализируют, что такое автостоянка, какой транспорт можно поместить на ней, каких она должна быть размеров.
Вспомнить и назвать виды транспорта. Выделить основные части машин, автобусов, самолетов, водного транспорта.
Затем вместе с детьми продумать, как заменить одни детали другими. Дети вспоминают и объясняют, как подготовить корпус, колеса, кабину и т.п.
Воспитатель подчеркивает, что в начале нужно сделать корпус, затем все остальные части и детали.
Продумать, из какого материала (природного, бросового) можно сделать выразительные (похожие на оригинал) части машин.
Выяснить с детьми, кто какой транспорт будет делать. По желанию детей разделиться на группы.

2. Все приступают к работе. Взрослый руководит деятельностью детей (советует, помогает сделать и соединить части и детали).

3. Готовые поделки расположить на подиуме. Предложить детям рассказать о своей поделке, назвать марку машины.

4. Обыгрывание. Предложить детям подумать:

  • Где можно расположить автостоянку, чтобы не навредить людям, природе?
  • Почему автостоянки находятся в городе?
  • На каком транспорте можно ехать в Жигули, лес, чтобы не навредить природе? (Лучше всего ходить в лес пешком или на велосипеде, если далеко добираться)

Конспект занятия “Гадкий утенок на птичьем дворе” (макет).

Цели: учить подбирать детали, передавать выразительность образа, изображать фигуры в движении; закреплять умение скреплять детали с помощью пластилина, клея, умение работать с природным материалом; учить пользоваться простейшими инструкциями; формировать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней

Материал: природный и бросовый материал, ножницы, пластилин, бумага, цветная, клей, деревянные планки для забора, игрушки “Киндер-сюрприз”, игрушка Утенок.

Предварительная работа: рассматривание картин из серии “Дикие и домашние животные”, предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к сказке Андерсена “Гадкий утенок”, чтение сказки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. К ребятам пришел Утенок и рассказал о своей беде: на птичьем дворе его почему-то все обижают, даже хозяйка отталкивает его. Утенку грустно и обидно. Он пришел за помощью.

2. Дети вспоминают сказку “Гадкий утенок”, животных, живущих на птичьем дворе. Решают помочь Утенку. Нужно сделать самим птичий двор, всех животных, которые будут добрыми, и поселить туда Утенка.

3. Обсуждение, каких персонажей нужно сделать, какой материал лучше подойдет для Утки, Петуха, Индюка и т.д. Из каких деталей, частей состоит персонаж. Обсудить, как будут крепиться эти части. Желательно подчеркнуть характер животных, например, у Индюка распушен хвост, Утка неуклюжа, толста и т.п.

4. Дети приступают к работе. Во время работы воспитатель обращает внимание детей на приемы закрепления деталей. Утенок не безучастен, он интересуется, какого персонажа делает ребенок и какой он будет по характеру, не будет ли он обижать Утенка.

5. Затем дети решают, чтобы животные не разбрелись, птичий двор нужно огородить. Совместно делают загородку из бросового материала, делают поилки, кормушки.

6. Когда птичий двор готов, приглашают Утенка поселиться в нем, Утенок знакомится со всеми обитателями двора.

7. Дети сочиняют свою сказку про маленького Утенка.

Библиография.

  1. Программа “Детство”. Санкт-Петербург, “Детство-Пресс”, 1999.
  2. Базисная программа развития ребенка - дошкольника “Истоки”. Москва, “Карапуз”, 2001.
  3. Программа “Из детства в отрочество”. Москва, 1997.
  4. Программа “Радуга”. Москва, 1996.
  5. Программа “Развитие”. Москва, “Гном-Пресс”, 1999.
  6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Под ред. Ерофеевой Т.И.
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Санкт-Петербург, “Союз”, 1997.
  8. Кондратьева С.Н. Мы. Санкт-Петербург, “Детство-Пресс”, 2002.
  9. Николаева С.Н. Юный эколог. Москва, “Москва-синтез”, 1999.
  10. Рыжова. Наш дом - природа. Москва, “Ланко-Пресс”, 1998.
  11. Журнал “Обруч”, №2, №19.
  12. Гибсон Р. Делай и играй. Веселые игры.
  13. Гудилина С.И. Чудеса своими руками.
  14. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала.
  15. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.
  16. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги.
  17. Панфилова Т.Ф. Веселые самоделки.
  18. Соколова С. Сказки из бумаги.
  19. Филенко Ф.П. Поделки из природного материала.
  20. Мастерилка. Что имеет, то храним. Игрушки из старых вещей. Шишка, желудь и ракушка. Снесла курочка яичко.