Урок математики в 3-м классе с применением коллективного способа обучения

Разделы: Начальная школа


Тема урока: закрепление таблицы умножения и деления до 6; решение задач.

Цели урока:

  • совершенствовать знание таблицы умножения и деления до 6;
  • закреплять умение решать задачи на уменьшение числа в несколько раз, увеличение числа в несколько раз;
  • закреплять умения решать задачи на нахождение периметра прямоугольника, квадрата;
  • развивать навыки счета, мышление, память;
  • воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование урока:

  • маршрутные листы, лист учета работы ученика в течение урока (Приложение);
  • индивидуальные листы заданий (разноуровневые, разного цвета);
  • таблица для фиксирования баллов у каждого ученика;
  • переносные маленькие доски, парты, установленные для работы в группах;
  • карточки из “Развивающей среды начальной школы” Spectra-Verlag для дополнительной работы;

Используемые технологии: коллективный способ обучения на уроке, который позволяет реализовать обучающую и воспитывающую функции урока не только через содержание, но и через форму организации учебной деятельности, формировать такие качества учащихся, как коллективизм и ответственность в учебной работе, что при традиционных способах обучения было затруднительно. Начинать использовать этот метод обучения можно уже в начальной школе.

Приведем важнейшие факторы организации коллективного способа обучения:

  • выбор темы урока;
  • подготовка раздаточного материала;
  • подготовка класса к изучению нового материала;
  • разработка технологии работы учащихся с раздаточным материалом;
  • разработка форм учета и контроля результатов учебной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы будем пользоваться таблицей умножения и деления при решении примеров и задач. Представьте, что таблицы нет, ее еще не придумали. Как же решать примеры? (Путем сложения одинаковых слагаемых). Значит, таблица нам помогает быстро найти результат, поэтому ее надо хорошо знать. На этом уроке мы будем совершенствовать знание таблицы умножения и деления до 6. Все задания будем решать на листах, которые есть у каждого из вас.

(У детей есть листы с индивидуальными заданиями разного цвета. После выполнения своего задания ученик ищет в другой группе одноклассника с таким же заданием по цвету. Дети осуществляют взаимопроверку. Если ответы различны, то можно посмотреть алгоритм решения за отдельным столом, где заранее подобран необходимый материал. В том случае, если ребенок справился с заданием очень быстро, а его товарищи ещё не готовы, он может решать дополнительные задания, которые тоже оцениваются. По желанию дети также могут поработать с карточками “Развивающей среды начальной школы” Spectra-Verlag)

II. Устный счет.

Два ученика работают на переносных досках, а остальные у себя на индивидуальных листах (листы смотри ниже).

  • 46 уменьшить на 9.
  • 57 увеличить на 27.
  • На сколько 75 больше, чем 15?
  • Один множитель 6 , второй множитель 4. Чему равно произведение?
  • К неизвестному числу прибавили 30 и 40, получили 100. Найдите неизвестное число.
  • Первое слагаемое. 14, второе слагаемое. 27. Найдите сумму.
  • Один карандаш стоит 5 рублей. Сколько стоит 6 таких карандашей?
  • В 4 пачках 40 штук печенья. Сколько штук в 1 пачке?
  • Во сколько раз 12 больше 4?
  • На сколько 3 меньше 24?

Ученики, работавшие на переносных досках, меняются досками, а остальные меняются индивидуальными листами, выставляя баллы в таблице (Приложение).

III. Обобщение и закрепление изученного материала.

  • Проверка таблицы умножения и деления до 6 на время.
  • За 2 минуты нужно решить 10 примеров. Проверка в парах. Выставление баллов в таблицу (примеры даны в индивидуальных листах).
  • Проверка правил, которые пригодятся для работы на уроке. (Командир группы задает вопросы своим ученикам по очереди).

Правила: какой знак нужно поставить, если стоит вопрос:

- увеличить на несколько единиц

(+)

- уменьшить на несколько единиц

(-)

- увеличить в несколько раз

(х)

- уменьшить в несколько раз

(:)

- на сколько больше

(-)

- на сколько меньше

(-)

- во сколько раз больше

(:)

- во сколько раз меньше

(:)

- что нужно сделать, чтобы найти периметр прямоугольника
- что нужно сделать, чтобы найти периметр квадрата

Индивидуальный разноуровневый материал. Работа в группах сменного состава.
Проверка (подсчет и выставление баллов в таблицу см. Приложение).


Индивидуальная карточка ученика.(Красный цвет)

  • Устный счет (см. выше).
  • Реши примеры:
    4 х 9 =   6 х 2 =   42 : 6 =   36 : 6 =   14 : 7 =
    2 х 5 = 3 х 7 = 6 х 7 = 18 : 2 = 36 : 4 =
  • Реши задачи:

    1. Масса гуся 7кг., а поросенок в 3 раза тяжелее. Какую массу имеет поросенок?
    2. В футбол играли 18 ребят, а в прятки в 3 раза меньше. Сколько всего ребят играли в эти игры?
    3. Найди периметр прямоугольника, если его длина 8 см, а ширина в 2 раза меньше.

  • Реши выражения:
    а  х  4  =  28            (27 + 27) : 9 + 94 = ?          (69 + 18) - (92 - 39) + 66 = ?

Дополнительный материал.

  • Реши уравнение: а + 42 = 83 - 27
  • Вставьте вместо * знак арифметического действия так, чтобы равенства стали верными:
    8 * 0 = 6 х 6 - 4 х 9   9 * 1 = 8 х 8 - 6 х 9   0 * 3 = 6 х 4 - 3 х 8  
  • В выражении  7 + 2 х 5 - 2   расставьте скобки так, чтобы его значение равнялось 27.
  • Реши магический квадрат:
         2      
           1    
       3      
      7     10 

 


Индивидуальная карточка ученика. (Синий цвет)

  • Устный счет (см. выше).
  • Реши примеры:
    3 х 6 =   3 х 7 =   4 x 6 =  15 : 5 =   25 : 5 =
    5 х 4 =  8 х 2 =  18 : 3 = 48 : 6 = 21 : 3 =
  • Реши задачи:

    1. Газета стоит 2 рубля, а книга в 9 раз дороже. Сколько стоит книга?
    2. В цирковом представлении участвовали 3 собачки, а голубей было в 4 раза больше. На сколько голубей было больше, чем собачек?
    3. Найди длину стороны квадрата, периметр которого равен 20 см.

  • Реши выражения:
    а  х  4  =  36    40 : 8 x (74 - 65) = ?    7 x (58 - 54) = ?

Дополнительный материал.

  • Реши магический квадрат:
      37           32  
          98        
        24     35 
  • Вставь числа:

    1.   * х * = *1
    2.   * х 8 = *2
    3.   7 х * = *2
    4.   * х * = *7


Индивидуальная карточка ученика. (Фиолетовый цвет)

  • Устный счет (см. выше).
  • Реши примеры:
    4 х 9 =   6 х 2 =   18 : 2 =   6 х 7 =  36 : 6 =
    3 х 7 = 2 х 5 = 14 : 7 = 42 : 6 = 36 : 4 =
  • Реши задачи:

    1. Длина молотка 30 см., гвоздь в 6 раз короче. Какова длина гвоздя?
    2. Масса кабачка 2 кг, а тыквы в 6 раз больше. Чему равна масса кабачка и тыквы вместе?
    3. Чему равна длина стороны квадрата, если его периметр равен 16 дм.

  • Реши выражения:
    а : 7 = 3    86 - 4 х 8 - 9 х 4 =?   35 : 5 + 8 х 4 =?

Дополнительный материал.

  • Вычисли и найди лишнее выражение:
    65 - 35  47 - 27  54 - 4  38 - 18  79 - 11
  • Вставь в “Лабиринт” числа:
           :         :         =    4 

 


Индивидуальная карточка ученика. (Желтый цвет)

  • Устный счет (см. выше).
  • Реши примеры:
    3 х 6 =  8 х 2 =   3 х 7 =  15 : 5 =  48 : 6 =
    5 х 4 =  4 х 6 = 25 : 5 = 18 : 3 = 21 : 3 =
  • Реши задачи:

    1. Сестре 14 лет, а брату в 7 раз меньше. Сколько лет брату?
    2. У Юры 12 орехов, а у Саши 4 ореха. Во сколько раз у Саши меньше орехов, чем у Юры?
    3. Длина стороны квадрата равна 5 см. Найди периметр этого квадрата

  • Реши выражения:
    а : 2 = 4   4 х 8 + 3 х 2 =?   4 х (63 - 55) = ?

Дополнительный материал.

  • Цепочка: 32 : 8 х 9 : 6 х 5 =
  • Реши магический квадрат:
                      
        28       20       12    
                  22 

 


Индивидуальная карточка ученика. (Зеленый цвет)

  • Устный счет (см. выше).
  • Реши примеры:
    4 х 9 =  6 х 2 =  6 х 7 =  18 : 2 =  36 : 6 =
    3 х 7 = 2 х 5 = 14 : 7 = 36 : 4 = 42 : 6 =
  • Реши задачи:

    1. Оле 6 лет, а ее папа в 6 раз старше. Сколько лет папе?
    2. На клумбе растет 6 тюльпанов и 18 роз. Во сколько раз тюльпанов меньше, чем роз?
    3. Найди периметр прямоугольника, если его длина 7 см, а ширина 3 см.

  • Реши выражения:
    а : 7 = 2   21 : 3 - 35 : 5 = ?   48 : (55 - 49) = ?

Дополнительный материал.

  • Какое выражение лишнее?
    48 : 6   42 : 7   12 : 6   24 : 6   6 : 6   54 : 6
  • Реши магический квадрат:
    21             23   
           24           
                  27 

 

IV. Оценочный тест (два уровня).

ТЕСТ № 1

  • Вычисли:      21 : а = 3

    1)  5
    2)  7
    3)  6

  • Вычисли периметр прямоугольника, если…
    а = 3 см     в = 5 см    Р = ?

    1) 13 см.
    2) 16 см
    3) 6 дм.

  • Реши задачу:

    Высота стула 4 дм, шкаф в 5 раз выше. Какова высота шкафа?

    1) 20 дм.
    2) 9 дм.
    3) 25 дм.

  • Вычисли:       7 х 5 + 4 х 8 + 33 = ?

    1) 95
    2) 100
    3) 90

  • Реши задачу:

    В книге 9 черно-белых рисунков, а цветных в 2 раза больше. Сколько всего рисунков в книге?

    1) 26 рис.
    2) 27 рис.
    3) 18 рис.

Ответы занеси в таблицу:

Номер задания

1

2

3

4

5

Номер выбранного ответа

                                                  

 

ТЕСТ № 2

  • Вычисли:   18 : а = 3

    1) 5
    2) 7
    3) 6

  • Вычисли периметр прямоугольника, если…
    а = 3 см   в = 4 см      Р = ?

    1) 14 см
    2) 16 см
    3) 6 дм

  • Реши задачу:

    В газете 6 страниц, а журнал в 4 раза толще. Сколько страниц в журнале?

    1) 20 стр.
    2) 24 стр.
    3) 25 стр.

  • Вычисли:    5 х 6 + 4 х 8 + 38 = ?

    1) 95
    2) 90
    3) 100

  • Реши задачу:

    Ширина закладки 2 см, а книга в 8 раз шире. Какова ширина книги и закладки вместе?

    1) 20 см
    2) 27 см
    3) 18 см

Ответы занеси в таблицу:

Номер задания

1

2

3

4

5

Номер выбранного ответа

                                                 

Проверка в парах (подсчет и выставление баллов).

V. Итог урока. Домашнее задание (разноуровневое).

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Маршрутный лист

Рисунок 1.

 

Лист учета работы ученика _______________________в течение урока.

Цвет карточки

Номер задания

С кем работал (фамилии учащихся)

Баллы

Синий

1

   
 

2

   
 

3

   
 

4

   

Тестовая работа

 

1

2

3

4

5

Баллов

Оценка