Грамота в 1-м классе. Темы: "Твердый согласный звук" и "Мягкий согласный звук". Установление соответствия между элементами множеств. Письмо различных линий и цифр

Разделы: Начальная школа


Тема.

  • Понятие “твёрдый согласный звук” и “мягкий согласный звук”.

  • Установление соответствия между элементами множеств. Письмо различных линий и цифр.

Цели:

  • учить различать гласные и согласные звуки, познакомить с артикуляцией при произношении звуков, выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [н] и [н’].
  • познакомить с образованием числа 4 и соответствующей цифрой, учить правильно соотносить цифру с числом, называть её место при счёте, узнавать графический образ цифры 4. Устанавливать взаимооднозначное соответствие предметов.
  • развивать устную речь, внимание, наблюдательность, фонематический слух, зрительную память, пополнять словарный запас.

Оборудование:

  • иллюстрации: девочка, клумбы с цветами (васильки, ромашки,

  • розы, тюльпаны);

  • фишки (жёлтые, красные, синие, зелёные);

  • наборное полотно;

  • цифры 1, 2, 3, 4, 5;

  • вазы 4 шт.;

  • таблички со словами:

Ход урока

I. Организационный момент

Игра на внимание.

На доске:

– Посмотрите на доску и закройте глаза.

(Меняю цветы местами.)

– Откройте глаза и скажите, что изменилось?

  • (Ромашки поменяли с розами местами)

  • (Васильки с розами)

  • (Тюльпаны с ромашками)

II. Постановка темы и цели урока

– Сегодня на уроке вы будете учиться различать гласные звуки от согласных, узнаете какие бывают согласные, как их обозначать в схемах.

Познакомитесь с образованием числа 4, научитесь находить её место в числовом ряду, находить пару предметам. Будете учиться писать овалы и полуовалы на рабочей строке.

III. Работа над новым материалом

– Это девочка Нина. У неё в саду на клумбах растут цветы.

– Назовите какие цветы у неё растут.

– Вы знаете, что такое клумбы?

– Клумба – это цветник, в старину называли цветной клуб. Она может быть круглой или овальной формы.

Проведение звукового анализа слова “Нина”

– Почему на доске звуковая схема с четырьмя клеточками? (Нина – четыре звука).

– Какие звуки будете обозначать красными фишками? (и, а).

– Почему? (Гласные).

– Прочитайте слово, выделяя первый звук ([н’]). Гласный или нет? Обозначьте жёлтой фишкой.

– Прочитайте слово, выделяя второй звук ([и]). Какой? Докажите, что гласный (не встречает преграды).

– Прочитай слово, выделяя третий звук ([н]). Гласный или нет? Обозначьте жёлтой фишкой.

– Прочитай слово, выделяя четвёртый звук ([а]). Какой звук, докажите.

– Сравните первый и третий звуки. Что общего? (Встречают преграду)

– Какую преграду встречают?

Запомните, в русском языке звуки при произношении встречают преграду, называемую согласными. Звуки [н] и [нь] – согласные звуки.

– Чем отличаются эти звуки при произношении?

– Первый звук [нь] произносим мягко или твёрдо?

– Это мягкий согласный, такие звуки мы будем обозначать зелёной фишкой.

– Назовите пару этого звука. ([н])

– Это твёрдый согласный, будем обозначать его синей фишкой.

– Сколько здесь гласных? (2)

– Сколько согласных? (2)

– Сколько твёрдых согласных? (1)

– Сколько мягких согласных? (1)

IV. Игра в звуки

К доске выходят четыре человека. Учитель говорит детям какие звуки им взять звуки.

– Возьмите фишки, которые обозначают:

  • 1 ученик – мягкий согласный

  • 2 ученик – твёрдый согласный

  • 3 ученик – второй гласный,

  • 4 ученик – четвёртый гласный.

– Встаньте так, чтобы мы могли прочитать слово Нина. (зелёный, красный, синий, красный).

– Дети в классе читают слово хором.

Работа с рисунком

– Сколько клумб с цветами?

– Назовите не белые цветы.

– Назовите синие цветы.

– Если убрать тюльпаны, сколько клумб останется? С какими цветами?

– Какие клумбы расположены выше, ниже, правее, левее?

Установление взаимно-однозначного соответствия

На доску вывешиваю две вазы.

– К Нине на ужин придут гости и ей украсить стол. Она хочет с каждой клумбы сорвать цветы и поставить их в вазу, не путая, отдельно каждый вид цветов. Как ей это сделать?

(У неё не получится, цветов четыре вида, а вазы всего две).

– Чего больше? Чего меньше? На сколько?

– Что нужно сделать? (Принести ещё две вазы).

– Кто расставит цветы в вазы? Покажите на доске, соединив линиями.

Письмо цифры четыре

– Получилось четыре вазы с букетами. Какой цифрой записать четыре вазы?

– Проверим, знаете ли вы эту цифру?

На наборном полотне цифры: 1 4 2 3 5.

– Какая по счёту стоит цифра четыре?

– На своём дли месте? Поставьте на своё место цифру четыре. (Ученик ставит цифры по порядку: 1 2 3 4 5).

– После какой цифры должна стоять цифра четыре?

– Между какими цифрами?

– Выложите цифру четыре у себя на парте горохом.

– Выложите цифру по порядку с теми, с которыми мы уже познакомились на предыдущих уроках (дети выкладывают 1 2 3 4).

– Откройте тетрадь на стр. 45.

– Пропишите цифру четыре в контуре. На что она похожа?

– Пропишите цифру четыре в клеточках (как показано стрелочками).

– Проведи линии. Определи, ос или цветков больше?).

(Ос на две больше, а цветков на два меньше).

– С какой цифрой познакомились? (4)

– Что на уроке связывало нас с цифрой четыре? (Четыре клумбы, четыре звука в слове Нина, четыре вазы с букетами, четыре василька, четыре осы сели на цветы).

Конец первого урока.

Второй урок

Проведение звукового анализа слова “сани”

Учебник, стр. 36.

1. Рассмотрите модель слова “пила”, дайте характеристику каждому звуку. Объясните, почему он обозначен именно так.

– Сколько клеточек в слове под правой картинкой? (4)

– Сколько звуков должно быть в слове? (4)

– Можно ли назвать санки? (Нет, пять звуков).

У доски четыре ученика, учитель называет, кто будет выкладывать первый, второй, третий и четвёртый звуки. Дети выкладывают схему и каждый даёт характеристику своему звуку.

Остальные дети выкладывают фишки у себя на парте и проверяют на доске.

Построение звуковой цепочки

Составление слова “лист” по первому звуку слов: лиса, игла, сани и последнему звуку слова аист.

– Какое значение имеет слово лист? (Лист бумаги, лист с дерева).

– Много листьев на дереве как назвать? (Листва).

6. Работа в тетради

Стр. 46.

Дорисовать крону деревьев

– Что такое крона?

Крона – клуб, ком или вершина дерева листьев, в старину называли корона.

– На какой элемент похожа? (Полуовал)

– Дорисуйте крону (полуовалы) слева направо, начиная снизу вверх.

– Посмотрите на деревья, которые вы дорисовали и которые были нарисованы, что можете сказать?

(Яблок и слив не поровну)

(На одно яблоко больше)

(На две сливы меньше)

– Дорисуйте, чтобы было поровну яблок и слив.

Соедини красную точку с каждой из чёрных точек

– Сколько получилось отрезков?

Дорисуй домино.

Пропиши цифры в заданной последовательности.

– В каком порядке написаны цифры на первой строчке? (От 1 до 4)

– В каком порядке написаны цифры на второй строчке? (От 4 до 1)

Дифференцированная работа

Учебник, стр. 37.

Чтение стихотворения К. Чуковского.

Составление и решение задач.

– Положите в первый квадрат число, которое показывает сколько котят, во второй квадрат число, которое показывает сколько утят, в третий квадрат число, которое показывает сколько котят и утят вместе.

– Как узнали? (Сосчитали: два и четыре – это шесть).

Аналогично узнаём сколько:

  • котят и поросят

  • поросят и курочек

  • утят и курочек

V. Итог урока

На доску вывешиваются карточки со словами:

Учитель читает предложения, дети ставят “ + ” или “ – ”.

Я знаю, что звуки бывают гласные и согласные, твёрдые и мягкие.

Я знаю, как образовалось число “четыре”.

Я умею составлять звуковые схемы.

Я умею соотносить предметы друг с другом.

Я научился различать гласные, согласные, согласные твёрдые и согласные мягкие.

Я научился писать число “четыре”, овалы и полуовалы.