Урок-семинар «Классификация растений отдела "Голосеменные"»

Разделы: Биология


Семинарское занятие – это форма организации обучения, при которой учащиеся самостоятельно изучают программный материал по различным источникам знаний, решают задачи и выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной деятельности при руководящей и организующей роли учителя.

Семинарское занятие – необходимая форма организации занятий учащихся. Они выступают как важное средство для выработки у учащихся активности, самостоятельности, умения работать с литературой, мыслить творчески. Формируют познавательный интерес, умения и навыки самообразовательной деятельности.

Семинар – изучения нового материала – самостоятельная форма обучения без чётко выраженной зависимости от предыдущих форм обучения. Ведущей задачей становится усвоение новых знаний. Такой подход, на мой взгляд, более целесообразен ввиду малого лимита учебного времени на отдельные темы предмета.

Эффективность семинара этого типа в основном определяется качеством подготовки учащихся к семинару, их докладов и сообщений.

Подготовка осуществляется в три этапа:

Первый этап – выбор учащимися в парах тем для написания рефератов и выступлений, конкретно рекомендуется литература, даётся форма таблицы: “Сравнительная характеристика растений класса Хвойные”, по которой все учащиеся будут работать при прослушивании сообщений товарищей. (Cм. Приложение 1).

Второй этап – обсуждение и, при необходимости, корректировка подготовленного плана реферата и выступления.

Третий этап – подготовка выставки по данной теме.

Ц е л ь:

  • сформировать у учащихся представление о систематике Голосеменных растений, дать сравнительную характеристику некоторым растениям класса Хвойные; воспитывать бережное отношение к природе, коллективизм, чувство ответственности перед товарищами, культуру умственного труда;
  • продолжить развитие умения самостоятельно работать с литературой, выделять и записывать главное.

О б о р у д о в а н и е:

  • гербарные материалы,
  • коллекции шишек,
  • схема “Классификация Голосеменных растений”,
  • определительные карточки.

Ход урока

I. Сообщение классу темы и содержания урока: “Классификация растений отдела Голосеменные”

Учитель даёт учащимся психологическую установку на получение новых знаний в процессе работы и стремиться получить за выполнение заданий максимальное количество баллов, по сумме которых будет выставлена итоговая оценка за урок. Важно, чтобы эти баллы были поставлены объективно, поэтому на данном уроке вы будете самостоятельно оценивать свою индивидуальную работу, работу в парах, и вносить полученные баллы в лист самооценки (см. Приложение 2). Итак, начнём учиться!

II. Контроль знаний признаков Голосеменных растений. (индивидуальная работа письменно)

Задание: Из перечня признаков выбрать номера тех, которые относятся к голосеменным растениям.

  1. Нет корней.
  2. Листья покрыты кутикулой.
  3. Споры образуются в коробочке.
  4. Листья игловидные или чешуевидные.
  5. Для размножения необходима вода.
  6. Тело представлено слоевищем или слегка дифференцировано на листья и стебли.
  7. Размножаются семенами.
  8. Нет проводящей ткани.
  9. Образовали каменный уголь.
  10. Есть органы: корень, стебель, лист.
  11. Встречаются в сырых местах, на болотах.
  12. В древесине нет настоящих сосудов.
  13. Листья называются вайи.
  14. На одной из стадий развития вместо корней – ризоиды.
  15. Семена находятся на чешуйках шишек.
  16. У некоторых есть корневище.
  17. Образуют торф.
  18. В цикле развития преобладает спорофит.

(2, 4, 7, 9, 10, , 15, 18 )

Взаимопроверка: за каждый правильный ответ 1 балл, за ошибку снимается 1 балл, за неполный перечень признаков снимается 0,5 балла. Максимальная оценка за выполнение данной работы – 7 баллов.

Устный опрос по вопросам.

  1. Почему древесные формы папоротников, хвощей, плаунов погибли, а голосеменные сохранились и заняли господствующее положение? (Обусловлено возникновением приспособлений к условиям меньшей влажности: появился главный корень, глубоко проникающий в почву; половой процесс стал независим от наличия влаги; образовались семена, снабжённые запасом питательных веществ и защищённые кожурой.)
  2. Почему эти растения назвали “Голосеменные” (Семена на мегаспорофиллах располагаются открыто).

При переходе к основной части семинара преподаватель говорит: “Таковы закономерности в строении голосеменных растений, сегодня же мы будем говорить о различиях представителей этого отдела, об объединении их в группы на основании этих различий. Цель: в ходе урока уяснить принцип классификации отдела Голосеменные и составить сравнительную характеристику представителей класса Хвойные, выяснить их значение в природе и жизни человека”.

III. Изучение нового материала

Классификацию голосеменных учитель объясняет по плакату, учащиеся слушают и стараются перенести его себе в тетрадь. Не все это смогут сделать, поэтому желательно дать каждому опорный конспект на отдельном листе домой для подготовки к следующему уроку. (см. Приложение 3).

Если палеозойская эра считается эрой господства папоротникообразных, то мезозойская эра характеризуется широким распространением на Земле голосеменных растений. В настоящее время отдел Голосеменные растения делят на 4 класса.

Класс Гинкговые – это класс содержит одно семейство Гинкговые с одним видом. Гинкго двулопастное, до конца XVII века неизвестное европейцам, представляет собой листопадное дерево до 30 – 40 м. побеги гинкго несут необычные веерообразные листья, листовые пластинки, которые рассечены, как бы на две лопасти. Отсюда произошло название этого древнейшего и интересного растения – гинкго двулопастное. Жилкование, характерно только для гинкго, называется дихотомическим. Гинкго – древнейшее растение. Учёные установили, что первые гинкго появились на Земле около 300 млн. лет назад. Они – современники динозавров. С незапамятных времён в Японии, Китае и Корее гинкго почитали как священное дерево и выращивали возле храмов и гробниц.

Класс Саговниковые или Цикадопсиды – по числу видов занимают второе место. Они растут преимущественно в тропических странах, образуя заросли низкорослых вечнозелёных кустарников. Выделяют 3 семейства:

  1. Семенные папоротники – это связующее звено между папоротникообразными и голосеменными растениями, примитивные. Древние представители голосеменных походили на древовидные папоротники. Дали начало Саговникам и Беннетитам.
  2. Саговники “Саговая пальма” – большинство вымерли – в настоящее время 100 видов, обитают в Тропиках Австралии, Африки, Америки. Продолжительность жизни – до 1000 лет, высота – 20 метров, из крахмалистой сердцевины стволов, коры и эндосперма семян изготавливают особый продукт типа крупы, который называется Саго. На вершине стебля пучок листьев до 2 метров, раздельнополые, декоративные. Как ценные декоративные растения, в России саговниковые высажены на Черноморском побережье Кавказа.
  3. Беннетиты – походили на папоротники с огромными листьями, имели обоеполые шишки – очень быстро вымерли.

Класс Гнетовые – класс делится на 3 семейства:

  1. Эфедровые – содержит единственный род – эфедра (40 видов). Виды, относящиеся к роду Эфедра, в большинстве своём кустарники, а некоторые кустарнички, высотой до 40 см., листья мелкие нитевидные. Произрастают на скалах, пустынных, малоплодородных или даже засолёных почвах в районах Азии, Европы и Америки с тёплым и сухим климатом. В России встречается на юго-востоке европейской части и в Сибири. Эти растения засухоустойчивы, морозостойки, но не долговечны, лишь изредка доживают до 10-15 лет. Эфедры используются для закрепления песков, осыпающихся склонов. Они изящны и могут украшать любые ландшафты. Из эфедры хвощёвой получают лекарство – эфедрин, помогающий при сердечно-сосудистых заболеваниях.
  2. Араукариевые – двудомные растения. Семена созревают в крупных (до 35 см) шаровидных шишках. Араукарии долгожители, могут расти и плодоносить в течении нескольких сотен лет, максимальный возраст 2000 лет. Араукарии не только красивые и долговечные деревья, они обеспечивают ценной строительной древесиной жителей Южного полушария, которая используется также для производства мебели различных поделок. Эти уникальные растения, имеющие большое экологическое и хозяйственное значение, нуждаются в заботе людей.
  3. Вельвичиевые – включает только один вид – вельвичию удивительную. Это растение называют чудом природы. Оно произрастает в каменистых пустынях Анголы и Юго-Западной Африки, где на протяжении нескольких месяцев не выпадает ни капли дождя. Ни одно другое дерево не выживает в таких условиях. Ствол-пень 50 см, диаметр 1,2 м образует только два листа 3 метра длиной, которые растут в течении всей жизни, у старых листья расщепляются на верхушках – создаётся впечатление большого числа листьев, двудомное, шишки располагаются под листьями.

Класс Хвойные – вечнозелёные, реже листопадные, обычно высокие деревья, иногда кустарники. Это самая многочисленная группа голосеменных растений. В растительном покрове нашей планеты хвойные леса занимают более1/3 всей площади, покрытой лесом. Лес, особенно хвойный – это зелёное золото. Он даёт возможность жить всему живому на Земле. Включает в себя 4 семейства.

IV. Выступают учащиеся с подготовленными докладами и сообщениями

Остальные заполняют таблицу “Сравнительная характеристика растений класса Хвойные”. Название растения не сообщается, учащиеся должны отгадать загадку, о каком растении пойдёт речь. С неё начинает каждый докладчик.

Ученик 1:

“То ли верить, то ли нет:
Обошла молва весь свет,
Что на пне под звон гитар
Танцевали двадцать пар”. (Секвойя)

– Какое это растение? Одно из самых крупных долгожителей на Земле.

Да, это секвойядендрон гигантский (мамонтово дерево). Относится к семейству Таксодиевые. Назвали его так из-за исполинских размеров 80–100 м длины, диаметр – 10 м. Мамонтовым деревом назвали этот вид секвойи за сходство его красивых сучьев с бивнями мамонта. Возраст 3–4 тысячи лет. Это живое ископаемое появилось на земле более 140 млн. лет – в Юре. В настоящее время встречается небольшими рощицами (их около 30), только в Калифорнии, западное побережье северной Америки на высоте 2000м. этому растению присваивали имена многих величайших людей мира, например: американцы называли секвойя Вашингтона, в честь первого президента США, возглавлявшего освободительное движение против англичан.

Из-за прочной красной древесины, не подлежащей гниению, хищнически истреблялся, и на сегодня осталось всего 500 экземпляров, они объявлены заповедными. Самые крупные растения носят собственные имена: “Отец лесов”, “Генерал Грант” и др.Для перевозки одного из них потребовалось бы 20 – 25 железнодорожных вагонов.

В Иосемитском парке существует тоннель с 1881 года, в нижней части ствола через него свободно проезжают автомобили. Как декоративное растение разводится во многих странах мира. В нашу страну семена его попали в 1858 году, первые деревья были посажены в Никитском ботаническом саду, а затем на черноморском побережье Кавказа и в средней Азии. Растут медленнее, чем на родине, но 70-летние растения достигают 30 м длиной и диаметр больше метра.

Побеги только удлинённые, листья чешуевидные, спирально расположены. Вечнозелёное, женская шишка яйцевидной формы, одиночная на верхушках побегов, мелкая. Зреет один год, опадает без семян.

В процессе сообщения товарища, ассистент (тот, кто работает с ним в паре) демонстрирует живые растения, гербарные листы, женские шишки растения, плакаты.

Каждый учащийся слушает и заполняет в таблице колонку по данному растению. После выступления участники семинара задают вопросы докладчику, коллективно обсуждают вопрос и ставят в лист самооценки баллы (за один вопрос – 1 балл). Итак, обсуждение каждого доклада завершается кратким обобщением и основной материал фиксируется в таблицу, по которой затем дома учащиеся будут доучивать материал.

Ученик 2:

“По округе славится
Зелёная красавица:
Сарафан как колокол
По Земле да волоком
Шапочка с опушечкой
С острою макушечкой”. (Ель)

Ель обыкновенная – типичное дерево горных лесов Средней Европы и тайги Северной Европы – наиболее распространённая хвойная порода в европейской и азиатской части России. Ель обыкновенную иногда называют высокой. Действительно, красавицы ели – это очень высокие (выше 40 м) деревья с горизонтально отклонёнными ветвями. Доживает до 400–700 лет. Древесина елей – бесценное богатство России. Ель даёт строевой и поделочный материал, из её древесины выделывают дранку, изготавливают лукошки, корзины, различные химикаты и лекарственные средства. Древесина ели – один из основных компонентов сырья для производства бумаги. Ели “звучат” в концертных залах и театрах, когда играет скрипичный ансамбль. Оказывается, ни одно дерево не даёт такой певучей и звонкой древесины как ель. Не случайно из неё изготавливали свои замечательные скрипки великие мастера Амати и Страдивари. Из древесины елей добывают канифоль, скипидар, дёготь, древесный уксус, смолу. Семенами елей питается множество зверей и птиц, особенно зимой, а для белок это один из основных видов корма.

Крылатые чёрно-бурые семена созревают в продолговато-злиптических шишках осенью того же года. В начале созревания свисающие шишки (длиной 6–12 см, а иногда до 15 см) имеют красноватый оттенок, затем они становятся коричневыми и блестящими. Видоизменённые листья ели короткие 3-5 см, четырёхгранные, тёмно-зелёные хвоинки густо расположены на укороченных побегах. Хвоя держится на побегах елей 5-7, иногда 9 лет.

Иногда нижние ветви елей касаются поверхности лесной почвы, и тогда может происходить укоренение и рост этих побегов – чрезвычайно редкое явление среди хвойных деревьев.

Ученик 3:

“Орешки – малышки
Сидят на вышке
В худой кубышки”. (Сосна)

Сосна обыкновенная – одна из самых распространённых хвойных пород севера и средней полосы России. Растения очень неприхотливы и могут произрастать как на сухих песках, так и на болотах, где избыточная влажность. У сосны хвоинки (6–7 см) вырастают попарно на укороченных побегах и сохраняются 2 – 4 года, позже заменяясь новыми.

В лесу сосны имеют высокий (до 35 м) колоннообразный ствол и небольшую пирамидальную крону при диаметре ствола до 1 м. продолжительность жизни сосны обыкновенной в среднем 150-200 лет, некоторые экземпляры доживают до 400 лет.

Древесина сосны – великолепный строительный материал. Издавна из стволов сосен изготавливали мачты и множество самых разных предметов. Используется древесина сосны для производства бумаги, а сосновую стружку применяют в виде древесностружечных плит для изготовления мебели. Путём сухой перегонки получают ценное вещество – дёготь.

Семена созревают в небольших (длиной 2,5–7 см) коричневых шишках на второй год после опыления. Шишки одиночные овальные висячие или собраны по 2–3 штуки, крепятся к побегу с помощью изогнутой короткой ножки.

Сосновый лес имеет научное название – светлохвойный бор.

Воздух в сосновых борах почти стерилен оттого, что выделяемые сосной вещества – фитонциды убивают болезнетворные микроорганизмы. Поэтому санатории, в которых лечат людей, заболевших туберкулёзом, размещают чаще всего в сосновых лесах. При приготовлении различных мазей и пластырей употребляется сосновая смола и получаемый из неё скипидар. Сосна насыщена смолой, даже если слегка поранить любую часть дерева, вытекающая смола затянет порез и спасёт растение от загнивания.

Ученик 4: Сообщение о пихте ученик начинает с предложения: “Определите по данному побегу (на каждом столе гербарий) о каком растении я буду говорить” (см. Приложение 4).

Пихта сибирская – это высокое (более 30 м) дерево с узкоконической кроной и тёмно-серым стволом всегда заметно и в хвойном, и в смешанном лесу. Пихта очень чувствительна к загрязнению почвы и атмосферы. Там, где плохая экологическая обстановка, пихты не будут расти. Следовательно, этот вид можно считать растительным индикатором, показателем здоровой среды обитания. Продолжительность жизни до 300 лет. Хвоинки пихты значительно меньше сосновых, но чуть длиннее еловых – до 3 см, плоские, тупые. Верхняя сторона у них тёмно-зелёная, а нижняя – с двумя беловатыми полосками. Располагаются хвоинки по одиночке спирально и держатся на ветвях дольше, чем у ели и сосны, до 10 – 12 лет. В женских шишках (до 10 см) на каждой семенной чешуе развиваются в течении 1 года по два крылатых семени.

Их хвои и молодых побегов пихты сибирской получают искусственную камфору (настоящую камфору добывают из камфорного лавра). Искусственная камфора применяется как лекарственное средство для лечения сердечных болезней. Из смолистого вещества, которое вытекает из ранок на стволах пихты, получают пихтовый бальзам, используемый в медицине и для приготовления микроскопических препаратов. Это смолистое вещество называется живицей.

Ученик 5:

“Древесина крепка (не хуже дубка)
Кора со смолкой
Лист иголкой
Только не колкой”. (Лиственница)

Лиственница сибирская живет на небольших площадях в Сибири. Высаженная в средней полосе Европейской части России, она хорошо приживается и образует семена. Семена формируются на шишках длиной от 2 до 6 см, с кожистыми цельнокрайними, густоопушёнными чешуями, крепко приросшими к коричневато-жёлтым побегам. За каждой чешуйкой “прячутся” семена. Лиственница – необычное дерево. Каждую весну из небольших коричневатых почек появляются короткие (2–3см) по 2–3 штуки в пучке, мягкие зелёные, с небольшой желтизной хвоинки. Всё лето они как мягким пушком укрывают ветви лиственницы. С наступлением осени хвоинки опадают, устилая почву.

Светолюбивые лиственницы нетребовательны к почве, выносливы, могут доживать до 500 лет. Лиственница – самое распространённое дерево в российских лесах. Твёрдая, тяжёлая древесина лиственницы очень долговечна и прочна. С давних пор жители Севера России делали из лиственницы не только дома, но и столбы, паркет, мебель, а так же опоры для мостов. Амфитеатры древнего Рима, сваи зданий Венеции тоже сооружены из лиственниц. Лиственницы ценны ещё тем, что из надрезов их стволов (подсечки) вытекает смолистая жидкость – живица. Из неё получают такие вещества, как канифоль и скипидар.

Ученик 6:

“В наших парках под Москвой
Над газонною травой – деревце хвалёное
И зимой зелёное;
Только нет иголок, лист совсем не колок”. (Туя)

Растения рода туи всегда невысокие деревья (до 18 м), реже кустарники. В России обычно дикорастущим видом является туя восточная. У молодых растений маленькие листочки игловидной формы, плотно прижаты к стеблям, имеют небольшое сходство с хвоёй. На по мере роста листочки становятся чешуевидными (до 0,5 см), оставаясь на протяжении всего года всегда зелёными. Эфирные масла, содержащиеся в листьях туи, стерилизуют воздух.

Размножается туя семенами, которые созревают в первый год в шишках овальной формы 1–2 см на концах удлиненных ветвей. Древесина туи мягкая, плотная, устойчивая к различным повреждениям и гниению. Она используется в различных строительных целях. Продолжительность жизни 600–700 лет.

Ученик 7:

Можжевельник обыкновенный, или верес – растёт как подлесок в сосняках и редкостойных ельниках. Хорошо развивается на подзолистых, преимущественно сухих и бедных песчаных почвах лесной зоны европейской части России, в Сибири – до бассейна реки Лены.

Можжевельник обыкновенный – небольшое дерево высотой до 15м, может иметь форму куста. Крона конусовидная, ствол покрыт серибристо-бурой корой. Хвоинки можжевельника располагаются на удлинённых побегах пучками по три. Колючие игловидные хвоинки длиной 1–1,5 см с широкой белой полосой вдоль средней линии сохраняются на побегах в течении 4 лет.

Синевато-чёрные, с восковым налётом шаровидные шишкоягоды, созревающие на второй год после опыления, содержат много сахара, эфирное масло, органические кислоты, смолы. Образовываться шишкоягоды у можжевельника обыкновенного начинают с 5 –10 лет, предельный возраст – 600 лет.

Ученик 8:

“У дерева – великана
Древесина вся багряна
Он веками не стареет
И в воде лежит не тонет” (Тисс)

Тисс ягодный – одно из наиболее интересных хвойных растений. Растёт он очень медленно и живёт долго – 4000 лет, занимая одно из первых мест в мире среди растений-долгожителей. Тиссовые деревья довольно большие h = 15 м, они имеют ширококоническую густую крону, иногда с 3–4 вершинами. Такую крону образует множество побегов, покрытых плоской листовидной хвоёй (до 3 см), располагающейся по всему побегу поочерёдно, сохраняется в течении 3 лет. По мере созревания семени, которое имеет тёмную окраску вокруг разрастаются красные или жёлтые мясистые бокаловидные присемянники. В результате семена тисса становятся похожими на привлекательные ягоды(5–8 мм). Но внимание: эти ягоды ядовиты. Произрастают деревья этого вида в хвойных и смешанных лесах средиземноморских стран.

Тисс имеет старинное народное название – “негной дерево”. Оно отражает своеобразие и важные в хозяйственном отношении свойства древесины этой породы, которая тяжелее воды, действительно не гниёт, сохраняется веками. Древесина тисса очень прочная, не поражается заболеваниями и насекомыми. Её использовали для строительства мельниц, плотин, кораблей. Из тиссовой древесины изготовляли лемехи плугов, стрелы, копья, луки. По преданию, лук защитника бедняков Робина Гуда был вырезан из тисса.

V. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Рефлексия по итогам всего урока: что узнали нового и важного для себя?
  2. Подсчёт баллов, полученных на уроке каждым учеником; самооценка
  3. Оценка работы учеников учителем.

VI. Домашнее задание

С помощью опорного конспекта и таблицы, повторить и уяснить материал данной темы, составить схему значение голосеменных в природе и народном хозяйстве.