Организация учебного процесса в режиме новой педагогической технологии КСО (ДЕМСОС)

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Тюнгюлюнская общеобразовательная школа ступени функционирует с 1995г. и является одной из крупных школ Мегино-Кангаласского улуса республики Саха (Якутия).
С 1996-97 учебного года школа работает в режиме внедрения новой педагогической технологии демократической системы обучения по способностям (ДЕМСОС).
Основными задачами на первом этапе функционирования школы стали:
- формирование коллектива единомышленников, способного решать любые проблемы в период становления школы;
- создание организационно педагогических условий для совместного творческого поиска учащихся и учителей.
Изменившиеся цели обучения в современной школе, направленные на развитие личности каждого ребенка, настоятельно требуют отхода от информирующего подхода к обучению, максимального включения каждого ученика в учебный процесс, радикального изменения классно-урочной системы, внедрения новых эффективных методик и технологий, направленных на первую очередь на сохранение здоровья ребенка. Демократизация и гуманизация педагогического процесса предъявляют качественно новые требования к деятельности учителя и ученика на уроке. Главная роль учителя – помочь ребенку учиться самому, сохраняя здоровье, работоспособность, создавать личность, способную стать творцом новой жизни.
Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную.
В процессе обучения идет индивидуальное развитие каждого ребенка. Постепенно ребенок выходит на индивидуализацию обучения, развивается в зоне его ближайщего развития. В этом образовательном процессе интенсивно формируется общеучебные умения и навыки учащихся и профессиональные умения педагога.
В любой образовательной системе есть свои достоинства и недостатки. На наш взгляд, недостатки классно-урочной системы:

  • сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся;
  • ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности;
  • трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала и продвижения в умственном развитии учащихся;
  • ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности;
  • усреднение темпа прохождения учебного материала.

Как мы все знаем, в каждом классе есть дети с разными способностями. Учителям нужно и надо учитывать способности каждого и в то же время они должны обучать класс, как единую группу. Как бы учителя ни старались, это противоречие при классно-урочной системе остается неопределенным. Учитель должен стать наставником, консультантом, организатором учебной деятельности, который помогает ученику понять смысл целей, действий и результатов.
Достоинствами технологии являются:

  • активность каждого ученика в постижении передаче знаний в процессе обучения;
  • возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого;
  • сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль являются главным средством нравственного воспитания;
  • демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.

Данная технология основывается на таких педагогических принципах:
1.Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи.
На уроках ученики общаются друг с другом, передают свои знания, проверяют, обмениваются заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную деятельность, учатся культуре общения, взаимоподдержке.
2.Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Здесь каждый в роли учителя пробует себя, свои возможности, умения, талант. Ученик совершенствуется из урока в урок, стремится больше знать, искать ответ и в других учебниках, пособиях. Он – личность. Ребенок раскрывается, становится раскованным.
3.Принцип коллективной деятельности. Каждый принимает участие в самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе, появляется уверенность.
Именно такие возможности на высоком уровне дает новая педагогическая технология КСО ДЕМСОС, автором, разработчиком, которой является академик международной академии образования, профессор В.К. Дьяченко.
Так, с 1996 учебного года весь коллектив изучает теорию новой педагогической технологии КСО ДЕМСОС. С этого учебного года полностью вся школа перешла на эту технологию. К концу учебного года школа отчитывалась перед экспертным советом улусного образования и стала экспериментальной площадкой по проблеме «Школа с внедрением новой педагогической технологии КСО ДЕМСОС и физического воспитания с оздоровительной направленностью». В нашем селе начальная школа одна, рассчитана она на всех и призвана готовить к реальной жизни и сотрудничать, и жить, и работать приходиться со всеми: и со способными одаренными детьми, и с детьми со средними способностями, и с теми, кому очень трудно дается учеба. Лабораторией экспериментальной работы руководит заслуженный учитель республики Саха (Якутия), отличник просвещения РФ, обладатель титула «Учитель-учителей», руководитель городского Центра по освоению педагогической технологии КСО Говорова А.И., которая работает в творческом контакте с академиком Дьяченко В.К.
В нашей школе в 10-ти класс-комплектах обучается 200 учащихся, работает 27 педагогов. Обучение ведется по Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений республики.
Введено предметное обучение со 2 класса. В связи с переходом на новую педагогическую технологию всей школой, освоение содержания учебного процесса осуществляется интенсивно, в режиме погружения.
В настоящее время педагогическим коллективом предоставлено право выбора учебных планов, программ. В программу обучения ввели такие предметы, как информатика в играх и задачах, английский язык со 2 класса, логика, интеллектуальная игра, шашки, 4-х разовое проведение в неделю уроков физкультуры. Вместо календарно-тематических планов учитель составляет блочно-тематическое планирование по всем предметам, учитывая возрастные особенности учащихся.
В первом классе все основные предметы ведет один учитель. С началом учебного года учителями проводятся интегрированные уроки по их первой книжке «Азбуке» и математике.
Чтение занимает исключительно большую роль в становлении личности младшего школьника, его образовании, воспитании и развитии, в овладении им доступными его восприятию и пониманию духовных ценностей. Урок начинается с 5-ти минутного чтения. Каждый классный коллектив имеет свою библиотеку. Наиболее часто на уроках чтения используется методика Ривина в малых группах. Работа по методике Ривина проходит в парах сменного состава. Состав группы подбирается так, чтобы в нее входили учащиеся разного уровня подготовки. Ученики группы не соревнуются друг с другом, а сотрудничают, что способствует умственному, социальному и физическому развитию детей. Имея разные мнения при прочтении одного и того же текста, в результате совместной работы, учащиеся должны понять смысл прочитанного, уметь самостоятельно работать с текстом, анализировать его. Например, учащиеся первых классов свою первую книжку «Азбуку» заканчивают в октябре, ноябре, а оставшиеся дети – в декабре те, кто сдал зачеты учителю, родителям, тот приступает к изучению других учеников. Таким образом, за год они могут освоить содержание 2-3-х, а продвинутые – 4-5 учебников.
Проанализировав диагностику чтения учащихся, работающих по методике Ривина, мы видим:

  • увеличение темпа чтения;
  • безошибочность и осознанность чтения;
  • повышение успеваемости и качества;
  • умение слушать товарища и задавать вопросы;
  • умение выступать перед аудиторией;
  • формирование потребности у учащихся чтении;
  • развитие интереса к чтению.

Также постоянно идет поиск более совершенных методов преподавания. Учителя разработали и составили индивидуальный план каждому ученику, карточки-задания по каждому блоку, по определенным темам, опорные схемы, карточки, вопросники, тесты по темам, тексты взаимодиктантов. Ведется системная работа по привитию навыков работы с учебниками, справочниками, словарями и дополнительной литературой.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков-важное звено учебно-воспитательного процесса. Основными методами анализа и отслеживания знаний, умений и навыков является устная, письменная, практическая и графическая форма проверки. Основными видами проверки являются текущая, четвертная и итоговая. Итоговая проверка включает проверку по теме, разделу, блоку, за четверть и полугодие. Также в деятельности применяются такие формы проверки, как уровневые контрольные работы, тесты-задания с выбором ответа. Одной из важных форм итоговой проверки знаний, умений и навыков являются зачёты. С помощью зачетов проверяются знания учащихся по темам и по блокам, по индивидуальным заданиям. Отслеживается динамика состояния здоровья учащихся. Из года в год получаем положительные показатели развития здоровья учителей и учащихся, работающих в инновационном режиме.
Новая педагогическая технология на уроках способствует продвижению учащихся в соответствии их учебными способностями. Обеспечивает овладением всеми учащимися знаний, умений и навыков, а у учащихся более высокими учебными возможностями появляются углубленное изучение предмета и более качественное усвоение программного материала. В каждом классе часть учеников значительно уходит вперед и раньше овладевает программой. Поэтому возникла проблема создания классных коллективов нового типа, критерием создания таких групп становятся учебные успехи, темпы продвижения вперед. В таких группах объединяются учащиеся разного возраста и разного уровня развития. Так в 1999 году открыли одну экспериментальную разновозрастную группу из учащихся 2 и 3-х классов. Группу открыли по результатам тестирования и по желанию родителей. За год обучения 3 ученика прошли программу III классов, успешно выполнили переводные итоговые контрольные работы за III класс, переведены в IV класс, остальные учебную программу прошли с опережением.
Как в таких группах  проводится учебный процесс? Учебный процесс обеспечивается коллективной организационной, как ведущей, наряду с другими формами групповой, парной индивидуальной. Умелое сочетание методик коллективных занятий и организационных форм дает хорошие результаты.
По блокам даются вводные лекции. Каждый ученик проходит темы своим темпом с учетом психологических особенностей развития. Ведется учет и координация учебного материала, маршрута для каждого ученика. Овладев предыдущим учебным материалом на хорошем уровне, учащиеся продвигаются из одной группы в другую. Наиболее подготовленным учащимся дается большая самостоятельность, сильных учащихся удерживать нельзя, им необходимо самоутверждение и мотивация к учению. Опережающим учащимся даются дополнительные задания из других учебников, дидактических материалов, по математике - задачи олимпиадного характера. Итоговый контроль по блоку осуществляется в виде устного зачета. В конце каждого блока проводятся обобщающие уроки, уроки-зачеты, тестирования.
В 2000 году эта группа перешла в 3-4 разновозрастную группу. За год все учащиеся прошли программу начальных классов по математике (в том числе и третьеклассники), также из программы 5 класса один блок. Это натуральные числа, их обозначения, чтения и запись натуральных чисел, сложение и вычитание и дроби. По результатам такой работы 2 учащихся за два года прошли программу 2-3-4 классов по всем предметам и переведены в 5 класс, 4 учащихся из 3-го класса прошли всю программу начальных классов по математике, а другие предметы прошли с опережением
В этом учебном году открыты 4 разновозрастные группы. Учителя, работая в таких группах, стараются создать деловую атмосферу, когда каждый ученик вовлекается в процесс обучения, требующий него самостоятельности и продвижения в своем темпе. Развивают умения слышать и слушать, умение общаться и сотрудничать. Конечно, есть трудности и свои проблемы. На педагогической лаборатории проводится совместный анализ хода работ, коррекция.
Обучаясь по новейшей технологии в разновозрастных классах, дети научились свободно общаться, высказывать свое мнение, стали более самостоятельными, рассудительными, ответственными, уверенными. Положительно относятся к учению, помогают друг к другу. Каждый участвует в самоуправлении. Развиваются навыки самоконтроля, организаторские способности, а также дети стали более общительными, дружнее. Повысилась успеваемость, качество выполнения контрольных работ. Результат работы педагогического коллектива школы за период работы по технологии:

  • учебный труд у учащихся становится интеллектуальной потребностью;
  • улучшается здоровье учащихся, что подтверждается результатами наблюдений за период обучения по технологии;
  • детям занятия стали в радость, у учителей появляется удовлетворение от работы, у родителей – результаты учебы своих детей;
  • учебную программу по предметам проходят с опережением;
  • В разновозрастных группах учителя добиваются 100% качества обучения.

За годы работы по технологии КСО ДЕМСОС накоплен немалый опыт учителей: проведены республиканские, региональные, улусные курсы, семинары, консультации для учителей, также учителями проводятся мастер-классы, педагогические мастерские, открытые уроки на базе нашей школы.
Коллектив школы имеет значительное продвижение в плане роста профессионального мастерства, что показывают следующие результаты: 10 учителей имеют высшую, 11 – высокую категорию УПД.
За 5 последних лет на базе нашей школы обучились, прошли теоретическую и практическую подготовку по КСО более 570 педагогов улуса и других школ республики.
Перспективу развития обучения технологии мы видим:

  • в повышении мастерства и профессионального уровня учителя;
  • в перестройку взглядов не только учителей, учащихся, родителей, но и общественности на существующий учебно-воспитательный процесс;
  • в открытии авангардной группы для одаренных детей;
  • на постепенный выход из классно-урочной системы.