Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста на принципах биоуправления с обратными связями

Разделы: Работа с дошкольниками


Важнейшей характеристикой работы каждого дошкольного образовательного учреждения является состояние здоровья детей. За последние годы число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, неуклонно возрастает, причем первое место среди заболеваний занимают острые респираторные инфекции.

Для более совершенных и перспективных форм организации работы по физическому воспитанию, охраны жизни и здоровья детей мы успешно внедряем в работу МОУ центра - детского сада программу "Здоровый ребенок", разработанную Волгоградской государственной академией физической культуры и рассчитанную на детей 4-6 лет. Эта программа имеет свои особенности, отличающие ее от других программ: комплексный подход к проблеме обучения детей основам здорового образа жизни (ЗОЖ); формирование и начало тренировки основных функциональных систем организма, позволяющих добиться оптимального приспособительного эффекта к различным нагрузкам; использование в процессе обучения детей метода биоуправления с биологической обратной связью.

Биоуправление - это современный немедикаментозный метод совершенствования здоровья и коррекции нарушенных или работающих не оптимально функций организма, основанный на целенаправленной активизации резервных возможностей организма.

Наиболее успешно метод биоуправления зарекомендовал себя в процессе обучения движениям, который происходит намного успешнее, если ребенок видит результаты выполняемых им действий, если к нему поступает информация о параметрах выполняемых движений и он может управлять движениями.

Процесс обучения детей с использованием метода биоуправления с обратной связью (ОС) мы начинаем с обучения легкой походке. Для этого предлагаем детям выполнять ходьбу по дорожке с керамзитом. Идти нужно так, чтобы не возникало болезненных ощущений. При ходьбе дети должны касаться головой (ходьба на пятках, с высоким подниманием бедра) или руками (ходьба на носках, руки вверх) руки инструктора по физической культуре, расположенной над головами детей, или колокольчика. Инструктор по физической культур корректирует положение руки в зависимости от роста занимающихся. Выполняя это упражнение, дети сохраняют правильную осанку при ходьбе.

Обучение лазанию мы проводим с постепенным усложнением заданий. Вначале детям предлагается преодолеть препятствие из "дорожки обручей", не задев колокольчик.

По мере освоения навыка задание постепенно усложняем: дети преодолевают препятствие из натянутых низко на полу веревок с подвешенными на них колокольчиками. Если ребенок выполнил задание правильно — колокольчик молчит.

Обучение бегу на короткую дистанцию проводим в несколько этапов:

  • сначала учим детей правильно ставить стопу, используя с этой целью керамзитовую дорожку (каждое неправильное движение ребенок ощущает);
  • обучаем высокому подниманию бедра (бег и прыжки через препятствия - "нельзя задевать игрушку");
  • обучаем правильному движению руками (бежать, работая руками, "как паровозик").

Обучение прыжкам проводим поэтапно. Вначале учим ребенка прыгать в высоту с места толчком двумя ногами. Для того, чтобы у ребенка появился интерес к достижению цели, предлагаем ему выполнить элементарное игровое упражнение - достать до колокольчика, причем, высота колокольчика регулируется инструктором по физкультуре в зависимости от роста ребенка и его возможностей. По мере освоения навыка толчка задание усложняется.

Затем предлагаем выполнить прыжки с градуальной оценкой результатов: перепрыгнуть через серию лежащих друг за другом мячей, не задев их, перепрыгнуть через веревочку с закрепленными на ней колокольчиками (если колокольчик зазвонил - задание выполнено неправильно). Потом учим детей прыгать через скакалку вперед-назад, вправо-влево, на месте и с продвижением. К натянутой скакалке прикрепляем колокольчик. Задев скакалку, ребенок получает информацию, что упражнение выполнено неверно.

К моменту закрепления навыка толчка предлагаем детям не только выполнить прыжок, но и самостоятельно оценить свои способности и возможности, предварительно проанализировав их (составление алгоритма движения в работе с разрезными картинками). В спортивном зале подвешиваем за ниточки на разных уровнях три разноцветных воздушных шара - красный, синий и зеленый. Дети должны в прыжке достать один из них и, в зависимости от правильности оценки и самооценки своих возможностей, справиться с заданием.

Обучение прыжку в длину проводим в несколько этапов:

  • прыжок с места толчком одной или двумя ногами через препятствие на расстоянии 20-40 см от места толчка инструктор по физкультуре кладет мягкую игрушку - медведя; детям дается задание: поднять ноги в прыжке как можно выше, чтобы не "разбудить спящего Мишку"; впоследствии то же игровое упражнение выполняется в прыжке в длину с короткого разбега;
  • для того чтобы научить детей отталкиваться от планки, под нее кладется резиновая "пищащая" игрушка; ребенок, попадая на планку, слышит звуковой сигнал и, в зависимости от него, корректирует момент отталкивания;
  • обучение прыжкам в длину на заданный результат проводим следующим образом: на гимнастический мат в месте возможного приземления наносятся разметки (кружок, треугольник, квадрат) и дети должны регулировать силу своих прыжков в зависимости от задания (прыжок вполсилы, в полную силу) и уже приземляясь, они знают, выполнено ли задание инструктора по физкультуре.

Обучение технике метания мяча также проводим в несколько этапов:

  • метание мяча, скользящего по натянутому тросу под углом 45?; оценка финального усилия с помощью разметок на тросе (красная, синяя и зеленая ленты) - зрительная и тактильная ОС;
  • попадание в цель: на стене рисуется три круга разного диаметра, наложенных один на другой; оценивается количество попаданий и точность попадания мяча (чем меньше диаметр круга, тем точнее попадание - зрительная и вербальная ОС).
  • С целью контроля за степенью релаксации различных мышечных групп применяем упражнения с элементами гетеро- и аутотренинга с соответствующим музыкальным сопровождением.

Комплексы аутотренинга направлены на тренировку расслабления скелетной мускулатуры, "переключение" или пассивную концентрацию на определенных ощущениях, сопровождающихся чувством глубокого успокоения, снятия напряжения, возбуждения и тревоги.

К примеру, "мама-кошка" разговаривает с "котятами", "гладит их по головке", поет колыбельную песенку и т.д. Интересен тот момент, что дети не только представляют себе все действия "мамы-кошки", о которых им рассказывает воспитатель, но и реагируют на них, улыбаются, потягиваются, качают головками, а под конец сеанса под колыбельную песню иногда и засыпают.

После того, как дети осваивают комплексы такого типа, мы усложняем задание: в спортивном зале включаем музыку и дети должны мысленно представить ту или иную картину (например, пение птиц, шум воды и т.д.).

Результаты исследований, проведенных аспирантами кафедры физиологии и химии ВГАФК в нашем МОУ центре, подтвердили, что эти приемы способствуют снятию возбуждения после занятий физическими упражнениями и подготовке детей к выполнению другого вида работы. Комплексы с элементами аутотренинга мы систематически применяем и в других режимных моментах детского сада: в физкультминутках, перед дневным сном и т.д.

Закаливание

Из общих методов закаливания мы используем: ежедневные трехразовые прогулки при любой погоде (t не ниже -20° С), проведение утренней гимнастики на воздухе, утренних пробежек, облегченную одежду детей в группах (в зависимости от температуры), проветривание помещения, умывание детей водой с постепенным снижением температуры (с +28° до +20° С), летом - гигиенический душ после прогулки.

Из специальных методов закаливания мы проводим следующие:

  1. Босохождение. Начинаем закаливание с трех лет. Постепенно увеличиваем время ежедневно на 2 минуты, доводя его с 3 минут до 15.
  2. Полоскание горла и полости рта растворами трав, обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, и раствором морской соли. Жидкость для полоскания готовим следующим образом: 3 ст. ложки сухого сырья (эвкалипт, шалфей, ромашка,
    календула и т.д.) заливаем тремя ст. воды комнатной температуры и настаиваем ночь. Утром раствор кипятим 5-7 мин, охлаждаем до комнатной температуры и процеживаем. Солевой раствор готовим из расчета 1 ст. ложка морской соли на литр воды.
  3. Общее ультрафиолетовое облучение передней и задней поверхности туловища проводим в осенне-зимний период курсами по 20 сеансов для каждой возрастной группы, начиная с трехлетнего возраста (до трех лет - УФО голени и стоп, начиная с 15 секунд до 3-х минут).
  4. Кислородный коктейль даем детям курсами по 15 дней два раза в год. В качестве основы для коктейля мы используем яблочный сок (без мякоти) и сироп солодки.
  5. Спелеотерапия - пребывание в искусственной солевой пещере (галокамере), основным лечебным фактором которой является высокодисперстная среда, насыщенная аэрозолем хлорида натрия, отрицательными аэроионами при влажности свыше 80% и стабильной температуре - +18 - +24°. Галокамеру наши воспитанники посещают не менее двух раз в год курсами по 10 сеансов. Продолжительность каждого сеанса 10-20 мин в зависимости от возраста детей. В процессе сеанса с целью оказания расслабляющего воздействия на нервную систему ребенка включаем записи психологических тренингов
  6. Очищение и увлажнение воздуха проводим при помощи электронных воздухоочистителей.

По мере регулярного проведения закаливающих процедур учим детей оценке и самооценке своих ощущений. С этой целью на каждого воспитанника заводим личные карточки, в которые дети заносят свои ощущения: "чувствую себя хорошо" - квадратик закрашивается в голубой цвет, "испытываю состояние дискомфорта" - в красный. Руководствуясь этим, воспитатель или медицинский работник может регулировать длительность процесса закаливания или освободить ребенка от процедуры.

Дыхательная гимнастика

 Дыхательную гимнастику (Приложение 1, Приложение 2) мы проводим для укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения выносливости при физических нагрузках и сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям.

Комплекс дыхательных упражнений мы разработали на основе рекомендаций кафедры физиологии и химии ВГАФК. Он включает игровые упражнения для освоения навыков нижнего брюшного дыхания с последующим переходом к среднему, верхнему и полному дыханию, очистительного дыхания и очистительного дыхания "Ха".

Полное дыхание оказывает положительный лечебный эффект, особенно у часто болеющих детей. Очистительное дыхание хорошо снимает возбуждение и усталость после динамических нагрузок, восстанавливает силы, очищает дыхательные пути.

Очистительное дыхание выполняется в виде резких выдохов через плотно сомкнутые губы с помощью толчкообразных сокращений диафрагмы.

Очистительное дыхание "Ха" совершается так: полный вдох носом, одновременно прямые руки поднимаются над головой, ладони могут быть соединены. Ставим задачу как можно дольше задержать звук до ощущения напряжения мышц брюшного пресса. Полный выдох через рот с произнесением "Ха", с резким наклоном туловища вперед и опусканием рук вниз (при этом на выдохе дети должны "выбросить из себя" недомогание и усталость).

Вот некоторые дыхательные упражнения, которые мы предлагаем детям на занятиях по физическому воспитанию.

 

Упражнение "Часики".

Инструктор по физкультуре имитирует ход маятника часов, говоря "тик-так". Дети поднимают руки вверх, в стороны – вдох и опускают их - выдох. Повторить 10-12 раз.

Упражнение "Трубач".

И.П. - стоя, кисти рук сжаты в трубочку и направлены вверх. Производится медленный выдох и звук "Ту-у-у" или "П-ф-ф". Повторить 4-6 раз.

Упражнение "Петух".

И.П. - стоя, одна рука - на животе, другая - на груди. Втянуть живот и набрать воздух - вдох. Выдыхая, выпячивать живот - выдох, произнося "Ку-ка-ре-ку-у-у" (3-4 раза).

Упражнение "Паровозик".

Осуществляется при ходьбе, руки, согнутые в локтях, движутся вперед-назад со словами "Чух-чух".

Упражнение "Насос".

При выполнении наклонов вперед руками выполняется покачивающее движение (при этом делается выдох с произнесением звука "с-с-с" - насос), при выпрямлении - вдох (6-8 раз).

Упражнение "Мяч".

Руки с мячом (или имитация мяча) поднять вверх и бросить мяч вперед на вдохе со звуком "у-у-ух". Повторить 5-6 раз.