Интегрированный урок по теме: "Романтическая проза Ш.Бронте "Джен Эйр"(литература Англии и практический курс английского языка)

Разделы: Литература, Иностранные языки


Рассматривая викторианство как феномен английской культуры нельзя пройти мимо романтической прозы и творчества сестёр Бронте.

Их творчество поразило воображение как современников, так и последующие поколения и заняло достойное место в английской литературе.

Они значительно расширили функциональность художественного образа и значимость самостоятельности персонажа, чрезвычайно разнообразили повествовательную линию и обогатили диалог. Существенно изменилось отношение к человеку, занимающему особое место в общественном процессе, чему способствовало создание системы детерминант, обусловивших показ личности в различных связях, общественных и личностных.

Роман Ш. Бронте “Джен Эйр” был высоко оценен современниками, развил и обогатил национальную традицию.

Романтическая и реалистическая эстетика переплетается в романе, придавая ему неповторимый характер.

Созданная автором эмоциональная и интеллектуальная атмосфера является новаторским приёмом и неким прорывом в последующую эволюцию жанровой структуры, формирование романа идей, психологического интеллектуального.

Силой поэтического воображения Ш. Бронте стремилась потрясти сердца читателей, сделать их доступными добру, красоте, мужеству, столь свойственному её маленькой героине.

Бронте удалось постичь глубинные пласты национального характера, показать – эгоизм, жестокость, склонность к амбициям, использовать новые методы психологического анализа, которые лягут в основу реалистического письма и будут использованы в последующем развитии романа.

В практическом курсе английского языка также обращаются к творчеству сестёр Бронте поэтому интеграция (т.е. объединение в одно целое) предметов по этой теме будет способствовать совершенствованию умений художественного анализа текста и приводить к “открытиям” в области языкового чутья. Такой тип урока позволяет более эффективно решать обучающие и развивающие задачи и дифференцировать знания студентов по вышеназванным дисциплинам.

Цели:

    • дальнейшее совершенствование лексико-грамматических навыков, навыков аудирования и говорения.
    • обогащение словаря новыми лексическими единицами.
    • формирование эстетического вкуса и базовой культуры.
    • развитие креативных способностей студентов.
    • развитие интереса к английской литературе.

Оборудование:

    • учебник по разговорной практике (английский язык) авторов Б. Эббс и И. Фриберн. Blueprint. Upperintermediate.
    • аудиокассета с записью отрывка романа.
    • текст романа.
    • портреты писателя.

Межпредметные связи: страноведение, литература.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
    • Беседа с дежурным.
    • Цели и задачи урока
  2. Вступительное слово учителя зарубежной литературы.
  3. Литература: История зарубежной литературы XIX в. Под ред. Н.А. Соловьёвой с.197.

    В 20-30 годы XIX века ушли из жизни Дж. Байрон и П. Шелли, Дж. Китс и В. Скотт. Романтизм растрачивал себя, но не прекратил своего существования и был ещё значительным явлением в литературе. Постепенно в романтическую прозу проникла живительная струя реализма.

    Женская романтическая проза достигла к этому времени больших успехов в психологическом анализе, фиксации тончайших движений мыслей и чувств, в обрисовке быта и нравов мелкопоместного дворянства. Примером может служить творчество Р. Берни, М. Эджуорт, Д. Остин.

    Уч-ль: Кого из писателей романтической прозы вы можете назвать?

    Уч-ся: Сёстры Бронте – Шарлотта, Энн и Эмили – дочери провинциального пастора Патрика Бронте.

    Все они рано ушли из жизни, но след их в литературе глубок. Романтический интерес к проблемам личности, утверждение этического идеала, тщательное исследование социальных вопросов сделали сестёр Бронте характернейшими представителями английской романтической прозы. Одними из первых они обратились к жанру психологического романа, что делает их произведения созвучными нашей эпохе.

  4. Вступительное слово преподавателя иностранного языка.

Dear friends. Today we are going to speak about Romantic fiction.

Can you suggest the important ingredients of a romantic plot.

Student: pretty heroine, handsome hero, they fall in love, something happens that drifts them apart, happy end.

T: You are mostly right.

Now read the following paragraph about romantic literature and note the essentials of a romantic plot.

S: a couple meet and fall in love but are kept apart by outside forces or internal conflict; finally lovers are united.

T: Can you name a romantic story or a film in which these ingredients are reflected.

S: W. Collins “Woman in white”, “The Moonstone”

T: At the previous stage of our lesson you discussed in full the book “Jane Eyre” by Ch. Bronte.

What can you tell us about the author and her family.

S1: Charlotte Bronte was one of the family of five sisters and one brother, all of whom were quite talented. Bramwell, the boy, was good at writing poetry.

Ann wrote poetry and two novels. Emily became world famous as the author of “Wuthering Heights”. But all the children apart from Charlotte died tragically young.

Charlotte, the author of the wonderful novel “Jane Eyre” was the only one strong enough to go out into the world and become famous for the most passionate and popular romances in the English language.

S2: It was nearly impossible to believe that these children hadn’t seen anything in the world except the life of their own family. They learned to write stories while they were playing. They didn’t like noisy games because they had poor health. The game they liked was writing little stories of their own.

  • Comprehension.

T: Listen to someone giving a brief summery of the story of Jane Eyre and answer the questions:

  1. Why was Jane sent to live with her aunt?
  2. Why did she go to Thornfield Hall?
  3. What was Mr. Rochester like?
  4. What qualities attracted Rochester to Jane?
  5. Why couldn’t they get married?
  6. Why didn’t Jane die on the moors?
  7. What stopped her from going to India with St. John?
  8. What had happened to cause Rochester’s terrible injuries?

T: Who would you choose to play the leading parts of r. Rochester in a now film of Jane Eyre?

S1: Timothy Dalton and Antonio Banderas as Mr. Rochester.

S2: Drew Berrimore as Jane.

  • Enriching the students Vocabulary

ex.7 Study the words. Gloomy, grate, curl up, prick up one’s ears, bound, sigh, gather.

ex.8 Find a word in the text which means the same as:

  • forgotten about – answer: (neglected)
  • resting one’s body against – answer: (leaning)
  • stepped on – answer: (trodden on)
  • in a commanding voice – answer: (imperiously)
  • grabbed violently – answer: (seized)
  • wrapped around – answer: (entwined)

Слово учителя зарубежной литературы.

Уч-ль: Обратимся к тексту романа Ш, Бронте “Джен Эйр” в переводе В. Станевича и рассмотрим каким образом романтическая и реалистическая эстетика переплетаются в романе.

Уч-ся: Сюжет романа вязан с длительной романтической трагедией: он не очень правдоподобен, хотя в этом скрыто и своеобразное обаяние. Сказалось чтение готических романов и произведений романтиков. Замок Рочестера, скрывающий мрачную тайну, внезапные появления ужасной женщины, прерванная свадьба, полученное героиней богатое наследство, пожар, в котором гибнет жена Рочестера и его замок, наконец, счастливый финал – всё это вполне соответствует канонам увлекательного романтического произведения. В образе мистера Рочестера явно ощущается байронические черты.

Уч-ль: Это романтическая эстетика, а в чём же реализм?

Уч-ся: Но Шарлота Бронте остаётся реалисткой в самом главном – в правдивом и типическом изображении социальной среды, социальных отношений и человеческих характеров. Дочь священника, она не остановилась перед убийственной сатирой на духовенство. Наиболее отталкивающий и гротескный образ в романе - священник Броклхерст, “попечитель” и в сущности, убийца девочек-сирот в Ловудской школе.

Столь же беспощадна Ш. Бронте и к любым проявлениям накопительства, преклонения перед деньгами. Ужасна история брака, превратившегося для мистера Рочестера в безысходную трагедию: сначала в юности, он становится жертвой гнусной торгашеской сделки между двумя богатыми семьями, скрывавшими от него душевную болезнь невесты, потом он оказывается привязанным на всю жизнь к неизлечимо больной, помешанной женщине. Писательница выступает здесь против английских государственных законов о браке, начинает спор, который продолжает такие колоссы, как Д. Голсуорси и Б. Шоу.

Уч-ль: Ш. Бронте была большим мастером слова. Движение прозы у неё осуществляется через многочисленные диалоги, каждый из которых имеет специфическую окраску: самоутверждение, страстная исповедь, печальное предчувствие, философски окрашенный спор о мире, человеке, вопросах нравственности. Созданная таким образом эмоциональная и интеллектуальная атмосфера романа является новаторским приёмом. А какие ещё повествовательные особенности вы можете назвать?

Уч-ся: Лейтмотивом романа является почти постоянно дующий холодный, пронизывающий ветер, метафора эмоционально насыщенной и быстро меняющейся жизни.

Природа и человек воспринимаются в тесном единстве.

Большую роль в романе играют звуки, краски, явления непонятные на первый взгляд – дикие крики в доме, ужасающий огонь – все эти моменты не преследуют цель просто ужаснуть читателя. “Страшное” в романе получает непременное рационалистическое толкование.

Разнообразные явления природы: гроза, буря, проливной дождь – подчёркивают эмоциональное состояние героев, усиливают нюансировку чувств.

Ту же роль играет и многократно повторяемый образ свечи (заветной цели).

Появился у Ш. Бронте и новый художественный символ страны в целом – это болото.

Измождённая усталостью, голодом, человеческим равнодушием и чувством одиночества Джен Эйр бредёт по пустынной местности, где болота заросли камышом и мохом и поднимается запах трав, сырости под мраком ночи. Домик, где она найдёт приют и участие в собственной судьбе, будет носить символическое название “конец болот”, там завершается путь блужданий и поисков.

Уч-ль: В рецензии мисс Ригби, помещённой в журнале “Quarterly Review” говорилось: “Джен Эйр горда, а потому и крайне неблагодарна: Богу было угодно сделать её одинокой и беззащитной сиротой, и тем не менее она никого не благодарит – ни друзей, ни руководителей своей беспомощной юности – за одежду, за заботу и воспитание. Автобиография Джен Эйр – целиком антихристианское сочинение. Оно проникнуто ропотом против комфорта богатых и лишений бедных”.

Та же рецензентка с ужасом сообщает, что, по слухам, автором романа является женщина, но это конечно, женщина, “которая давно уже потеряла право на общество лиц одного с нею пола”.

Главная героиня романа бедна и некрасива (да, Джен Эйр некрасива – это тоже было новаторством для английского викторианского романа). И тем не менее успех романа был потрясающим.

Как вы думаете, чем вызван был успех? Почему образ Джен Эйр до сих пор тревожит умы и сердца читателей?

Уч-ся: Необычный успех романа объясняется той смелостью, с которой писательница рисует чувства любви; даже передовые писатели-мужчины той эпохи (Ч. Диккенс и У. Теккерей) не решались на такое изображение.

Роман “Джен Эйр” привлёк и поразил читателей образом главной героини – смелой и чистой девушки, одиноко ведущей тяжёлую борьбу за существование и за своё человеческое достоинство. Джен Эйр – пылкая и сильная натура, носительница стихийного протеста против всякого унижения.

Уч-ль: Современного читателя может удивить поведение Д. Эйр, её отказ уехать с мистером Рочестером.

Уч-ся: Д. Эйр – гордая и чистая натура: сама мысль о том, что всю жизнь придётся лгать, всю жизнь быть вдалеке от родины, завися от малейшей прихоти деспотичного и вспыльчивого (хотя и любимого) человека, не выносима для неё. И она предпочитает нищету и разлуку. Если у Рочестера это страсть, сметающая все преграды, то у Джен – страсть, вступающая в борьбу с обострённым чувством долга.

Уч-ль: Финал романа, когда Джен Эйр возвращается к искалеченному, ослепшему и обедневшему мистеру Рочестеру и приносит ему помощь и утешение, превращается в апофеоз героини. Накал страстей и глубина переживаний героев снимают тот оттенок слащавости и фальши, который был обычно присущ happy end, счастливому концу викторианского романа.

Вопросы поднимаемые автором глубоки и актуальны и по сей день, это делает произведение созвучным нашей эпохе.

Роман “Джен Эйр” Шарлотты Бронте, одновременно поэтический и беспощадный стал новым словом в английской литературе XIX века.

Слово преподавателя иностранного языка

T: - Now let’s go deeper into the contents of the novel.

I’ll give you some pictures showing the main characters of the book. You should name every picture and say a few words about each picture.

S1: picture 1: This is Mrs. Reed, Jane’s aunt who lives with her children in the North of England.

S2: picture 2: This is John Rivers, Janе’s long lost cousin, who rescued Jane and wanted to marry her.

S3: picture 3: This is Lowood, a charity school for girls without parents where Jane was sent by her aunt.

S4: picture 4: This is Mr. Rochester who loved Jane Eyre but couldn’t marry her because of his mad wife.

S5: picture 5: This is Jane Eyre, an orphan, who worked as a governess in Thornfild Hall (picture 6). She found it beautiful. It is Mr. Rochester’s huge house.

T: - Now let’s come back to romantic fiction and its ingredients.

Can you give your own example of a romantic novel.

S1: Byron. Ch. Harold.

S2: Jane Austin “Emma”.

IV. Домашнее задание.

Рекомендую прочитать роман Эмили Бронте “Грозовой перевал” и написать эссе на тему:

  • “Размышления над страницами …”
  • “Я хочу поговорить о …”
  • “Моё первое знакомство …”

Outcome of the lesson.

Home task ex. 12, pg. 62. Write the story of Jane Eyre’s return from Mr. Rochester’s point of view.